Это было странное время, когда те, кто не продавал страну и старался честно тянуть служебную лямку, выглядели профанами, а предатели казались прозорливыми счастливчиками, ухватившими удачу за хвост. Удивительная пора свободы от всего, когда баллом правили только деньги. Или так только представлялось со стороны?
За более чем полвека жизни Александр Запорожский построил головокружительную карьеру. Служил в Первом главном управлении КГБ СССР, после развала Союза оказался в СВР. В звании полковника вышел на пенсию. Еще полный сил и энергии. И теперь он богат. Работает в американской консалтинговой компании "Water shipping Co", у него собственный трехэтажный особняк на улице Виллоу Виста Вэй в городке Кокейсвилл, пригороде Балтимора. А у детей - благополучное и успешное будущее.
А чего они могли ожидать в России, которая влачит жалкое существование? Да, он и дома был отлично обеспечен: машины, квартиры, престижные школа и ВУЗ для детей. Но разве это может идти хоть в какое сравнение с США? И о чем можно говорить, если даже коллеги, приглашая его на празднование 30-летия внешней контрразведки, без стеснения говорили:
Ты теперь успешный бизнесмен. У тебя денег - вагон. Помоги на праздник...
И ему было приятно. Потому что он превзошел окружающих. Добился. Смог. И готов показать, что с ним они тоже добьются большего.
9 ноября 2001 года полковник СВР в отставке Александр Запорожский прибыл в Шереметьево. И как только ступил на российскую землю, на его руках защелкнулись наручники. Коллеги вчистую обыграли матерого контрразведчика, предавшего Родину.
Или так только казалось?
Каждый предатель находит множество оправданий своему поступку, но оттого предательство не перестает быть предательством. И неважно, какие мотивы подтолкнули к решительным действиям. Что бы ни говорил Александр Запорожский, для него этим мотивом стали деньги и мечты о хорошей жизни.
В истории отечественной разведки было множество Иуд. И каждый из них наносил государству ощутимый урон. Но несколько лет работы на западные спецслужбы полковника СВР Александра Запорожского, занимавшего пост заместителя начальника американского отдела, пробили в обеспечении государственной безопасности огромную брешь.
Как водится, после задержания Запорожского и предъявления ему обвинения многие начали припоминать, что часто полковник вел себя подозрительно, не скрывал надменного отношения к окружающим, нелестно отзывался о начальстве. Носил множество масок. И пил. Много. Особенно в последние годы работы. А значит, нервничал. Боялся быть разоблаченным. На этом прокалываются многие, перешедшие на сторону противника.
Этот человек никогда не отвечал на прямые вопросы, — характеризовали Запорожского те, кто сталкивался с ним по службе. — Он словно пытался понять, что именно от него хотят услышать, и старался дать желаемый ответ.
Но все эти рассуждения "задним умом" - лишь фикция. Попытки выгородить себя. Показать: ну уж я то точно подозревал!
Хотя у компетентных органов обоснованные подозрения все же были, о чем после задержания предателя заявил журналистам руководитель пресс-бюро СВР Борис Лабусов:
Александр Запорожский попал в поле зрения службы собственной
безопасности СВР после своего увольнения, которое носило не совсем
обычный характер. В ходе проверки, суть которой мы не можем раскрыть в
силу понятных причин, подозрения в отношении Запорожского
подтвердились...
А до этого трудовая биография разведчика выглядела безупречной. И едва ли кто догадывался, что он живет двойной жизнью.
Он идеально подходил для работы в разведке. В меру авантюрный, уверенный в себе, трудоголик с блестящими аналитическими способностями. Легко осваивающий иностранные языки. И добившийся всего сам. Потому что вышел, что называется, из народа. Без блата и покровительства.
Александр Запорожский родился в Грузии. Окончил школу, до армии успел поработать слесарем на Тбилисской ГЭС. После срочной службы поступил в Институт военных переводчиков и в 1975 году пришел в КГБ.
Талантами в Госбезопасности разбрасываться не стали, определив перспективного молодого сотрудника сразу в центральный аппарат разведки. А спустя 4 года его, в совершенстве владевшего редким языком - ахмарским, направили в первую загранкомандировку. В Эфиопию.
