Найти в Дзене

А была ли Мармелад? Психологический разбор фильма «Мармелад»

Оглавление

"Когда система пьет из тебя кровь, пора создать новую систему," - говорит Мармелад. Систему можно создать вовне, а можно внутри себя. Какую систему создает главный герой фильма Мармелад?

Почему рассказу Барона хочется верить?

Барон, главный герой фильма, попадает в тюрьму за дерзкое ограбление банка. Он рассказывает своему сокамернику Отису историю своего преступления, но на самом деле романтическую историю своей любви. Мы верим ему. И это вполне нормально, ведь мы наивные зрители, которые уже поверили, что смотрим очередную версию истории Бонни и Клайда. Но верит и его сокамерник, который даже не преступник, а опытный агент ФБР. Почему так легко поврить в рассказ Барона. Ведь на самом деле не было никакой Мармелад и романтической истории любви! Или все таки все было?

-2

О чем рассказ Барона?

Свой рассказ Барон начинает не про события ограбления и даже не про то, как начиналась его любовь, а с воспоминания о своей матери. Он представляет ее молодой и красивой, а себя маленьким и счастливым. И это намекает нам, что история Барона не про ограбление и даже не про романтическую любовь к девушке, а про мать, которая является главной фигурой в жизни героя фильма.

Из дальнейшего рассказа Барона, мы узнаем, что он был скромным, правильным, наивным и добрым парнем. Но жизнь не отвечала ему взаимностью. Больная мать, невозможность обеспечить ее лекарствами, увольнение с работы, невозможность покинуть город, где нет никаких перспектив... Умирающая мать, умирающий город и он, одинокий и печальный на фоне все сгущающей темноты жизненных проблем... И вот в самый темный предрассветный час в его жизни появляется Мармелад! Кто она такая?

Почему появляется Мармелад?

У Барона, воспитанного матерью, вся агрессивность, злость, негодование вытеснены глубоко и прочно. Столкновение с тяготами жизни заставляет его психику активизировать вытесненную часть. Появляется Мармелад! В его фантазии. Она полная его противоположность: смелая, спонтанная, сексуальная, рисковая. В ней много энергии, готовности жить радостно, несмотря на все трудности и проблемы.

-3

Появление фантазийной Мармелад есть возможность разрешить внутренний конфликт. С одной стороны ситуация требует от Барона что-то предпринять, чтобы спасти мать, перестать быть наивным и маленьким, повзрослеть и стать более агрессивным и уверенным. С другой стороны важно остаться таким же нежным и наивным, как необходимость сохранить преданность матери.

Мармелад появляется и существует, но не действительности, а во внутреннем мире Барона. А ведь реальность внутренней жизни бывает намного реальнее действительности.

-4

Почему Барон так привязан к матери?

Мармелад есть и противоположность его умирающей матери. Она возникает в сознании Барона с одной стороны как желание оживить мать, а с другой стороны, как желание от нее отделиться и начать жить своей жизнью.

Отношения Барона с матерью драматичны и запутаны. Мать растила его одна. Мы не знаем ничего о его отце. Отцовский мир Барона – это фантазия о том, что отец был астронавтом и героически погиб в космическом корабле. Красиво и романтично, но как это может помочь в реальной жизни молодому человеку. Невозможно идентифицироваться с такой грандиозной фигурой.

-5

Судя по всему Барон был для матери единственным мужчиной, который будучи сыном выполнял и символическую функцию мужа. Она говорила Барону: «Если тебе плохо, то найди человека, с которым тебе будет хорошо. И не отпускай его до самого страшного суда». Судя по всему она говорила о себе. Ей было с Байроном хорошо, и отпустить она его была не в силах. Ее болезнь намертво приклеила его к матери, заставив его испытывать жуткое чувство вины и неполноценность (не может обеспечить мать лекарствами). На него упал непомерный груз ответственности за жизнь своей матери. Невыносимые чувства, которые испытывает Барон, требуют изменить систему, систему его внутреннего мира.

Что скрывается под маской?

Внутри его души противоречие: сознательно он хочет вылечить (оживить ту молодую и красивую мать), быть с ней, заботиться о нем. С другой стороны есть запретное бессознательное желание оставить мать и жить своей жизнью. Здесь и помогает ему Мармелад. Она с одной стороны позволяет ему найти выход для того, чтобы найти деньги для лечения матери, а с другой стороны, отделиться от матери. Мармелад подает идеи украсть деньги, составляет план ограбления, мотивирует его совершить преступление. При этом Барон остается кристально чистым и желающим работать почтальоном. Сознательно он страстно хочет быть с матерью, а фантазиях его мать умирает, причем "помогает" ей Мармелад. А он очень злиться и в полном отчаянии! Но на преступление идет.

-6

Мармелад – это не только часть, которая разрешает Барону быть неправильным, она дает оправдание его действиям. Эта часть дает ему возможность чувствовать сладость жизни без угрызения совести, радоваться, когда матери очень плохо.

Создал ли Барон новую систему?

Барон не пытается соединить свою условно правильную часть (доброта, мягкость, милосердие) с неправильной (риск, смелость, возможность совершать преступление). Он использует Мармелад как средство справляться с жизненными проблемами, поэтому он практически неуязвим. Но эти части остаются отдельными. Барон не создал новую систему в своем внутреннем мире, он вытащил свою запретную часть в область фантазии, но не интегрировал ее.

В конце фильма мы видим его с матерью. Он остался предан ей. Так хотелось, чтобы его встречала девушка. Мармелад осталась не присвоенной частью его личности. Частью, которую он использует как функцию. Он пытается изменить внешнюю систему, а Мармелад ему в помощь.

А какие мысли, чувства вызвал у Вас фильм "Мармелад"?