Стены Дворца пионеров имени Чкалова в Горьком служили надёжной защитой детям от невзгод военного времени. Эти стены приняли сотни юных блокадников. От дворца на фронт уходили мужественные подростки-юнги...
О тыловой истории этого культурного учреждения рассказывает nn.aif.ru.
Храбрые юнги
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны, в мае 1936 года, по решению областного комитета партии под нужды Горьковского дома пионеров было передано двухэтажное каменное здание бывшего Нижегородского отделения Крестьянского поземельного банка на пересечении нынешних улиц Ульянова и Пискунова.
Обустройством здания для детей занялись специалисты со всей области, а также заводы-шефы. В результате 30 апреля 1937 года Горьковский дом пионеров был торжественно открыт. Ребят ждали авиамодельный, судомодельный военно-стрелковый, радиоконструкторский кружки и кружок автовождения. В декабре 1938 года Дворцу пионеров присвоено имя лётчика Валерия Чкалова.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны некоторые сотрудники Дворца пионеров ушли на фронт. Среди них и директор Николай Иванович Рябков, который возглавлял учреждение с 1938 года.
Рвались на фронт и ещё совсем мальчишки. В 1942 году приказом народного комиссара Военно-морского Флота СССР адмирала Николая Кузнецова при учебном отряде Северного флота формируется школа юнг штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Горьковский областной военкомат обратился к Дворцу пионеров им. В.П. Чкалова с просьбой освободить три комнаты для прохождения добровольцами медицинской комиссии.
По воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны Михаила Хорошева, для начала от будущих юнг требовали свидетельство о рождении и согласие матери. Дальше было сложнее. Врачи очень тщательно отбирали претендентов: зрение, слух, физическая подготовка... Тех подростков, кто медкомиссию не проходил, без сожаления отправляли домой.
«Два дня мы проходили медкомиссию. Ночевали во Дворце пионеров», — вспоминал Михаил Хорошев.
В июле 1942 года от Дворца пионеров начали свой путь в школу юнг 328 человек, в том числе девять воспитанников местных кружков. С 1943 года юнги доблестно участвовали в различных речных сражениях и даже в качестве морских пехотинцев штурмовали Берлин.
В 1990 году к 45-летию Победы на здании Дворца пионеров появилась мемориальная доска юнгам-горьковчанам. Перед доской установлен адмиралтейский якорь как памятный знак юным патриотам.
Огород и кролики
Ещё одна памятная страница истории Дворца пионеров им. В.П. Чкалова в тыловом Горьком — здесь с 1942 года размещался детский дом № 10, который с 1943-го по 1945 год принял около 100 детей из блокадного Ленинграда. Этому событию посвящена мемориальная доска на здании. Её открыли в декабре 2006 года.
«За годы войны Горьковская область приняла 5500 ленинградских детей. Среди них была Таня Савичева, дневник которой стал документом, обличающим фашизм на Нюрнбергском процессе», — гласит надпись на памятной доске.
Несмотря на тяжёлые военные времена, во Дворце продолжали работать многочисленные кружки. Дети пели, рисовали, занимались спортом, рукоделием, судомоделированием. Ребята из городского штаба «Тимур» помогали по хозяйству семьям фронтовиков.
Как и при многих учреждениях в голодном тыловом Горьком, в парке Дворца пионеров разбили огород и установили теплицы. Даже кроликов разводили! Из их шерсти ребята вязали варежки и подшлемники, которые отправляли на фронт.
Кроме того, воспитанники секций дворца шили бельё для воинов Красной армии, работали в госпиталях, принимали участие в работе мастерских и предприятий в выполнении оборонных заказов. Об этом говорится в исторической записке Комитета архивов по Нижегородской области.
За большую работу в годы Великой Отечественной войны многие сотрудники Дворца пионеров были награждены почётными грамотами Государственного комитета обороны.