Конечно, Африка - не предел мечтаний. Наиболее искушенные попадали в Западную Европу или в США. Но в Эфиопии Запорожскому пришлось побывать дважды. За первой 5-ти летней командировкой последовала вторая, и всегда он находился на передовой, на линии невидимого фронта. Выстраивал отношения с местными элитами, искал вербовочные подходы, за безупречную службу даже получил награду.
Со временем из неопытного юнца превратился в крепкого профессионала, пользовавшегося расположением наверху. К тому же уже после второй командировки смог похвастать новенькой "Волгой" и кооперативной квартирой в Москве. Казалось бы, жизнь удалась.
Но ему хотелось большего. В Эфиопии, где не сталкивались лбами мировые державы, матерому оперативнику стало тесно. Он писал рапорты с просьбой перевести его на более ответственный участок работы и в конце концов дождался.
В Управлении внешней контрразведки особо ценили матерых сотрудников, прекрасно разбиравшихся в людях, умевших безошибочно отделять своих от чужих. Морально выдержанных и целеустремленных. Ведь там не только ведали агентурной сетью в стане противника, но и держали "под колпаком" своих, выявляя подозрительные связи и контакты. А в 1994 году Запорожского повысили до должности заместителя начальника передового американского отдела. Присвоили звание полковника. Он курировал всю работу по Латинской Америке.
Вот только времена значительно изменились. Огромная страна, с которой считались все страны на мировой арене, СССР рухнул, как Колосс на глиняных ногах, похоронив под своими обломками мечты миллионов советских граждан об обещанном светлом будущем. Мир стал другим. Миром стали править деньги. И полковнику Запорожскому об этом было известно куда больше, чем простому обывателю. Каждый день через его руки проходил огромный массив информации, донесения, аналитические справки, доказывавшие, что влиятельные люди вокруг - вовсе не бессребреники.
И он решил сделать ставку. По крупному. В большой игре мелочиться не было смысла.
Во время краткосрочной командировки в Аргентине Александр Запорожский, пользуясь тем, что контроля за его передвижениями не осуществлялось - ведь он сам себе хозяин, направился прямиком в американское посольство, вызвав там нешуточный переполох, т.к. потребовал встречи с резидентом ЦРУ Уильямом Ортманом.
Запорожского там уже прекрасно знали. Еще в начале 90-х на одной из официальных встреч в Москве он был представлен дипломатам из США. Ведь секретов от вчерашнего вероятного противника у нового российского правительства не было. Позже регулярно пересекался с заокеанскими “коллегами” на всевозможных переговорах — в том числе и за границей.
Так что упускать информатора такого уровня в Лэнгли не собирались. Пусть и с опаской (а вдруг - провокация!) пошли на контакт. Единственное безапелляционное требование, которое для конспирации выдвинул офицер СВР - встречаться только за пределами России, согласились удовлетворить без особых проблем.
Новому агенту присвоили псевдоним "Скиф", а курировал его легендарный глава московской резидентуры ЦРУ Стивен Каннес, вскоре ставший начальником контрразведки ЦРУ. Во многом благодаря именно Скифу.
Благодаря полковнику Запорожскому американцы на протяжении 3-х лет получили доступ в святая святых СВР, качая гигабайты секретной информации. Данные об агентах резидентур в Северной и Южной Америке, о готовящихся операциях российской разведки.
За свою работу предатель получил на территории США два коттеджа. Один, расположенный в "зеленом поясе" пригорода Вашингтона стоимостью более 400 тыс. долларов, другой, в городке Кокисвилл, штат Мэриленд, оценивающийся под миллион. И в довесок - целый парк автомобилей самых престижных марок.
И за эту награду Скиф старался на совесть.
Конечно, американцы предпочли бы, чтобы замначальника американского отдела до последнего оставался на службе. Но к 1997-му в СВР заподозрили, что в системе работает "крот". В начале года несколько операций, совместно проводимых разведкой и ФСБ оказались сорваны противоборствующей стороной. Это стало первым звонком.
