Если бы речь шла, к примеру, о Петербурге, то у большинства и сомнений бы не возникло, что это величественное здание с массивным куполом, смотрящееся в водную гладь реки – дворец кого-то из великих князей или как минимум графское имение. Интересно, чем представляется большинству москвичей этот дом на Софийской набережной, возведенный точно напротив Кремля, справа от храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках?
Посмотришь на него и действительно хочется пофантазировать, как жили в нем когда-то московские аристократы или, в крайнем случае, наиболее зажиточные купцы, решившие пустить пыль в глаза своим партнерам и конкурентам, выстроив пафосную резиденцию на противоположном берегу Москвы-реки от Кремлевской набережной.
И ведь действительно, этот дворец был выстроен на средства знаменитых купцов Бахрушиных, щедрых благотворителей и меценатов. Но не в качестве личной резиденции, а как…
…Дом бесплатных квартир для вдов и сирот
Величественный и прекрасный, с куполом домовой церкви Святителя Николая Чудотворца – для вдов и сирот. А кроме того, в нем разместились общежитие для учащихся девиц, приют с детскими садами и бесплатными столовыми, двумя собственными больницами и аптекой, городские мужское и женское ремесленные училища.
Это был первый случай, когда купеческий капитал работал сообща с городскими властями при строительстве муниципального жилья для нуждающихся. Всего же таких проектов у купцов Бахрушиных было далеко не один и не два. Еще об одном, к примеру, я писал вчера.
- К слову, все статьи о Бахрушиных я собрал в единую подборку. Здесь и их собственные особняки, и доходные дома, что они построили, и памятники благотворительности, которые эти выходцы из касимовских татар оставили нам в качестве урока милосердия. Вскоре также хочу сделать подобное для Морозовых, Мамонтовых и Рябушинских – тех фамилий, которые чаще других встречаются в моих заметках.
Авторов у этого дома двое. Первоначальный его проект исполнил в 1894-1900 годах известный архитектор Карл Карлович Гиппиус, выстроивший дом на месте усадьбы купца-старообрядца Фалеева, память о котором до сего дня сохранилась в названии Фалеевского переулка, что соединяет собой Софийскую набережную и Болотную улицу.
Первоначально здесь разместилось 200 квартир. Большая часть из них была бесплатной, а некоторое количество предоставлялось за минимальную плату, средства от аренды которых шли на уставные цели.
Жить в этих квартирах могли вдовы с детьми без учета сословий, российского подданства и христианского вероисповедания. Принимались, правда, в исключительных случаях, при одобрении членов Совета, имеющие взрослых родственников сироты, брошенные мужьями женщины с малолетними детьми, душевнобольные и больные неизлечимо, неспособные к труду.
То было...
...По сути, настоящее общежитие
В одной квартире могло обитать от трех до восьми человек, кухни были общие – по одной на этаж. Дети обучались в ремесленных училищах, что имелись здесь же. Помимо общеобразовательных предметов, мальчики осваивали столярное, слесарное, токарное и кузнечное дела, девочки обучались рукоделию, портновскому и белошвейному ремеслам.
Средства на строительство и последующее содержание дома выделили братья Александр Алексеевич и Василий Алексеевич Бахрушины, пожертвовав на него один миллион двести тысяч полновесных русских рублей. А это, если верить онлайн-калькуляторам, около девяти миллиардов в пересчете на современный рубль.
(9 фото)
Их старший брат Петр Алексеевич – тот самый, что пришел с родителями в Москву из Зарайска, к началу строительства уже скончался, но его сын Константин Петрович Бахрушин, гласный Московской городской думы, член совета Московского учетного банка и член правлений и комитетов нескольких товариществ и мануфактур, вплоть до 1917 года являлся бессменным председателем попечительского совета Дома бесплатных квартир и Ремесленных училищ при нем.
В 1897 году Бахрушины передали все здание в дар городу, продолжив заботиться о нем и обеспечивать его работоспособность.
Весь комплекс с приютом, детскими садами, больницами, училищами и мастерскими…
…В народе прозвали «Бахрушинским подворьем»
В 1901-1903 годах комплекс из трех корпусов, теперь уже рассчитанных на 456 квартир, перестроил Фома Осипович Богданович-Дворжецкий, архитектор из Витебска, бывший студент, а позднее академик Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, автор Рижского вокзала в Москве, католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской и снесенного в советские годы памятника Александру Третьему на Пречистенской набережной.
(2 фото)
Один корпус, а точнее, одно из крыльев дома, выстроенного глаголем, в виде буквы «Г», протянулся вдоль Софийской набережной, второй – вдоль Фалеевского переулка. И еще один отдельно стоящий корпус расположился во внутреннем дворе, его сегодняшний адрес Софийская набережная, 26/1, строение 2.
(9 фото)
По окончании строительства в 1903 году в здании освятили домовый Никольский храм, это его зеленый чешуйчатый купол (правда, теперь уже без креста, как прежде) возвышается над зданием. Имелась при храме и звонница, но ее в советские годы уничтожили.
По данным на 1913 год здесь обитали 631 взрослый и 1378 детей.
После Октябрьской революции комплекс «Бахрушинского подворья» превратили в коммуналки. Когда окончилась Великая Отечественная война, в нем расположилось Министерство нефтегазовой промышленности СССР, а сегодня в нем размещается главный офис «Роснефти».
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!