Фильм «Орудия» начинается с завораживающей интриги... Мы, зрители, на протяжении всего фильма погружаемся в жуткую атмосферу. Сюжет переходит в страшную тайну и заканчивается жестокостью и трагедией, но есть свет в финале фильма... Про что все это?
«Орудия», 2025 г. Режиссер: Зак Креггер
В одном городе одновременно исчезло семнадцать детей, они странным образом умчались во тьму ночи и исчезли. Негативные чувства и эмоции переполняют родителей, потерявших детей. Это страшно и трудно пережить такое горе, особенно в ситуации неопределенности. Страшное событие поднимает в душе родителей много мучительных чувств: отчаяния, печали, ужаса, страха... Как это все разместить в своей психике и пережить. Намного легче остановиться на чувстве гнева. Это чувство заставляет искать виноватого. На виновного можно обрушить всю свою злость и тем самым отреагировать своё несчастье. Это и делают родители, найдя виновного в лице учительницы Джастин Ганди.
Особенностью всех главных персонажей фильма является их неспособность принимать и полноценно переживать свои эмоции и чувства, особенно негативные. Они все ищут простые средства уйти от своих неприятных переживаний.
Джастин
Джастин, учительница пропавших детей, принимает обвинения родителей. Чувство вины — главный спутник её жизни. Она во всём виновата: в исчезновении детей, в связи с женатым мужчиной, в желании общаться с Алексом... Прожить это ужасное чувство она не в состоянии. Джастин как будто специально бессознательно попадает в ситуации, где её обвиняют. Бессознательное снова и снова заставляет ее столкнуться с этим чувством, чтобы найти возможность его пережить. Но её способ справляться с тяжелыми переживаниями — это спиртное.
Джастин постоянно обвиняют, а она идет в магазин, в бар и покупает целительный эликсир, чтобы хотя бы на время не чувствовать. Эта женщина совершенно не способна противостоять обвинениям. Её здоровая агрессивность вытеснена и запретна для неё. На самом деле в ее душе скопилось огромное количество гнева и злости, но она не имеет связи с этими чувствами. Свою вытесненную агрессию она проецирует на других, поэтому на нее постоянно нападают, оскорбляют, угрожают. Так она проживает свой внутренний гнев.
Пол
Пол, напротив, совершенно не способен справляться со своей агрессивностью. Он в поиске того беззащитного человека, на кого возможно сбросить свой гнев. Джеймс становится такой мишенью.
Пол, как маленький ребёнок, не может управлять своей злостью, так как хочет быть хорошим, правильным и послушным. Он отказывается чувствовать, а старается подчинить свое поведение правилам и требованиям. Из-за этого он находиться в постоянном напряжении, и спиртное как волшебный напиток позволяет ему выпустить на волю свои эмоции и спонтанные желания. Он превращается в непослушного ребёнка, совершает непозволительные поступки и получает наказание то от жены, то от своего начальника, который является отцом жены. Они для него родительские фигуры.
Маркус
Маркус отгораживается от своих эмоциональных переживаний логикой. Он всё интеллектуализирует, всё переводит в рациональные конструкции и на этом основании принимает решение. Он правильный и добрый, не чувствует опасности, так как не доверяет своим чувствам. Всё эмоциональное является для него иррациональным, то есть несуществующим. Это им отрицается, но в конечном счёте начинает им управлять. Спокойный и рациональный Маркус превращается в орущего от ярости человека и разносит своей же головой череп другому, а затем стремглав несётся через город, сшибая всех на своем пути.
Арчер
Арчер, отец пропавшего ребёнка, готов действовать. Гнев не дает ему покоя. Находясь в его плену, он осуждает и стремится наказать виновного. Он признаёт только силу, которую необходимо применить, так как она требует выход. Но постепенно он начинает думать и размышлять.
В какой-то момент он позволяет себе почувствовать глубинное чувство любви к своему ребенку. На самом деле его гнев — это возможность не проживать чувство вины. Не только за то, что не смог позаботиться о сыне в страшную ночь, но и за то, что не выражал ему свою любовь.