Почувствовав неладное, Александр Запорожский испугался. Начал нервничать. Ему ли было не знать, что постепенно круг подозреваемых будет сужаться, а как только его кураторы начнут реализовывать массив переданной им информации, контрразведка неминуемо вычислит предателя.
Не выдержав психологического давления, в августе 1997 года полковник подал рапорт об увольнении. Коллегам и начальству заявил, что решил заняться бизнесом. Такое объяснение должно было убедить кого угодно: обладавшие обширными связями сотрудники спецслужб массово уходили на куда как более денежную работу в те годы. А он не спеша начал готовить пути к отступлению.
Вообще, люди, обладавшие доступом к гостайне, после увольнения получают многолетний запрет на выезд. Но это - по закону. Для простых смертных. Имея контакты в МИДе, Запорожский оформил загранпаспорта на всю семью и летом 1998 года отправился на отдых в Болгарию.
Его жена сказала соседям, что мужа отправляют в длительную командировку, и домочадцы едут с ним. Старший сын подал рапорт, уволившись с третьего курса Академии СВР, младший окончил учебный год. Так что хватиться их должны были не сразу.
Они вылетели в Европу под видом туристов и растворились в безвестности. Говорят, секретной операцией по переправке ценного агента в США руководил лично Стивен Каннес.
Когда в результате совместно проведенного расследования, буквально разобрав многие проваленные дела по молекулам, СВР и ФСБ убедились в работе полковника Запорожского на западные спецслужбы, он оказался уже вне досягаемости.
Нет, он не прятался и не скрывался. Открыто проживал в Мэриленде, демонстрируя все атрибуты успешного успеха. Периодически созванивался с бывшими коллегами, ненавязчиво интересовался делами, поддерживал контакты, рассказывал о своих достижениях на ниве бизнеса.
Ничего предосудительного. Простое общение. Возможность держать дверь на Родину едва приоткрытой.
Пока Александр Запорожский находился на территории США, и речи быть не могло, чтобы призвать его к ответу. Но отставлять предателя без возмездия никто не собирался. Требовалось выманить его из логова, не только задержать и предать суду, но и выявить, не остались ли его пособники в разведке. Не продолжает ли кто-то поставлять информацию заграницу? В ФСБ не сомневались, что ценность отставного полковника как агента тает с каждым днем. Ему необходимо было подпитываться свежими разведданными, чтобы скармливать их ЦРУ за звонкую монету.
Отслеживая контакты и прослушивая переговоры, оперативники выявили интерес предателя к коллегам, готовившимся к выходу на пенсию. Это значило, что он ищет к ним вербовочные подходы. Рано или поздно прямо или опосредованно предложит обеспечить безбедную старость.
За праздными разговорами выяснилась и еще одна деталь: полковник настойчиво расспрашивал о том, как продвигается поиск "крота", есть ли у органов зацепки? И получая раз за разом отрицательный ответ, кажется, успокоился.
В 1999-м он даже с риском для собственной свободы без особой цели неожиданно приехал в Москву. Провел ряд ничего не значащих встреч, посмотрел, что творится в стране. Всё его пребывание в России прошло под пристальным вниманием контрразведки, но задерживать Запорожского не стали. Требовалось тщательно проработать контакты, чтобы вскрыть (в случае существования) агентурную сеть внутри страны. Да и фактов для вынесения обвинения не хватало.
Спокойно отправившись в США, предатель не сомневался: он вне подозрений, и в России ему ничто не угрожает. А в 2000 году случилось неслыханное: за рубеж ушли сразу два сотрудника СВР. Заместитель нью-йоркского резидента Сергей Третьяков и первый секретарь российского посольства в Оттаве Евгений Торопов. Теперь любые провалы разведки запросто можно было свалить на них.
Однако отступаться от полковника Запорожского следствие не собиралось. Еще пару лет понадобилось, чтобы добыть и систематизировать железобетонные доказательства, изобличающие высокопоставленного сотрудника СВР. А когда всё было готово, и повод для приглашения ветерана разведки подоспел - 30-летие родной службы. Разве уважаемый разведчик может такое пропустить?
