Найти в Дзене
Книжный слушатель

Выставка «Николай I. Идеальный самодержец»: совпадут ли мои впечатления с вашими?

Название новой выставки в Государственном историческом музее смутило меня и я поспешила на ее открытие, чтобы поговорить с кураторами и составить собственное мнение. «Николай I. Идеальный самодержец» – это звучит непривычно для меня и для всех, кто со школьных лет слышал о «Николае Палкине», получившим свое прозвище за казни декабристов и суровые порядки в армии. Откуда же «идеальный»? «Император Николай I воспринимал себя служакой на троне и всё, что он делал, считал благом для страны, – пояснил куратор выставки Константин Игошин. – Слово «идеальный» появилось не потому, что мы считаем Николая I идеальным человеком во всех проявлениях. Но он старался следовать образу идеального правителя, каким его представлял. В николаевскую эпоху были созданы условия для последующего экономического рывка. И он был первым российским императором, который четко ставил задачу, что у нас должна быть своя идеология, своя символика, своя культура». Выставка приурочена к 200-летию восшествия Николая I на ро
Дж. Доу, Портрет Великого князя Николая Павловича, 1826 год
Дж. Доу, Портрет Великого князя Николая Павловича, 1826 год

Название новой выставки в Государственном историческом музее смутило меня и я поспешила на ее открытие, чтобы поговорить с кураторами и составить собственное мнение. «Николай I. Идеальный самодержец» – это звучит непривычно для меня и для всех, кто со школьных лет слышал о «Николае Палкине», получившим свое прозвище за казни декабристов и суровые порядки в армии. Откуда же «идеальный»?

«Император Николай I воспринимал себя служакой на троне и всё, что он делал, считал благом для страны, – пояснил куратор выставки Константин Игошин. – Слово «идеальный» появилось не потому, что мы считаем Николая I идеальным человеком во всех проявлениях. Но он старался следовать образу идеального правителя, каким его представлял. В николаевскую эпоху были созданы условия для последующего экономического рывка. И он был первым российским императором, который четко ставил задачу, что у нас должна быть своя идеология, своя символика, своя культура».

Ф. Крюгер, Портрет императрицы Александры Федоровны, 1852
Ф. Крюгер, Портрет императрицы Александры Федоровны, 1852

Выставка приурочена к 200-летию восшествия Николая I на российский престол; более 250 картин, костюмов и других предметов призваны раскрыть личность императора и его деяния. К примеру, латунные билеты для первых железнодорожных пассажиров напоминают о том, что именно в николаевское правление, в 1851 году, пошли поезда между Петербургом и Москвой. Портрет супруги Александры Федоровны в наряде с элементами русского стиля отсылает к указу 1834 года одеваться в «русское платье» на официальных приемах. Посетители могут послушать разные версии гимна «Боже, царя храни», созданного в 1833 году. В тот же год впервые вышел Свод законов Российской империи, его можно увидеть в огромном книжном шкафу.

А. Ладюрнер, "Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года", 1852
А. Ладюрнер, "Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года", 1852

Особого внимания заслуживает картина «Приход к Зимнему дворцу батальона Преображенского полка 14 декабря 1825 года». Художник Адольф Ладюрнер создал картину по собственноручному наброску Николая I спустя четверть века после декабрьских событий. Император был благодарен преображенцам, которые не поддержали восставших и заслонили от них дворец, где находились его жена и дети. Он сожалел о том, что его царствование началось с кровопролития, но считал жесткие меры необходимыми для стабильности в стране.

Неизвестный художник, Портрет А. х. Бенкендорфа, середина XIX века. На выставке портрет помещен в стилизованной картотеке, где могли бы храниться секретные сведения
Неизвестный художник, Портрет А. х. Бенкендорфа, середина XIX века. На выставке портрет помещен в стилизованной картотеке, где могли бы храниться секретные сведения

Советская литература закрепила в моем сознании образ Николая I как хладнокровного душителя свободы, и в одночасье изменить шаблоны трудновато. Да и граф Бенкендорф из третьего отделения императорской канцелярии считался отрицательной личностью, а он, оказывается, боролся не только с инакомыслием, но также с казнокрадством и взяточничеством, честь и хвала ему. Что ж, нынешняя точка зрения на позапрошлый век теперь отличается от советской, буду иметь ввиду.

Походная кровать и шинель Николая I, чудом сохранившиеся до наших дней
Походная кровать и шинель Николая I, чудом сохранившиеся до наших дней

Кстати, о литературе. Кураторы выставки рассказали мне, что в их работе очень помогла книга «Сон юности» с записками дочери императора, Великой княгини Ольги Николаевны. Там много ярких подробностей о характере отца и его привычках, об общении с родными и придворными, о различных событиях, начиная с середины 1820-х годов. Я нашла звуковую версию книги и уже слушаю. Конечно, дочь пишет об отце с любовью и уважением, подчеркивая его достоинства. Но дочери это простительно, а мы можем отсеять лирику и сосредоточиться на фактах.

Литография "Государь Император Николай I на Сенной площади во время холеры 1831 года"
Литография "Государь Император Николай I на Сенной площади во время холеры 1831 года"

Вот Ольга Николаевна вспоминает, как во время холерного бунта в 1831 году отец утихомирил горожан, обратившись к ним с речью – а на выставке как раз есть литография с этим сюжетом. Или вот она упоминает, что император не был склонен к излишней роскоши и обычно спал на походной кровати с соломенным тюфяком, укрываясь старой шинелью – а подлинные кровать и шинель тоже можно увидеть на выставке. Когда слова подтверждаются предметами, то они кажутся достоверными, правда же?