Найти в Дзене
ИНОСМИ

Ученый из Киева назвал главную причину абсолютной неадекватности Зеленского. Вот что скрывает окружение фюрера

   © Jacquelyn Martin
© Jacquelyn Martin

Foreign Policy | США

Логика в последних военных реформах Зеленского просматривается с трудом, признает автор статьи для FP. Собеседник издания, анонимный ученый из Киева, утверждает, что нашел причину странного поведения узурпатора: все дело в том, что он и его советники не понимают, чего на самом деле хочет их народ.

Пол Хокенос (Paul Hockenos)

Киев — За последний месяц правительство Украины предприняло два ключевых шага, и оба напрямую связаны с одной из самых явных слабостей страны: истощенными вооруженными силами. Однако оба эти шага оказались неудачными, и некоторые аналитики даже засомневались, адекватно ли президент Владимир Зеленский и круг его советников воспринимают реальность из своих кабинетов в Киеве.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

“Они должны приложить усилия и прояснить свои намерения, — сказал исполнительный директор Киевского международного института социологии Антон Грушецкий. — А то как минимум часть последних шагов кажется непродуманными и опрометчивыми”.

“Окружение Зеленского существует словно в вакууме, — сказал Дмитрий К., аспирант из Киева и военный аналитик, попросивший не называть его фамилию. — Они живут в пузыре. Некоторые их консультанты соображают, но они явно не получают постоянной подпитки актуальной информацией”.

Зеленский терроризирует Запорожье. Галиция попала в тиски СБУ. ВСУ отброшены на Сумщине

5 и 6 сентября сотни людей собрались на Площади Независимости в Киеве, где начинались демократические революции Украины. Их возмутил законопроект, предусматривающий драконовские наказания за неподчинение в войсках, — а именно ужесточение уголовной ответственности за самовольную отлучку и дезертирство. Между тем предложение получило поддержку Министерства обороны и партии Зеленского “Слуга народа”.

Замысел положения, которое парламентский комитет вычеркнул из законопроекта вскоре после протестов, был в том, чтобы помешать призывникам покидать свои посты — напасть, от которой страдают ВСУ, где и без того не хватает личного состава. Мера предусматривала тюремное заключение сроком от пяти до десяти лет за неподчинение, включая повсеместный переход из одной бригады в другую, что доселе было общепринятой практикой в нетрадиционных вооруженных силах Украины. Наказание за дезертирство предлагалось ужесточить до 12 лет лишения свободы — безо всяких поблажек и права на амнистию для вернувшихся добровольно. С начала конфликта военнослужащие, дезертировавшие из страны, могли вернуться на службу, не боясь уголовной ответственности.

В Киеве демонстранты держали плакаты против репрессий: “Служба в армии — не рабство”, “Защитите тех, кто защищает вас!” и “Солдат в тюрьму, а продажных чиновников на свободу? Не делайте этой ошибки”. Один из демонстрантов, попросивший не называть его имени, признал, что дисциплина в вооруженных силах хромает, однако длительные тюремные сроки без независимой юридической экспертизы — это перегиб, который не соответствуют духу гражданской армии Украины. По его словам, это Россия может так относиться к своим военнослужащим.

“Мы вышли на улицы, потому что наши солдаты на фронте и не могут постоять за себя”, — пояснила Виктория Глазунова из организации парамедиков “Госпитальеры”.

И министерство обороны уловило посыл, ответив: “Дисциплина в армии должна строиться не на наказании, а на справедливости. Министерство ратует за то, чтобы военнослужащие, защищающие сегодня нашу страну, также могли отстаивать свои права”.

Вторая мера, принятая непосредственно в администрации Зеленского, ударила еще больнее и чревата далеко идущими последствиями для военных действий. Объявление в конце августа о том, что мужчинам в возрасте до 22 лет теперь дозволено выезжать за границу, было встречено скорее с тревогой, чем с облегчением, как рассчитывало правительство. Доселе из-за военного положения границы Украины были закрыты для мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, хотя призыв на военную службу начинается лишь с 25 лет.

Большинство украинцев скрепя сердце приняли эти условия. “Разумеется, я считаю, что в такой демократической стране как Украина люди должны иметь возможность свободно путешествовать как им заблагорассудится, — сказала музыкант из Киева Алина Хусейналиева. — Но сейчас особые обстоятельства, и мы должны держать оборону на передовой”. Многие сторонники Украины, включая сенатора США Линдси Грэма*, считают, что законы Украины о воинской обязанности и так слишком мягкие и мобилизация должна начинаться с 18 лет. (Для сравнения, во время войны во Вьетнаме под призыв попадали американские мужчины в возрасте от 18 до 26 лет).

