Найти в Дзене

*Рыцарь Океана. Сэр Френсис Чичестер. Ретроспектива.

Раньше яхтсмены не спали. Не спали можно сказать совсем. Точнее яхтсмены – одиночники, во время своих экспедиций и походов через Океан или вокруг Света. Не сон – забытье на 20 – 40 минут, а потом опять работа и так до конца рейса. Вахту передавать некому. Если яхта хорошо сбалансирована и ветер ровный, румпель или штурвал фиксировали веревками. Такую снасть и в шутку и всерьез называли румпель-шкот. При таком оснащении отдыхать удавалось чуть больше. Рис. 1. Фото. Сэр Френсис Чичестер. Он не был яхтсменом. Не был яхтсменом совсем, значительную часть своей жизни. Он был пилотом – летчиком. Мечтал облететь на легкомоторном самолёте вокруг света, но не получилось. Лечащий врач сказал, что жить осталось …., что у него есть враг, враг живет в его груди. Враг – рак, он непобедим. Тогда Френсис, так зовут нашего героя, как только немного пришёл в себя от лечения, продал всё и купил подержанную яхту, отремонтировал ее. Пошёл на этой яхте в гонку через Атлантику и был первым среди редких в

Раньше яхтсмены не спали. Не спали можно сказать совсем. Точнее яхтсмены – одиночники, во время своих экспедиций и походов через Океан или вокруг Света. Не сон – забытье на 20 – 40 минут, а потом опять работа и так до конца рейса. Вахту передавать некому. Если яхта хорошо сбалансирована и ветер ровный, румпель или штурвал фиксировали веревками. Такую снасть и в шутку и всерьез называли румпель-шкот. При таком оснащении отдыхать удавалось чуть больше.

Рис. 1. Фото. Сэр Френсис Чичестер.
Рис. 1. Фото. Сэр Френсис Чичестер.

Он не был яхтсменом. Не был яхтсменом совсем, значительную часть своей жизни. Он был пилотом – летчиком. Мечтал облететь на легкомоторном самолёте вокруг света, но не получилось. Лечащий врач сказал, что жить осталось …., что у него есть враг, враг живет в его груди. Враг – рак, он непобедим. Тогда Френсис, так зовут нашего героя, как только немного пришёл в себя от лечения, продал всё и купил подержанную яхту, отремонтировал ее. Пошёл на этой яхте в гонку через Атлантику и был первым среди редких в те времена смельчаков. Потом были ещё гонки и переходы через океан. Потом он построил себе еще в одну яхту, и пошёл на ней вокруг света.

Рис. 2 Яхта Джипси Мот III на которой Френсис Чичестер занял первое место в гонке через Атлантику.
Рис. 2 Яхта Джипси Мот III на которой Френсис Чичестер занял первое место в гонке через Атлантику.

На корме яхты Джипси Мот III виден парус подруливаюшего устройства, которое было ещё достаточно не совершенным и капризным. Это устройство назвали «Мирандой». Во время гонки он думал, как бы его усовершенствовать.

На Джипси Мот III Френсис летом 1960 года выиграл гонку одиночников от Англии до США. Путь от Плимута до Нью-Йорка «Джипси Мот III» прошла за 40 дней. Двумя годами позже Чичестер вновь пересек океан в одиночку, на этот раз за 34 дня. В 1966 г. «Джипси Мот III» пересекла Атлантику за 30 дней, однако на финише оказалась только второй (позади «Пан Дюик III» легендарного французского гонщика Эрика Табарли).

В то время многие яхтсмены занимались усовершенствованием ветрового подруливающего устройства, изобретением его надёжной и работоспособной конструкции. К моменту готовности новой яхты Чичестера Джипси Мот IV к кругосветной экспедиции была запатентована конструкция Блонди Хаслера - ветрового автопилота, который назвали трастер (bow thruster). На новой яхте Джипси Мот IV использовали похоже его.

Рис. 3. Джипси Мот IV. Френсис Чичестер во времена его кругосветной экспедиции.
Рис. 3. Джипси Мот IV. Френсис Чичестер во времена его кругосветной экспедиции.

Яхтсмен тщательно готовился к экспедиции. Всё тщательно планировалось и анализировалось. Конструкция и устройство, размещение запасов и устройств. Ремонтопригодность. Всё было важно, поскольку это была первая одиночная экспедиция на яхте вокруг света с запада на восток, после известного всем путешествия Джошуа Слокама на своей яхте «Спрей» в противоположном направлении в конце 19 века.

Рис. 4 Теоретический чертеж  яхты Джипси Мот IV
Рис. 4 Теоретический чертеж яхты Джипси Мот IV

27 августа 1966 года Фрэнсис Чичестер (Francis Chichester) отправился из Плимута, Великобритания на своей 53-футовой яхте Gipsy Moth IV и вернулся обратно после 226 дней плавания 28 мая 1967 года, обогнув земной шар, сделав всего одну остановку в Сиднее, Австралия. Фрэнсис Чичестер стал первым человеком, совершившим кругосветное одиночное плавание с Запада на Восток.

Рис. 5. Маршрут кругосветной экспедиции Френсиса Чичестера на парусной яхте Джипси Мот IV. Одна остановка в Австралии для текущего ремонта.
Рис. 5. Маршрут кругосветной экспедиции Френсиса Чичестера на парусной яхте Джипси Мот IV. Одна остановка в Австралии для текущего ремонта.

Английская королева за морские заслуги посвятила его в Рыцари, хотя по факту он уже был рыцарем. Рыцарем Океана. Рыцарем, победившим своего главного непобедимого врага. Легендарная Жизнь и легендарная Судьба.

Он первый применил ветровой авторулевой в глобальной экспедиции парусной яхты вокруг света. Устройство ветрового авторулевого совершенствовалось.

И яхтсмены стали спать, ровно столько, чтобы отдохнуть. Теперь за них трудилось подруливающее устройство. И трудится оно успешно уже много десятилетий и до сих пор.

В настоящее время проводится кругосветная гонка классических парусных яхт GGR Golden Globe Race с ветро подруливающими устройствами примерно такими, как у Чичестера в его времена, без средств космической навигации и картографии. Нынешние яхтсмены идут вокруг света уже без остановок, но некоторые также, как и Чичестер делают иногда вынужденные остановки для ремонта.

Рис.5  На фото один из победителей Golden Globe Race Жан -Люк Ван ден Хеде. Он победил в 73 года. На корме яхты установлено ветровое подруливающее устройство.
Рис.5 На фото один из победителей Golden Globe Race Жан -Люк Ван ден Хеде. Он победил в 73 года. На корме яхты установлено ветровое подруливающее устройство.

*В интернете достаточно информации о Френсисе Чичестере и подруливающих устройствах, которые расширили значительным образом возможности яхтсменов. В настоящее время используются также и электромеханические автопилоты использующие данные космической навигации. Всего в маленькой статье и не описать.

Но Сэр Френсис Чичестер был первопроходцем, и мы отдаём этому дань уважения.

Всем счастливых морских миль !

**Нельзя сказать, что среди российских яхтсменов не было подобных достижений, особенно яркое достижение это создание Виктором Языковым «умной» яхты «Дочь ветра», которая совершила несколько кругосветных путешествий и без ветрового авторулевого и без электромеханического.

Были и другие замечательные достижения российских яхтсменов, об этом нужно писать и вспоминать отдельно.

@АБС