Найти в Дзене
Алиса Селезень

История синего цвета в живописи: кровь, обман и красота

Писать на такую тему, как синяя краска, очень сложно, потому что невольно теряешься от обилия важных и интересных фактов – не знаешь с чего начать. С того, как она появилась? – банально. С того, как ее добыча до сих пор (!) является причиной преступлений и кровавых расправ? – для начала как-то рановато. С того, как она изменила целый жанр в живописи и даже восприятие реальности европейского человека? – слишком общно. В общем, задача не из простых. И, наверное, именно поэтому я целых два месяца готовила этот материал, собирая факты, с которыми теперь не знаю, что делать. Итак, наш главный герой – ультрамарин, он же минерал лазурит, который испокон веков добывают в горах Афганистана. И я прошу это запомнить! Нам этот факт еще пригодится. Именно там впервые зафиксировано его использование в качестве краски – на древних фресках в буддийских пещерных храмах в Бамиане в VI-VII веках нашей эры. Эти пещеры расположены недалеко от основного месторождения лазурита – полудрагоценного камня глубок

Писать на такую тему, как синяя краска, очень сложно, потому что невольно теряешься от обилия важных и интересных фактов – не знаешь с чего начать. С того, как она появилась? – банально. С того, как ее добыча до сих пор (!) является причиной преступлений и кровавых расправ? – для начала как-то рановато. С того, как она изменила целый жанр в живописи и даже восприятие реальности европейского человека? – слишком общно. В общем, задача не из простых. И, наверное, именно поэтому я целых два месяца готовила этот материал, собирая факты, с которыми теперь не знаю, что делать.

Итак, наш главный герой – ультрамарин, он же минерал лазурит, который испокон веков добывают в горах Афганистана. И я прошу это запомнить! Нам этот факт еще пригодится. Именно там впервые зафиксировано его использование в качестве краски – на древних фресках в буддийских пещерных храмах в Бамиане в VI-VII веках нашей эры. Эти пещеры расположены недалеко от основного месторождения лазурита – полудрагоценного камня глубокого синего цвета с золотистыми вкраплениями пирита. Камень тщательно измельчают, отделяя пигмент от примесей, чтобы получить тот самый чистый синий порошок, который окрашивает поверхность в небесный оттенок.

В Европе ультрамарин стал широко известен только шесть веков спустя. Его появление можно отследить по работам итальянских мастеров эпохи Возрождения, таких как Чимабуэ, Дуччо и Джотто. Но не стоит думать, что до ультрамарина синего цвета европейцы не знали. Есть гипотеза, что до ультрамарина, люди синий цвет не воспринимали как синий и часто путали его с зеленым. Это не совсем так и “ноги растут” у этой версии вот откуда: азурит – более дешевая альтернатива ультрамарину – имеет тенденцию со временем зеленеть, что делало его ненадежным для изображения чистого синего неба. В средневековых свитках и книжных иллюстрациях можно найти примеры с зеленым небом или водой. Всё потому что со временем азурит может приобрести зеленоватый оттенок – так он превращается в малахит.

Чимабуэ, "Мадонна с ангелами"
Чимабуэ, "Мадонна с ангелами"

Если копнуть глубже, то еще в Античности был популярен Египетский Синий цвет – первый в мире синтетический пигмент. Но его рецептура была утеряна после падения Римской империи. А восстановлена – аж в XVIII веке. Теперь мы его знаем как Прусский синий. Но до него мы еще дойдем.

Одежду в синий европейцы красили вайдой. Цветущей красящей травой. И на ее выращивании производители сказачно богатели. Но купцы Ост-Индской компании, совершили настоящий переворот в европейской текстильной торговле, когда привезли из далекой Индии одноименную краску Индиго – более насыщенный и стойкий синий цвет. Европейские правительства даже пытались блокировать импорт индиго, опасаясь за свою национальную текстильную промышленность, основанную на вайде. Но индиго пришел в Европу существенно позже лазурита (ультрамарина). Так что вернемся обратно к нему.