Сыграть решили на его самолюбии: обратиться к нему за спонсорской помощью. Мол, у Конторы даже средств нет на проведение праздника на достойном уровне. Идею предателю озвучил один из его хороших знакомых. Запорожский купился.
Возможно, на этом временном отрезке совпали интересы чекистов и его кураторов из ЦРУ. Где, как ни на банкете, на котором соберется весь цвет разведсообщества, в непринужденной обстановке среди своих вербовать агентов и добывать нужную информацию?
Со списком контактов, обратным билетом с открытой датой и 10 тысячами долларов на празднество, Александр Запорожский прибыл в Москву. Сошел с трапа самолета и сразу увидел оперативников ФСБ. Моментально всё понял. Но бежать было некуда. Он попался в хитроумно расставленные сети.
Из Шереметьево предателя доставили в следственный изолятор ФСБ "Лефортово". Потянулась вязкая рутина следственных действий. Радовало только одно: СССР давно уже нет, а в России действует мораторий на смертную казнь. Хотя, конечно, всякое случается...
Своей вины полковник СВР в отставке Александр Запорожский не признал, но это не помешало суду в июне 2003 года приговорить его к 18 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене (ст. 275 УК РФ). Беря в расчет возраст обвиняемого, для него это могло оказаться пожизненным заключением.
В 2010 году за три дня до начала июньского визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Вашингтон в США бежал заместитель начальника Управления «С» (нелегальная разведка), в котором он возглавлял 4-й (американский) отдел, полковник СВР Александр Потеев. В руки спецслужб попали данные не менее 80 российских агентов за океаном в странах Северной и Южной Америки.
Обычно во время визита высокопоставленных государственных лиц громких
разоблачений не устраивают - таковы правила дипломатического этикета.
Что бы ни происходило, всё остается за кадром. На уровне встреч и переговоров. За закрытыми дверями. Но здесь информацию в нарушение всех
норм и правил сразу же слили в СМИ, предав гласности.
Верхушкой айсберга разгоревшегося шпионского скандала стало задержание на
территории США в конце июня 2010-го года десяти российских разведчиков.
ФБР отчиталось, что им удалось раскрыть сеть "законсервированных" российских агентов, внедренных для проникновение в правительственные
круги.
Самой известной из задержанных для западного обывателя стала рыжеволосая красавица Анна Чапман, фактически только начинавшая карьеру. Она не сходила с первых полос таблоидов и экранов телевизоров. Образ русской Мата Хари хорошо продавался западному потребителю, и СМИ с удовольствием смаковали подробности, отвлекая поднятой информационной волной от главных фигурантов, которые на самом деле интересовали американцев. А были в списке задержанных рыбы куда крупнее Чапман.
Например, полковник СВР Андрей Безруков (Дональд Ховард Хитфилд) и его супруга Елена Вавилова (Трэйси Ли Энн Фоли), более 20-ти лет прожившие на
Западе. Или Герой Советского Союза, генерал-майор СВР Михаил Анатольевич Васенков, работавший в США журналистом-фотографом под именем Хуана Хосе Ласаро, гражданина Перу уругвайского происхождения. Он около 40 лет
провел в различных странах на нелегальном положении. Поставлял в Москву
бесценную информацию. Вплоть до графиков и маршрутов передвижений
президентов США.
Несомненно, нам всем хотелось бы, чтобы справедливость восторжествовала. Чтобы разведчики, с риском для жизни выполняющие свой долг, всегда возвращались домой живыми и здоровыми. А предатели понесли заслуженное наказание. Вот только реальность далеко не всегда соответствует нашим желаниям. И эффект бумеранга настигает не каждого за его предательство.
9 июля 2010-го года в аэропорту Вены состоялся крупнейший со времен
Холодной войны шпионский обмен. 10 задержанных в США российских разведчиков, приговоренных американским судом к различным срокам наказания, были переданы представителям российских властей. Взамен американцы получили 4-х осужденных за госизмену российских граждан, помилованных Дмитрием Медведевым. Одним из них оказался Александр Запорожский...
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))