Джеймс
Ещё один способ уйти от негативных переживаний — это наркотики. Они даруют рай, когда появляется возможность переживать только огромную волну удовольствия и ярких приятных эмоции. За это нужно платить. Для Джеймса реальная жизнь становится невыносимой. Наркозависимый отшельник Джеймс — это метафора изоляции от мира. Мир превращается в место неприятное и неуютное для жизни. Есть другой мир, мир вечного блаженства.
Люди не хотят чувствовать, не желают принимать всю гамму переживаний, готовы проживать только поверхностные эмоциональные реакции. Мир глубоких чувственных переживаний, особенно негативных, для них недоступен. Отвергая мир эмоциональных переживаний, невозможно строить полноценные отношения, понимать и принимать других людей. Эмпатия не формируется и не становится средством взаимодействия людей между собой.
Алекс
В семье Алекса поселилась зло в лице страшной тётушки Глэдис. Родители не чувствуют беды, не ощущают дыхания смерти в своей семье. Глэдис — это метафора горя, бесчувствия родителей, когда их любовь умирает. Ребёнок превращается в спасателя семьи. Он в силу обстоятельств становится родителем для папы и мамы. Это для него непосильный груз, который он пытается нести самостоятельно.
В семье поселяется тайна, которую нельзя говорить, иначе семья умрёт. Алкоголизм, болезнь, сумасшествие, скандалы... В различных обличиях может поселиться в семье страшная тётушка Глэдис. Ребёнок больше не может оставаться ребёнком. Он самоотверженно пытается спасти родителей, а на самом деле служит страшной и деструктивной силе в лице Глэдис.
Страшная и жестокая иллюзия о том, что ребёнок может спасти своих родителей, рассыпается в прах в этом фильме. Но и взрослые не в состоянии оказать помощь такой семье, если они не в ладах с собой и со своими переживаниями. Ребенку невозможно спасти своих родителей, сделать их снова любящими и заботливыми ни в реальной жизни, ни в нашем внутреннем мире. Можно спасти только себя, что и делает Алекс. Он переступает черту, нарушает запрет Глэдис и видит настоящий лик своих родителей. Это момент его взросления, встреча с жестокой реальностью без иллюзий. Он выпускает на волю детей из подвала — это метафора его негативных чувств, которые он так долго сдерживал в своей душе, спасая семью.
Глэдис
Дети, умчавшиеся во тьму, — это метафора эмоциональной сферы человека. Если мы отвергаем наши чувства, в том числе и негативные, мы служим этой странной и страшной Глэдис. Наши эмоции, чувства никуда не исчезают. Они «убегают» в бессознательное, в страшный подвал и оказываются в распоряжении страшной силы. Взросление — это процесс соединения эмоциональной и интеллектуальной сфер, когда разум и чувства не конфликтуют, а помогают нам принимать правильные решения, адекватно взаимодействовать с реальностью. Если этого не происходит, мы находимся то во власти рациональных схем, то в плену разбушевавшихся эмоций. Тотальный контроль над эмоционально-чувственной сферой — это странная иллюзия взрослых, которая приглашает жуткую фигуру Глэдис в нашу жизнь.
Мы чувствуем себя живыми, если испытываем эмоции и чувства. Без них мы мертвы. Глэдис есть олицетворение эмоциональной смерти. Не прожитые негативные переживания, отказ от чувств, даже мучительных, рождает стремление к эмоциональной смерти. Бегство в алкоголь, наркотики, агрессивность, рационализацию питают Глэдис, дают ей возможность управлять и манипулировать. Человек, отвергающий свою чувственную часть, становится орудием в ее руках. Вытесненные и непрожитые чувства — это всегда возможность манипулировать, это всегда возможность управлять нами и контролировать наше поведение.
Фильм заканчивается довольно хорошо, но остается какой-то привкус горя. Это потому, что фильм честно показывает, что ничего не проходит бесследно. Травмы не исчезают. Психологическую рану можно залечить, но рубцы останутся навсегда. Важно, чтобы чувства имели голос, чтобы они обрели слова. Один ребёнок заговорил, и в этом есть надежда...
Спасибо, что дочитали статью!