Дуччо, "Благовещенье"
Дуччо, "Благовещенье"

Когда ультрамарин из шахт Афганистана, проходит весь Шелковый путь, несмотря на грабеж, засады и пиратство, и появляется на берегах Венеции, он становится буквально дороже золота, прямой ассоциацией богатства и роскоши. В живописи он зарезервирован для изображения Девы Марии, как символ небесной чистоты. И в контрактах между художниками и заказчиками можно найти примечания, будет ли использоваться ультрамарин, сколько в граммах, для изображения кого, и даже кто будет за него платить! По сути весь визуальный язык ренессансной живописи сформирован под влиянием цен на краски – сначала художники писали гризайль (то есть, в ч/б), а потом тоненьким слоем разукрашивали разведенными маслом красочками.

Джотто, "Поцелуй Иуды"
Джотто, "Поцелуй Иуды"

Именно этим объясняется лаконичность Караваджо – высокой ценой синего. Именно этим объясняется отсутствие в эту эпоху морских пейзажей – высокой ценой синего. Именно этим объясняется запоздалое развитие пейзажа как такового – высокой ценой синего. Именно поэтому тот нехитрый пейзаж за спиной Джоконды или Мадонны Литты не сопоставим с синим безоблачным небом Италии. Синий цвет слишком дорогой! Слишком.

Недобросовестные торговцы выдавали окрашенный гипс за чистый ультрамарин, наживаясь на бедных художниках, делая их виновниками нарушения контрактов. До наших дней дошли свидетельства о судебных разбирательствах, где вместо уплаченного ультрамарина в картинах использовался, например, азурит. Но не только поставщики пигментов жульничали. Сами художники могли разбавлять настоящий ультрамарин более дешевыми синими пигментами, чтобы увеличить объем и гонорар. Например, в ход шла смальта и даже черный пигмент!

Так проходили века. Для современного человека пару страниц истории искусств без синего цвета исчезли незаметно, а между тем только в 1704 году (!) в Берлине появляется тот самый Прусский синий цвет. Это знаменитейшая случайность в истории химии! Открытие Прусского синего приписывается немецкому производителю пигментов Йоганну Якобу Дисбаху. Когда он пытался создать красный пигмент – кошенильный лак – ему не хватило поташа. Тогда он одолжил его у знакомого аптекаря Йоганна Конрада Диппеля. Тот был известен своими алхимическими экспериментами с животными маслами. Так вот, когда Дисбах смешал свои ингредиенты, он заметил, что вместо ожидаемого красного пигмента получается необычайно глубокий и яркий синий цвет. Он не мог понять, почему это произошло. А вышло это потому, что поташ, взятый у Диппеля не был чистым. Диппель, при производстве своего "животного масла" из костей, получал побочный продукт, который содержал цианид. Вероятно, оборудование, в котором хранился или обрабатывался поташ, ранее использовалось для работы с этим побочным продуктом, или же сам поташ был загрязнен остатками цианида. Когда Дисбах смешал этот загрязненный поташ с сульфатом железа (железным купоросом), цианид из поташа вступил в реакцию с железом, образуя ферроцианид железа, который и является химическим соединением, известным как Прусский синий. Таким образом, если бы поташ был чистым, Дисбах получил бы обычный красный лак. Вот такая роковая случайность, зато какая удачная для целой цивилизации!

Антуан Ватто, "Савояр с сурком"
Антуан Ватто, "Савояр с сурком"

И я не преувеличиваю! Прусский синий был первым недорогим, синтетическим, стабильным и насыщенным синим пигментом. Это мгновенно сделало синий цвет доступным для широкого круга художников, независимо от их бюджета или престижа заказа. Его использовали такие мастера, как Ватто и Гейнсборо.

Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом"
Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом"

Художники теперь могли создавать более реалистичные небеса, тени, воду и другие элементы пейзажа, не экономя на цвете. Он прекрасно смешивался с другими пигментами, позволяя получать широкий спектр оттенков, включая очень чистые и яркие зеленые при смешивании с желтым цвета. Стили Рококо и Барокко немыслимы без Прусского синего – он стал распространенным в одежде, декоративных элементах быта и, конечно же, в сценах сюжетной живописи.

