Регулярно получаю вопросы о том, как общаться с заказчиком, как назначить цену за работу и как предложить договор. Что вполне объяснимо, потому что люди часто испытывают неловкость, затрагивая финансовые вопросы. Нам страшно показать меркантильными, страшно спугнуть покупателя высокой ценой, страшно демонстрировать свое недоверие к заказчику (которое вполне естественно).
Я хочу построить эту статью следующим макаром: озвучить по порядку страхи при работе на заказ и тут же дать совет, как его побороть. А в конце подытожить, почему вам не нужно стыдиться разговоров о деньгах с заказчиком.
1. Как не бояться озвучить цену за будущий заказ? Как правильно оценить работу, которую предлагает заказчик?
Заведите свой собственный прайс-лист, в котором вам самим будет легко ориентироваться, что и сколько у вас стоит заказать. Чтобы не получилось так, что вы нарисовали групповой портрет, а оценили его как одиночный, занесите все эти детали в собственную базу данных. Учитывайте формат полотна (маленький или большой), жанр (натюрморт будет дешевле портрета), технику исполнения (это может сказаться и на потраченных материалах и на сроках), количество персонажей и части их тел (да-да, кисти рук и стопы всегда делали картину дороже), количество сеансов, которое вам понадобится. Этот порядок был урегулирован еще в эпоху Возрождения, когда художники принадлежали к ремесленникам - считать все отдельно. Кроме того, не надо бояться демонстрировать этот прайс-лист. Заказчик должен знать, что вы не из головы взяли эту сумму, а что это следствие ваших уже проверенных подсчетов.
2. Как предложить заказчику заключить договор? Как себя обезопасить?
Найдите нотариуса и попросите составить в электронном виде универсальный договор, куда можно вписать ФИО заказчика и его данные. В этом договоре вы можете сразу обозначить предоплату и возврат. И в целом все форс-мажоры, которые могут у вас возникнуть. Нет ничего сложного в том, чтобы предложить договор, когда он у вас уже есть - это очень удобно. А главное - профессионально. Заказчик видит, что вы опытный человек и у вас все эти вопросы уже решены. А работать с профессионалами приятно. Кроме того, договор защищает не только вас, но и заказчика. Потому что человек тоже должен быть уверен в том, что вы ему предоставите то, что обещали.
3. Как себя финансово обезопасить? Как предложить предоплату?
Предоплата - это святое. 50% - она же неустойка. Не вы это придумали. Это база. Надо, во-первых, включить обязательно этот пункт в договор, и ни в коем случае от него не отступать. Заказчик может передумать, сказать, что ему не нравится результат, картина может ему не подойти - в любом случае вы уже потратили свои деньги на материалы и вы потратили свое время. Независимо от итога предоплата остается у вас. Все это надо озвучить заранее.
4. В каких случаях надо отказываться от заказа?
Во-первых, когда не по Сеньке шапка. Когда заказ слишком сложный, не надо за него браться. Я знаю, есть у некоторых людей черта - они сразу начинают с собой торговаться. Но по факту, это долго, спорно и высока вероятность, что вы облажаетесь. Во-вторых, когда вам предлагают нарисовать Сикстинскую капеллу за 500 рублей - сразу в баню.
У меня был случай. Одна девушка по знакомству обратилась ко мне с заказом. Она психолог и хотела создать свою авторскую колоду метафорических карт. Она мне предоставила референс - очень детализированные многофигурные изображения в реалистичном стиле. И сказала, что она тоже художник, но у нее самой заниматься этим времени нет. Я посмотрела на референс. Было очевидно, что если рисовать такой детализированный рисунок, то на А2 минимум и недели две на каждую карту. Количество было заявленно больше 30 штук. Я назвала сумму. Девушка очень оскорбилась: "Сколько же тогда должна стоить колода, если столько стоят иллюстрации? Я же буду печатать за собственные деньги!" Ну, не надо тогда заказывать такой референс! На том и попрощались.
В-третьих, когда вы слишком загружены и не успеваете. Вам нечего подвинуть, вы не рассчитали нагрузку, вы уже профукали сроки и к тому же месяц работаете без выходных. Прямой путь к выгоранию - не надо так.
5. Как вежливо отказаться от заказа?
Необязательно заказчику рассказывать, что с его идеей не так. Вы можете просто сказать, что вы не возьметесь за работу по личным причинам. Ключевое слово "личным". Личное не надо объяснять. Потому что это может быть как не ваш стиль и формат, так и печальное событие в вашей личной жизни. И вы имеете полное право свои "личные причины" оставить неозвученными.
Теперь давайте по пунктам разберемся, почему говорить о деньгах с заказчиком нестыдно:
- Будьте профессионалом. Профессионал предсказуем - это самое важное. Любой человек чувствует себя в безопасности рядом с ним: у него есть прайс, он заранее может посчитать все расходы, он сам предоставляет договор, он знает себе цену.
- Вы продаете свое личное время и свою экспертизу. Вы долго учились, вы долго выходили на этот рынок, вы много заплатили, чтобы стать тем, кто вы есть. Относитесь к этому с уважением.
- Не забывайте, что картина - это предмет роскоши. Она не может стоить дешево. Это не фабричная вещь. Она есть в единственном экземпляре - соответственно стоит дорого.
- Любое творчество - это затраты на материалы. Не важно, покупаете вы их для заказчика отдельно или расходуете свои. Хорошие краски стоят больших денег. А еще есть кисти, растворители, лаки, холсты и пр. Если вдруг захочется демпингнуть, просто зайдите в художественный онлайн-магазин, посмотрите на цены - и вас попустит.
Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!
Где еще вы меня можете найти:
Instagram alisa.selezen
Telegram t.me/aliceselezen_art
Группа в VK vk.com/alisa.selezen
А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen