В прошлом женщины-художники не всегда ценились по достоинству. Большинство из них оказались в тени своих коллег-мужчин, были исключены из сферы образования и искусства, так что имена многих никогда не появятся в учебниках истории. Хелейн Дебрёйн (Heleen Debruyne) возвращает их из забвения и воздаёт им должные почести:
«В эпоху, отданную во власть барокко, Клара Петерс добилась успеха своими гиперреалистичными полотнами и превращала обыденные предметы в произведения искусства».
Клара Петерс (1580-1621) — это загадка. Нам известно лишь то, что она родилась в Антверпене, что её крёстная мать была испанкой и что она работала как во Фландрии, так и в Голландии. На своей первой картине она поставила подпись, когда ей было всего тринадцать лет. Мы можем узнать о ней, лишь вглядываясь в её работы: все они натюрморты, созданные между 1607 и 1621 годами. Натюрморты настолько реалистичные, что, кажется, вот можно протянуть руку и взять с холста сияющие сыры, рыбу, пирожные и фрукты.
Сегодня музеи и старинные дворцы полны роскошных натюрмортов, но в начале XVII века работы Петерс были новаторскими. Талантливые, творческие женщины не допускались в художественные школы. У них не было возможности писать картины с живых моделей или изучать мифологию и религию, поэтому они учились, зарисовывая то, что видели вокруг себя каждый день. Растения. Фрукты. Сцены из кухни. Их работу клеймили как «домашнюю», как времяпрепровождение, но не как искусство. Жители Антверпена начала XVII века считали искусством композиции таких художников, как Рубенс: святые, исторические сцены, аллегории, греческие нимфы — вот что писали «мастера».
И всё же Клара Петерс проложила себе путь с кухни. В эпоху, отданную во власть барокко, она добилась успеха своими гиперреалистичными полотнами и превращала обыденные предметы в произведения искусства. Оливки, сыры, отполированное серебро, мерцающее пламя свечи, цветы в разной степени свежести или увядания — с этими элементами она экспериментировала, как истинный мастер, работая с цветом, формой, фактурой и композицией. Черпала ли она вдохновение в новом реализме, пришедшем из Испании? Находила ли она его в Голландии? Или же голландские мастера в своей простоте были вдохновлены ею? Мы не можем этого знать.
Антверпен был одним из крупнейших экспортёров изобразительного искусства в XVII веке. Современники, сведущие в искусстве, такие как Карел ван Мандер (Carel van Mander) или Самуэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraten), смотрели свысока на натюрморты или «банкеты» (нидерл. «banketjes» — разновидность натюрморта с изображением стола, уставленного яствами), но это не помешало Кларе сделать имя в международной арт-торговле — и всё же почти ни одна из её картин не хранится сейчас в Антверпене. Она часто писала в большом формате, что позволяет предположить, что её картины были дорогими. По всей Европе любители искусства и даже члены королевских семей использовали её «завтраки» или «банкеты» для украшения своих личных покоев.
Вполне вероятно, что картины не только возбуждали их аппетит (в прямом смысле), но и открывали для них новый смысл в изображениях. Возьмём, к примеру, самую раннюю известную работу Петерс «Натюрморт с яствами, розмарином, вином, драгоценностями и горящей свечой», написанную в 1607 году. В нём легко найти более глубокий, символический смысл. Горящая свеча означает течение времени, а муха на скатерти знаменует неминуемую смерть или тлен. Веточка розмарина символизирует вечность, поскольку долго сохраняет свой аромат, а также используется как лечебное средство от потери памяти. Однако недавние исследования предполагают, что Клара, возможно, не стремилась передать столь мрачное видение жизни и смерти. Картина может символизировать брак. На скатерти лежат золотые украшения, которые в XVII веке использовались для украшения праздничного стола, а затем дарились невесте. На столе лежит типичное для того времени обручальное кольцо, а веточка розмарина с тем же успехом может означать вечную верность. Блюда на столе типичны для свадебных пиров XVII века. И в другой работе Клара снова использовала веточку розмарина в качестве украшения на свадебном торте. Такой торт имеет гораздо больше смысла, чем пышные белые "монстры", подаваемые на свадьбах сегодня.
Сыры, которые Петерс так любила писать, — это не просто молочные продукты. Хотела ли она восславить богатое сельское хозяйство Нидерландов? На картине 1615 года сыры лежат рядом с кренделем, пресным хлебом и подборкой сухофруктов и орехов — всей той пищей, что предназначалась для периодов поста.
Однако сыр был строго запрещён в постные дни. Таким образом, полотно может иллюстрировать конфликт между постом и карнавалом, что, в свою очередь, могло быть заявлением на тему религиозной политики: Реформация порвала со строгими требованиями к посту, установленными католической церковью.
В XVII веке сыр был некоторой загадкой, поскольку никто до конца не понимал, как именно молоко превращается в сыр. Нам это может показаться смешным сегодня, но в то время сыр часто использовался как метафора Творения. Как бы мы ни хотели это интерпретировать, даже изображение чего-то столь простого, как сыр, возносило Клару Петерс высоко над обыденностью.
Кларп, должно быть, осознавала свой талант. По меньшей мере на восьми своих картинах она поместила собственные изображения. Те, кто внимательно всматривается в её работы, могут заметить в отражениях на кубках и бокалах крошечную фигурку женщины, иногда с палитрой в руках, сосредоточенную на своей работе (фрагмент картины "Натюрморт с сыром, миндалем и крендельками", 1615). Это напоминает крошечное изображение Яна ван Эйка в его «Портрете Четы Арнольфини». «Вот я», — словно хочет сказать она. — «И я тоже мастер человеческого образа. Я просто выбрала для творчества нечто иное».
Клара Петерс была пионером жанра натюрморта. Впоследствии натюрморт стал ещё популярнее… и помпезнее. Её работы, которые она подписывала инициалами CP, долгое время приписывались мужчине по имени Питер Клас (Pieter Claesz). Типичное для истории искусства заблуждение, что «если работа так хороша — её не могла написать женщина!», — с тех пор было исправлено. Известна тридцать одна работа художницы с её собственной подписью. В то же время, к творчеству Петерс относят ещё более семидесяти работ, однако доказательств её авторства зачастую недостаточно.
В 2016 году «банкеты» Петерс были показаны в рамках обзорной выставки в мадридском музее Прадо. Четыре работы Петерс, хранящиеся ныне в музее, ранее входили в состав коллекции живописи испанских королей, причём по меньше мере две из них попали туда уже в 1620-е годы.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.