Хотя Прусский синий был европейским изобретением, он оказал огромное влияние на японскую гравюру укиё-э XIX века. До его появления японские художники использовали индиго, который был менее стойким и ярким. Прусский синий позволил Хокусаю создать его знаменитую "Большую волну в Канагаве" и другие работы, где синий цвет играет центральную роль, демонстрируя беспрецедентные тональные переходы и глубину. В 1842 году английский астроном Джон Гершель обнаружил, что Прусский синий чувствителен к свету, и это привело к изобретению цианотипии и появлению "синек" – синих чертежей, используемых в архитектуре и инженерии.

Кацусика Хокусай, "Большая волна в Канагаве"
Кацусика Хокусай, "Большая волна в Канагаве"

Появление местного производства синего пигмента стимулировало внутреннюю химическую промышленность и уменьшило отток капитала за пределы Европы. И несмотря на то, что первое время формула Прусского синего хранилась под секретом, со временем она распространилась по всему континенту. Из-за своей относительно невысокой стоимости и устойчивости Прусский синий стал широко использоваться для окрашивания военной формы. Собственно, из-за мундиров прусской армии и пошло его название.

Но мы сильно убежали вперед. Рецепт Прусского синего держался в секрете около 20 лет. Его химическая формула и метод производства были впервые опубликованы только в 1724 году Джоном Вудвордом в "Философских трудах Королевского общества". До этого момента Дисбах и Диппель тщательно оберегали свой "Берлинский синий", дабы сохранить монополию на его производство и продажу. Но, как это часто бывает с ценными открытиями, секрет был раскрыт и распространился довольно быстро.

Несмотря на появление Прусского синего, существовала огромная экономическая и художественная потребность в высококачественном, но доступном синем пигменте, который мог бы заменить драгоценный натуральный ультрамарин. И вот в 1824 году Парижским Обществом поощрения национальной промышленности объявляется конкурс с призом в 6000 франков на изобретение синтетического ультрамарина. В результате, в 1826 году французский химик Жан-Батист Гиме успешно разработал процесс синтеза этой краски. Независимо от этого конкурса двумя годами позже в Германии к тому же результату пришел немецкий химик Кристиан Гмелин, разработав свой собственный метод получения ультрамарина.

Хотя и Гиме, и Гмелин независимо разработали методы синтеза ультрамарина примерно в одно и то же время, метод, который лег в основу промышленного производства и по сути используется сейчас, в большей степени связан с публикацией и процессом Гмелина. Вот почему! Жан-Батист Гиме после получения приза поначалу держал свой метод в секрете, чтобы сохранить коммерческое преимущество. А Кристиан Гмелин, напротив, довольно быстро опубликовал свой метод синтеза. Именно эта открытая публикация позволила другим химикам и предприятиям изучить, а позже и развивать технологию синтетического ультрамарина. Современные промышленные методы производства ультрамарина, конечно, значительно усовершенствовались по сравнению с первоначальными рецептами XIX века. Но базовые принципы остаются теми же, что заложил немецкий химик Гмелин.

Таким образом, если говорить о моменте, когда синий пигмент стал доступным для большинства художников (в смысле широкого ассортимента и ценовой доступности), то это произошло в XVIII веке с появлением прусского синего, а затем закрепилось и расширилось в первой половине XIX века с изобретением кобальтового синего и особенно синтетического ультрамарина. Эти достижения ознаменовали конец зависимости художников от экзотических и чрезвычайно дорогих природных источников синего цвета.

Но давайте посмотрим на такой жанр живописи, как пейзаж, до изобретения синтетического ультрамарина и попробуем его охарактеризовать! Что мы видим?