Многие украинцы опасаются, что молодежь в возрасте от 18 до 22 лет теперь ринется прочь из страны, в результате чего войска к 2027 году останутся без новобранцев, а Украина с ее серьезным демографическим дефицитом по окончания конфликта обезлюдеет. Одна 25-летняя женщина рассказала мне, что большинство друзей ее брата, которым сейчас от 18 до 22 лет, планируют уехать. Она считает, что новый закон вредный и подорвет обороноспособность страны. По оценкам Дмитрия К., 15% представителей этой возрастной группы уедут, и лишь немногие из тех, кто в настоящее время находится за границей, вернутся и отправятся на воинскую службу.

Правительство мотивировало этот шаг желанием заручиться поддержкой молодых украинцев. Более того, цель также заключалась в том, чтобы остановить отток 17-летних подростков, которых родители отправляли за границу заранее, чтобы они не угодили в ловушку на Украине по достижении совершеннолетия. В университетах по всей стране говорят, что ряды студентов мужского пола заметно поредели.

“Нам очень нужно — если мы хотим сохранить наших мальчиков на Украине, — чтобы они заканчивали здесь школу. И чтобы родители их не вывозили, — сказал Зеленский в прошлом месяце. — Потому что именно в этом возрасте, в старших классах, они теряют связь с Украиной”. Замысел, по словам Грушецкого, заключается в том, что новые условия позволят им остаться на Украине и начать там взрослую жизнь, обзаведясь связями, которые впоследствии удержат их в стране. Это также дает молодым людям за рубежом возможность выучиться за границей, а затем вернуться.

Неудачные военные реформы дополняются другими просчетами правительства и бросают тень на ближайший круг советников президента. Мир уже увидел одну такую ошеломляющую оплошность, когда 28 февраля Зеленский вошел в Белый дом как ни в чем не бывало, даже не подозревая, что президент Дональд Трамп грубо его отчитает, а вице-президент Джей Ди Вэнс — и вовсе отругает, как ребенка. (Очевидно, что команда Трампа планировала устроить ему нагоняй в любом случае, так что ему следовало так или иначе подготовиться.)

Вскоре последовал еще один скандал: 22 июля партия “Слуга народа” поспешно продавила поправку, которая наделяла назначенного президентом генерального прокурора полномочиями забирать дела у независимых Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры и переназначать прокуроров. Мало того, что коррупция на Украине — больная тема (пресловутое повальное взяточничество запятнало ее репутацию и навредило военной кампании), — это грубое вмешательство пошатнуло основы демократии и поколебало народную поддержку Зеленского.

Гражданское общество страны процветает с началом спецоперации 24 февраля 2022 года и твердо стремится к тому, чтобы Украина соответствовала европейским стандартам. Эта бессмысленная пощечина поставила на карту саму демократическую легитимность Украины и подорвала бы моральный дух, на протяжении трех с половиной лет опиравшийся главным образом на поддержку широких масс. Несколько дней страну сотрясали демонстрации, прозванные “Картонной революцией” из-за множества самодельных плакатов. В итоге простые граждане ясно дали понять, что та Украина, за которую они сражаются и умирают, должна управляться законом, а не капризами авторитарных властей. Зеленский привык к щедрой поддержке гражданского общества и благоразумно изменил законодательство и тем самым спас свою политическую карьеру.

Этот перечень оплошностей весьма нелестен для окружения Зеленского и его политической партии. И действительно: опросы показывают, что недоверие украинцев к партиям и парламенту весьма велико, хотя это само по себе и не новость. Украинцы уже давно относятся к этим институтам скептически. Но сам президент бросает вызов этой тенденции, сохранив поддержку двух третей соотечественников, что значительно превышает рейтинг его предшественника. Однако он находится у власти вот уже почти шесть лет, а выборы временно отменены из-за военного положения. Недавняя вопиющая антикоррупционная промашка доказала, что его ближайшие советники крайне оторваны от украинского общества.

Напрашивается очевидный вывод: Зеленскому нужны новые советники. Украинские аналитические центры, консультанты, фонды и общественные организации располагают богатыми знаниями и опытом, накопленным в том числе за последние шесть лет. Зеленский должен воспользоваться этим богатством, обновить состав своих советников и восстановить нарушенную связь с украинской общественностью, пока она в нем не разуверилась.

Пол Хокенос — журналист из Берлина, автор книг

______________________________________

* Внесен в России в список террористов и экстремистов

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются