В данный момент ситуация напоминает напряженный диалог, где стороны говорят на разных языках. Соискатели ждут привычного роста зарплат и удовлетворения своих хотелок, работодатели — стабильности, самоотдачи и многозадачности, а реальность оказывается жестче, чем прогнозы. На основе данных исследований Antal Talent, hh.ru и отраслевых экспертов разберем ключевые тренды, которые влияют на карьерные решения сегодня.
Зарплатные ожидания vs реальность: разрыв увеличивается
Осень — традиционное время для смены работы, так называемый «активный сезон», но в 2025 году лишь 15% перешедших в новую компанию получили желаемую прибавку в 21–30%. При этом 31% тех, кто только планирует сменить работу, все еще рассчитывает на такой рост. В итоге люди переходят или на ту же зп, или с повышением на 10-15% максимум. Жесткая математика рынка: работодатели стали сдержаннее в предложениях, у бизнеса кризис.
Номинально зарплаты растут: медианные показатели за год выросли на 15% (до ~81 тыс. рублей), но это едва покрывает инфляцию. Реальные доходы практически не увеличиваются, особенно в сегменте «белых воротничков» (офисных сотрудников).
Это последствия политической ситуации, её влияния на экономику.
Тихая эпидемия мнимого выгорания и борьбы за ментальное здоровье…
Дело в том, что выгорать стало оч модно. Из каждого утюга что-то кричат про это привлекательное слово. Модно хвастаться выгоранием в соцсетях. И никто не разбирается, где это правда серьезный случай, а где человек «просто устал»/ «надоело терпеть»/ «скучно, наверно выгорел»/ «мало платят = чувствую, выгораю»/ «сволочи, удаленку не дают, поэтому выгораю!» и тд.
По исследованию 32% сотрудников признаются, что чувствуют выгорание [напомню, им никто не объяснял, что такое настоящее выгорание, никто не разбирался, выгорание это или что]. Среди женщин этот показатель достигает 35% . Причины:
- Эмоциональная глухота руководства (57% увольнений происходят из-за менеджеров, а не условий труда).
- Дистанционный формат работы — через экран невозможно увидеть, что с человеком что-то не так и помочь ему. Плюс дома стираются границы рабочего дня и нерабочего времени.
- Нарушение баланса работы и жизни, особенно у сотрудников 40+, которые сталкиваются с тройной нагрузкой — работа, семья, возрастные изменения.
- Компании реагируют на это: 72% внедряют программы благополучия, но лишь 28% учитывают возрастные и гендерные особенности, в результате с категорией 40+ практически на рынке труда никак не работают, все для зумеров…которым и выгорать не с чего, прости госпаде.
Поколенческий разрыв: Z ждет гибкости, 40+ — стабильности
- Поколение Z (до 25 лет): 88% считают удаленку must-have, а их ключевые мотиваторы — зарплата, карьерный рост и бренд работодателя.
P.s. эра удаленки в России прошла. Считают они ее мастхевом или нет, придется или смириться, или сидеть без работы. Всех возвращать в офисы и на гибрид, работодателям так проще контролировать, влиять на фин.результат, бороться с выгораниями, обучать сотрудников и многое другое.
- Сотрудники 40+: 56% хотят расширить функционал, 33% готовы к переобучению, но лишь каждый 4-ый работодатель предлагает им адекватные условия и возможности.
Это создает парадокс: бизнес фокусируется на зумерах, жертвуя опытными специалистами, которые держат операционные процессы. Неравные условия для развития предоставляются зумерам и взрослым. А между тем через 25 лет 65% трудового рынка будут составлять «серебряные воротнички» (сотрудники 50+), для которых по-прежнему очень вяло придумываются способы их обучения, развития, удержания, применения в бизнесе.
ИИ и навыки: новые вызовы
63% специалистов уже используют ИИ в работе, но лишь 1% делегируют ему более половины именно рабочих задач. Главный страх: 68% верят, что ИИ изменит их профессию в ближайшие 3–5 лет. Бояться не надо, надо учиться самостоятельно применять в своей работе генеративный ИИ. Уже сейчас требуются те, кто будет корректировать работу, проделанную ИИ, то есть полностью никого он не заменяет в массах.
При этом работодатели ждут не технических навыков, а гибких компетенций:
- Умение решать комплексные задачи (79% вакансий);
- Критическое мышление и адаптивность (44% работодателей ценят эти навыки).
Рынок соискателя? Нет, это неправда, сейчас рынок работодателя
Если вы не будете подстраиваться под работодателя и ему угождать, вы будете сидеть на жопе ровно со своей ценностью никому не нужные. Хотя безработица остается рекордно низкой (2,3%), конкуренция растет. На одну вакансию для белых воротничков претендует 5,9 кандидатов (год назад было 3,7). В отдельных сферах ситуация критична:
- Креативные директора: 87 резюме на вакансию;
- IT-директора: 64 резюме на место;
- Особый переизбыток в административном персонале, маркетинге, рекламе, диджитал и ИТ, да и у всех офисных сотрудников ситуация напряженная (спроса нет, кризис бизнеса, по-прежнему продолжаются сокращения).
При этом дефицит кадров сохраняется в медицине, ритейле и производстве — там вакансий больше, чем кандидатов. Но и рынок при этом все равно работодателя, работодатель принимает окончательное решение и выдвигает условия. Просто потому что мы в России, а не где-то загран. Не будет у нас никогда рынка кандидата, это иллюзия.
Что это значит для вас?
В таких условиях особенно важно уметь выделяться, чтоб выбирали именно вас. Возможно, вам пригодится моя инструкция по составлению резюме — 30+ слайдов с детальными примерами, формулами достижений и тонкостями, которые помогут избежать типичных ошибок. Это тот случай, когда можно самостоятельно подготовить резюме на уровне работы с консультантом, в подарок идет материал по подготовке к собеседованию, проработка которого поможет вам себя продемонстрировать с нужной стороны. Если интересно — пишите мне в личный телеграм «Хочу инструкцию». Стоимость: тут. Это единственный платный у меня материал, много полезных бесплатных — в тг-канале.
Материал подготовлен Говорит Карьергайд
🔥Голосуйте за меня на премии журнала Новый очаг «Время женщин», она про полезных блогеров, собственно, именно такой контент я и выпускаю.