Клод Лоррен, "Утро"
Клод Лоррен, "Утро"

На протяжении Средневековья, Ренессанса и Барокко пейзаж редко был самостоятельным жанром. Он служил фоном для исторических, религиозных, мифологических сцен или портретов. Внимание художников уделялось фигурам и повествованию, а пейзаж лишь создавал соответствующую атмосферу или детализировал место действия. Ранние пейзажи редко были реалистичными изображениями конкретных мест. Считается, что как самостоятельный жанр пейзаж вырос из библейского сюжета “Бегство в Египет”, когда художники начали больше уделять внимание окружению, нежели святому семейству. И тем не менее, пейзажи были идеализированными, собирательными образами природы. В том числе и потому, что красками художник мог работать только в мастерской вплоть до изобретения тюбиковых красок в XIX веке.

Питер Брейгель старший, "Бегство в Египет"
Питер Брейгель старший, "Бегство в Египет"

Как же художники справлялись с базовыми художественными задачами, такими как изображение воздушной перспективы? Чтобы передать синее небо и удаленность объектов, мастера часто прибегали к разным уловкам. Например, использовали серые, бледные и даже желтоватые оттенки. Обратите внимание, как редко в южноевропейских пейзажах до XIX века встречается безоблачное небо, свойственное средиземноморским странам. Часто оно изображалось в мягких, туманных тонах, иногда с легкими оттенками зеленого или серого. Что логично при высокой цене на синюю краску – картины писались очень тонкими слоями. Бывало, что менее насыщенными синими пигментами или даже смесью с другими цветами для создания эффекта облачности или атмосферной перспективы.

И, пожалуй, самая характерная особенность старой школы живописи – драматичный свет. Глубокие тени и яркие световые пятна, которыми выделялись акценты. Приглушенный фон даже на натурных портретах. Яркие детализированные натюрморты во мраке комнаты. Сюжеты разворачивались в мрачных залах и главные фигуры театрально освещались ослепительными лучами. Только с развитием синтетического производства красок европейское искусство перешло на чистые цвета. Художники стали гнаться за состояниями света в разные времена суток. Портреты переместились из слабо освещенных залл на натуральный дневной свет, стали светлее и свежее, начали различаться на теплую и холодную гамму.

Караваджо, "Призвание апостола Матфея"
Караваджо, "Призвание апостола Матфея"

Что ж, в самом начале статьи я обмолвилась о преступлениях, связанных с добычей и производством синего пигмента. Под конец статьи я хочу рассказать несколько фактов о современных проблемах, связанных с лазуритом

Эти преступления включают:

  1. Значительная часть добычи лазурита в Афганистане осуществляется незаконно. Без соблюдения государственных норм и налогов. Затем незаконно добытый лазурит контрабандой вывозят из страны - часто через Пакистан. Оттуда он попадает на мировые рынки, в основном в Китай. Масштабы контрабанды огромны. Так, ежегодно Афганистан теряет миллионы долларов из-за неуплаченных налогов и пошлин.
  2. Доходы от незаконной добычи и торговли лазуритом служат источником финансирования для различных вооруженных группировок, включая Талибан и другие антиправительственные формирования. По данным Global Witness, доходы от лазурита вносят существенный вклад в разжигание и продолжение конфликта в Афганистане. Лазурит даже классифицируется как "конфликтный минерал" - по аналогии с "кровавыми алмазами". Контроль над шахтами лазурита - причина ожесточенных столкновений между различными группировками, местными полевыми командирами и коррумпированными чиновниками. И это продолжает годами дестабилизировать регион.
  3. Часто на незаконных шахтах используется принудительный труд, включая детский. Шахтеры работают без необходимого оборудования и мер безопасности.
  4. Незаконная добыча и контрабанда лазурита процветают благодаря глубоко укоренившейся коррупции на всех уровнях: от местных чиновников и полиции до более высоких эшелонов власти, которые либо участвуют в схемах, либо закрывают глаза на нарушения.
-11

Вот так история синего цвета - она всегда была сопряжена с большими деньгами, высокими рисками и прекрасной живописью. От Средневековья и до наших дней…

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen