Найти в Дзене
Подделкам нет!

Ярославско-новгородские иконы, купцы и храмы

В конце августа - начале сентября 2025 года в Ярославском музее-заповеднике (Ярославский кремль) проходила выставка «Сокровища Ярославля».

…Выставка «Сокровища Ярославля» представляет драгоценнейшую часть собрания Ярославского музея-заповедника. Представлены сокровища ризниц ярославских монастырей и храмов, изделия лучших, но оставшихся безымянными мастеров средневековых Москвы, Новгорода, Ярославля, ювелиров Нового времени, вклады царей, местных аристократов и богатых купцов…(1).

Нагрудные иконы

В экспозиции выставки «Драгоценный убор русской иконы» были представлены нагрудные иконы работы новгородских мастеров (рис.1).

Рис.1. Новгородские нагрудные иконы (№1,2,3). Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.1. Новгородские нагрудные иконы (№1,2,3). Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

Авторы выставки представили следующую аннотацию к экспозиции (рис. 2).

…Ярославль, основанный князем Ярославом Мудрым в начале второго тысячелетия, в ранний период своего развития особый расцвет получил при ростовском князе Константине Всеволодовиче (начало XIII в.). В жизнь нового города были привнесены культурные традиции Ростова, крупного политического и духовного центра Северо-Восточной Руси. Вторым русским художественным центром, оказавшим большое влияние на хозяйственную, социальную и культурную жизнь средневекового Ярославля, явился Новгород…(рис.2).
Рис.2. Аннотация к экспозиции «Драгоценный убор русской иконы», ч.1. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.2. Аннотация к экспозиции «Драгоценный убор русской иконы», ч.1. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

В аннотации сообщается, что после Ростова Великого вторым городом, оказавшим наибольшее влияние на Ярославль, являлся Новгород. Напомню, что Ростов Великий расположен в 60 км от Ярославля, а нынешний В.Новгород – в 600 - 800 км. в зависимости от того, какой дорогой добираться: через Москву или в обход. Далее в аннотации поясняется каким образом новгородские произведения искусства оказались в Ярославле.

…Представители богатого новгородского купечества оказались в Ярославле в связи с их переселением в московские земли. Это произошло после включения Новгорода в состав Русского государства. Ведя обширные торговые дела с Ганзейским союзом, другими европейскими и восточными городами и странами, новгородцы знакомились с произведениями иноземного искусства. Они привозили в Новгород изделия художников и ремесленников, паломнические реликвии. Эти памятники, в том числе и византийского происхождения, вкладывались новгородцами в ярославские монастыри и храмы. Таким же образом оказались в Ярославле и великолепные изделия мастеров самого Великого Новгорода, крупнейшего ювелирного центра того времени. На настоящий период они составляют наиболее древнюю часть коллекции драгоценной мелкой пластики Ярославского музея-заповедника, входящую в число десяти лучших музейных коллекций России…(рис.2).

То есть, богатые новгородцы привозили в Ярославль и передавали ярославским монастырям и храмам ювелирные изделия, как новгородских художников и ремесленников, так и иностранных мастеров. Часть богатых новгородских купцов, считают авторы выставки, переселилась в Ярославль после присоединения Новгорода к Московскому княжеству в эпоху правления Ивана III, т.е. вскоре после 15 января 1478 года (2). Читаем далее.

Источники ее (коллекции драгоценной мелкой пластики – п.н.) - ризница Спасо-Преображенского монастыря, монастыри и храмы Ярославля. Самой древней в собрании является группа памятников каменной пластики, представленная тремя нагрудными иконами конца XIII — начала XIV вв. Они имеют один и тот же сюжет, известный под названием «Жены у гроба» и, по мнению ведущих исследователей, исполнены в Новгороде из местного камня и местными мастерами. Серебряные, золочёные оправы каменных иконок изготовлены позднее, в XV–XVI вв. и также новгородцами…(рис.2).

К представленным в экспозиции новгородским нагрудным иконам прилагаются этикетки следующего содержания (рис.1):

1. Икона. Гробь Господень. 13 в. Новгород. Оправа - 15–16 вв. Камень, серебро; резьба, эмаль, скань, золочение.
2. Икона. Распятие. 13 в. Новгород. Оправа - 16 вв. Камень, серебро; резьба, золочение.
3. Икона. Гробь Господень. Конец 13 – начало 14 вв. Новгород. Оправа - 16 век. Камень, серебро; резьба, скань, золочение…(рис.1).
Рис.3. Нагрудные иконы, №1,2,3. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.3. Нагрудные иконы, №1,2,3. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

Панагия

Также в экспозиции «Драгоценный убор русской иконы» представлена новгородская панагия.

Среди ранних памятников, исторически связанных с Новгородом - панагия овальной формы, датируемая XIII в. Это, так называемый, литик, то есть отлитая из чёрной стекловидной массы иконка в серебряной сканой оправе, характерной для новгородского искусства середины XV в. В средней части ее - изображение Иисуса Христа с предстоящими Варфоломеем и Марком. Производство подобных литиков исследователи традиционно связывают с двумя центрами - Венецией и Константинополем, откуда в качестве паломнических реликвий они проникали на территорию средневековой Руси. Ярославский экземпляр отличается редким сюжетом и относительно большими размерами. Типичный рельеф и изображение святого Марка - покровителя Венеции - позволяют отнести это произведение к венецианским изделиям XIII в…(рис.2).

Этикетка к новгородской панагии гласит:

Панагия. 13 в. Венеция (?). Оправа – 15–16 вв. Новгород. Стекловидная масса, серебро, береста; литье, скань. Из Спасского монастыря г. Ярославля...(рис.1).
Рис.4. Панагия, №5. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.4. Панагия, №5. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

То есть, богатые новгородские купцы, которые после присоединения Новгорода к Москве в 1478 году, были высланы в Ярославль, привезли с собой и передали ярославским монастырям и храмам, а в основном Спасо-Преображенскому монастырю, на территории которого и расположен Ярославский музей-заповедник, нагрудные иконы и панагию конца 13-начала 14 веков, выполненные по мнению ведущих исследователей (кого конкретно не указано) новгородскими мастерами. При этом серебряные и золоченые оправы к этим иконам и панагии были изготовлены позднее в 15–16 веках и тоже в Новгороде.

Непонятно тогда каким образом новгородские мастера в 16 веке смогли добавить к новгородским нагрудным иконам и панагии резные золоченые и серебряные оправы, если в конце 15 века эти иконы были вывезены из Новгорода выселенными новгородскими купцами и находились к 16 веку уже за 600–800 км от нынешнего В. Новгорода в монастырях и храмах Ярославля.

Икона Богоматерь Иерусалимская

На выставке "Сокровища Ярославля" представлена также икона Богоматерь Иерусалимская и отдельно к ней оклад (рис.5).

Рис.5. Икона Богоматерь Иерусалимская и оклад к ней. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.5. Икона Богоматерь Иерусалимская и оклад к ней. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

Икона и оклад имеют этикетки следующего содержания.

Икона. Богоматерь Иерусалимская. Начало 16 в. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера. Из церкви Рождества Христова г. Ярославль.
Оклад с иконы «Богоматерь Иерусалимская». Вторая половина 17 в. Ярославль. Серебро, жемчуг, сапфиры, изумруды; чеканка, золочение.
Риза с иконы Богоматерь Иерусалимская (?). 17 в. Россия. Золото, серебро, камни, жемчуг, серебряные нити, шитье, эмаль. Из церкви Рождества Христова г. Ярославль… (рис.5).

Аннотация к иконе и окладу рассказывает следующее.

Богоматерь Иерусалимская — чтимая Корсунская святыня, которая по церковному преданию была написана евангелистом Лукой. Этот образ издревле хранился в новгородском Софийском соборе. Поэтому в новгородской земле было довольно распространено его почитание, Один из списков древней иконы, очевидно, привез с собой в Ярославль богатый новгородец, где позднее, в конце XVII века она была украшена серебряным окладом и шитой ризой.
До реставрации икона датировалась концом XVII века, поскольку первоначальное изображение находилось под записью и сильно потемневшей олифой. В процессе раскрытия живописи, выполненной ярославским реставратором В. И. Васиным, выявилось, что икона, скорее всего, новгородская по происхождению и датируется началом XVI в.
В ходе реставрации оклада реставратором Государственного НИИ реставрации (Москва) В. В. Игошевым были проведены предварительные научные исследования. Икона поступила в музей в 20-е годы прошлого века в окладе, но без венцов, цат и ризы. По фотографии этой иконы (хранится в Музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва), запечатленной в полном уборе в 90-е годы XIX в. И. Ф. Барщевским, фотографом Императорской академии художеств, В. В. Игошеву удалось найти венцы и малую цату. Они хранились в музейном собрании и были записаны как самостоятельные единицы, поскольку поступали в музей отдельно от иконы. В условиях скоротечной кампании по изъятию церковных ценностей из храмов в 1922 г. это было, к сожалению, обычным делом. Судя по фотографии, изображение Богоматери украшено еще шитыми убрусом и большой цатой, но в музейном собрании они отсутствуют. После завершения всего объема реставрационных работ было принято решение об отдельном экспонировании иконы и оклада. Это объясняется тем, что открылась более ранняя живопись, для которой оклад не предусматривался, поскольку художник уже живописными средствами сымитировал драгоценные венцы.
В процессе подготовки иконы к экспозиции удалось сделать еще одно открытие. Хранители фонда драгоценных металлов Е. В. Бурдакова и А. В. Зубатенко высказали предположение, что отдельно записанная и хранящаяся в музейном собрании риза из церкви Рождества Христова также принадлежит убору Богоматери Иерусалимской (на фотографии Барщевского ее почти не видно). Таким образом, памятник восстановлен почти в первозданной полноте и совершенстве…(рис.6).
Рис.6. Аннотации «Драгоценный убор русской иконы», ч.2. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.6. Аннотации «Драгоценный убор русской иконы», ч.2. Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

В приведенной выше аннотации авторы выставки «Сокровища Ярославля» применили излюбленный историками прием замены доказательств словами «очевидно», «несомненно» и т.п. Для авторов выставки очевидно (?!), что древнюю икону Богоматерь Иерусалимская привез с собой в Ярославль богатый новгородец. Но как может быть это очевидным, если никаких доказательств перевозки иконы из Новгорода в Ярославль нет. Авторы выставки считают, что «икона, скорее всего, новгородская по происхождению и датируется началом XVI в.». Но если икона написана в начале 16 века, то непонятно как ее мог привезти в Ярославль новгородский купец, выселенный из Новгорода, как считают сами же авторы выставки, при его присоединении к Московскому княжеству в 1478 году или сразу после этого.

Купцы

Среди богатых купеческих династий, переселенных из Новгорода в Ярославль, наиболее часто упоминают купцов Скрипиных, Назарьевых-Гурьевых и Светешниковых.

Иоанникий и Вонифатий Скрипины

Авторы выставки называют братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных «ярославскими Медичами», с которыми никто не мог сравниться роскошью и обилием вкладов в ярославские храмы и монастыри.

…ни царские, ни княжеские вклады не могли сравниться с роскошью и обилием вкладов именитых ярославских купцов Скрипиных. Братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины построили на свои средства в 1650 году самый благолепный храм в Ярославле - церковь Ильи Пророка. Лучшие живописцы и серебряники Ярославля и других городов украшали Ильинский храм, убранство которого поражает и по сию пору дивной красотой и величием. Нам легко представить весь размах этого деяния, поскольку Скрипины в 1651 г. составили подробную опись всего храмового убранства, названную ими «Книга церковного строения, что строили Нифантий да Аникей Ивановы дети Скрипины по обещанию о своих душах и по душах родителей своих в вечный поминок». Эта опись, по счастью, сохранилась и находится в музейном собрании. В ней с особой тщательностью перечислены все богатства храма, которые любовно собрали «ярославские Медичи», вплоть до названия и количества камней в венцах икон, как на образе Казанской Богоматери из моленного ряда Скрипиных, представленной в зале. Местная традиция считает Скрипиных выходцами из Новгорода. Свое состояние они сделали на торговле пушниной, которую поставляли из Сибири на внутренний и внешний рынки. Существуют косвенные доказательства еще одного направления деятельности Скрипиных, оно связано с торговлей драгоценной церковной утварью, камнями и жемчугом. Во всяком случае, пример с грамотным описанием декора оклада Казанской иконы свидетельствует о великолепном знании предмета…(рис.7).
Рис.7. Аннотация к экспозиции «Вклады в монастыри и храмы Ярославля». Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.7. Аннотация к экспозиции «Вклады в монастыри и храмы Ярославля». Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

То есть, купцы Скрипины, «ярославские Медичи», которых местная традиция считает выходцами из Новгорода, внесли наибольший вклад в монастыри и храмы Ярославля. Напомню, что авторы выставки считают, что переселение новгородских купцов в Ярославль произошло после присоединении Новгорода к Москве в 1478 году.

Представители богатого новгородского купечества оказались в Ярославле в связи с их переселением в московские земли. Это произошло после включения Новгорода в состав Русского государства…(рис.2).

Однако, согласно другой версии Скрипины и другие новгородские купеческие семьи переселились в Ярославль уже после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569-1570 годах.

…Богатое семейство Скрипиных переселилось в Ярославль из Новгорода при разгроме его Иоанном Грозным и по прекращении там иноземной торговли.
…Живя в Ярославле, они вели обширную торговлю, как внутри России, так и за границей. Скрипины были одними из крупнейших в Ярославле скупщиков пушнины в Сибири. В Мангазее, центре сибирских соболиных промыслов, Скрипины построили Успенскую церковь — место собрания мангазейского «мира». Скрипины скупали в Сибири жемчуг и драгоценные камни и вместе с пушниной вывозили эти товары в Архангельск, взамен покупая там «немецкие товары», которые, в свою очередь, шли в Сибирь (Бахрушин).
Иоаникей (Аникей) Иванов Скрипин [ок.1596 — 21.3.1660, Ярославль, похоронен в приделе церкви Ильи Пророка], земский староста (1637–1643), пожалован чином гостя (1647−1651).
Вонифатий Иванов Скрипин [ок. 1594 — 29.10.1661, Ярославль, похоронен в приделе церкви Ильи Пророка], брат И. И. Скрипина.
Братья жили в Сретенской сотне посада, имели двор в совместном владении, вели совместные торги (известно до 26 их торговых агентов), были заказчиками церкви Ильи Пророка в Ярославле (1647−1650) …(3).

Назарьевы-Гурьевы

Другая известная купеческая династия, переехавшая, как считается, в Ярославль из Новгорода после его разгрома Иваном Грозным в 1569-1570 годах, – это купцы Назарьевы-Гурьевы, которые уже в начале 17 века стали «лидерами ярославского посада».

… Назарьевы-Гурьевы — ярославский род купцов и промышленников XVII века, приехавший на Верхнюю Волгу из Новгорода. Основанный ими на Яике город до 1991 года назывался Гурьев (сейчас Атырау).
Купеческая фамилия посадских людей Ярославля, куда они бежали или были переселены Иваном Грозным после Новгородского погрома. Исходно Назарьевы, в XVII веке стали зваться Гурьевыми, по имени Гурия Назарьева. Братья Гурий и Анкиндин (Дружина) Назарьевы в начале XVII века лидеры Ярославского посада. В 1609 году, когда Ярославль был осаждён сторонниками «тушинского вора», Анкиндин «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал и малодушных людей от всякого дурна отговаривал». Назарьевы финансировали ополчение Минина и Пожарского.…(2)
…По легенде, один из представителей является прототипом Фомы Назарьева из былины «Садко» …(5, с.271).

Надея Светешников

Еще одним известным ярославский купцом, семья которого, как считается, попала в Ярославль из Новгорода тоже после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569-1570 годах, был Надея Светешников, который также, как и купцы Назарьевы-Гурьевы, в начале 17 века стал «лидером Ярославского посада».

…Надея (Епифаний) Андреевич Светешников (около 1580–27 декабря 1645) — крупный русский купец и промышленник первой половины XVII века, один из лидеров Ярославского посада времен Смуты, финансовый спонсор ополчения Минина и Пожарского. Род Светешниковых, по местному преданию, происходил из Великого Новгорода. После разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569 году многие посадские семьи были насильно переселены в другие земли. Семья Светешниковых попала в Ярославль. Надея — мирское имя Светешникова. Он был одним из лидеров ярославского посада. Вместе с другими богатыми ярославскими купцами принимал деятельное участие в создании материальной базы ополчения Минина и Пожарского. С земским старостой Григорием Никитниковым организовал в Ярославле производство копий, рогатин и доспехов для ополчения, финансировал его содержание. Был участником временного русского правительства, Совета всея земли…(2).

Историки так и не пришли к единому мнению относительно того, когда же новгородские купцы переехали в Ярославль: после присоединения Новгорода к Московскому княжеству в 1478 году или после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569-1570 годах.

…Интересно, что некоторые ярославские купеческие династии берут свое начало из новгородских земель. Существует несколько версий, почему многие новгородцы перебрались в Ярославль: например, во время походов Ивана III на Новгород в XV в. часть жителей была переселена в северо-восточную Русь, в т.ч. в Ярославскую губернию. По другой версии, купеческие семьи попали в город после нашествия опричников Ивана Грозного в XVI в. Таким образом, в Ярославле обосновались основатели знаменитых купеческих родов…(5, с.268).

Каких-либо доказательств самого факта переезда новгородских купеческих семей в Ярославль историки не приводят. Просто утверждают так на основании ярославской традиции считать эти династии новгородскими. Однако, к версии переселения новгородских купцов в Ярославль после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569 - 1570 годах имеются обоснованные возражения.

…Неизвестно, сколько новгородских семей было переселено в Ярославль. Мы можем судить только о тех из них, которые оставили значимый след в истории города. Это купцы Светешниковы, Назарьевы и Скрипины…
В ярославской исторической традиции иногда принято считать, что эти купеческие семьи попали в наш город после захвата Новгорода Иваном Грозным. Эта версия кажется мне ошибочной и вот почему.
Иван Грозный прошел по Новгороду хуже, чем асфальтовым катком. Есть сведения, что при захвате войсками Грозного в городе было убито 10–15 тысяч жителей (при численности населения около 30 тысяч). Опричники не щадили ни женщин, ни детей. Трупами буквально запружен был Волхов.
Да, многие из выживших новгородцев были затем выселены из города, но делалось это без всякой системы, и больше всего напоминало выселение при Сталине целых народов – без имущества, без перспектив. Я убежден, что выселенные таким образом Светешниковы, Назарьевы и Скрипины не смогли бы буквально через 40–50 лет основать настоящие торговые империи.
А вот дед Ивана IV Грозного Иван III, которого не зря современники прозвали Великим, не устраивал геноцид, а выселял новгородцев адресно, оставляя им часть имущества и возможность для развития. И поэтому через несколько поколений, к началу XVII века, эти купеческие семьи смогли достичь вершины, оказывая влияние на развитие всей страны…(6).

Действительно, каким образом переселенные в Ярославль после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569–1570 годах новгородские купцы смогли так быстро создать торговые империи в 600-800 км от Новгорода? При том, что в Ярославле были и свои местные ярославские купцы.

Храмы

Церковь Ильи Пророка

Упомянутые выше братья купцы Скрипины построили в Ярославле 17 веке одну из главных сегодняшних достопримечательностей Ярославля, церковь Ильи Пророка, «уникальный по своим достоинствам памятник ярославского культурного расцвета, шедевр мирового класса» (3).

Рис.8. Церковь Ильи Пророка в Ярославле (2).
Рис.8. Церковь Ильи Пророка в Ярославле (2).

Историки сообщают, что Церковь Ильи Пророка в Ярославле, возведенная на средства потомков новгородских купцов, была построена в ярославском (2), а не в новгородском архитектурном стиле.

…Богатые новгородские выходцы В. И. и Г. И. Скрипины, построившее ярославскую Ильинскую церковь, возвели ее въ частномъ Ярославскомъ пошибе, а не въ новгородском. Строители не жалели денегъ на этотъ храмъ, заботясь лишь о возможно лучшемъ его украшении, и если пожелали бы, то, конечно, могли бы выписать для постройки Ильинской церкви мастеровъ съ своей родины. Однако они предпочли им ярославских, очевидно, удовлетворясь местными зодчеством более, чемъ новгородским…(4, с.48-49).

Также неясно почему новгородские выходцы братья купцы Скрипины не выписали для постройки церкви Ильи Пророка в Ярославле своих земляков, прославленных новгородских мастеров, а предпочли им ярославских.

Интересно также, что Советская (бывшая Ильинская) площадь в центре Ярославля, где расположена церковь Ильи Пророка, считается «уголком Новгорода в Ярославле».

…Храм Ильи Пророка упоминается в многочисленных городских легендах и преданиях, как место таинственное. Рассказывают, что под ним якобы находились подземелья, в которых Ярославские купцы хранили свои товары. Особо почитались прихожанами храма преподобный Варлаам Хутынский и образ Покрова Пресвятой Богородицы. Святой Варлаам Хутынский, один из известных новгородских святых. По преданию, имел особое влияние здесь потому, что после походов на Новгород и присоединения его к Москве сюда (в Ярославль) были переселены новгородские купцы и служилые люди. Они и «захватили» с собой традицию почитания этого новгородского святого. Значит, если можно так выразиться: окрестности современной Советской (Ильинской) площади — это своеобразный уголок Новгорода в Ярославле. С легендарными остатками «новгородской» вольницы, духа свободы и предпринимательства…(7, с.77-78).

Власьевская церковь

Ранее в Ярославле находилась Власьевская церковь, причем аналогичная по названию и возведенная по тому же поводу, что и церковь Власия в нынешнем В. Новгороде.

…Церковь Власия находится ныне въ самомъ центре города, за чертой прежняго города землянаго — Въ Новгороде также есть церковь Bласия, и повод къ построению ея, по преданно, такой же, каковъ и для построения Власьевской церкви въ Ярославле…(8, с.11, прим.18).

Власьевская церковь в Ярославле, ныне не существующая, считалась одним из древнейших храмов Ярославля.

…Точное время возникновения храма во имя святого Власия неизвестно; вполне вероятно, это был один из древнейших храмов в Ярославле. Среди ярославских историков XIX века бытовало мнение, что первоначальная церковь здесь была воздвигнута на месте языческого капища, посвященного богу Велесу, покровителю животноводства. Известно, что Власьевская церковь значилась в списке городских церквей, сгоревших в мае 1609 года во время польской осады Ярославля…(3).
Рис.9. Церковь Св. Власия, Ярославль, (3).
Рис.9. Церковь Св. Власия, Ярославль, (3).

Церковь Рождества Христова

В 17 веке упомянутые выше потомки еще одной новгородской купеческой династии, Назарьевы-Гурьевы, построили в Ярославле каменную церковь Рождества Христова, ту самую, в которой в свое время были обнаружены тоже упомянутые выше и демонстрируемые на выставке «Сокровища Ярославля» икона Богоматерь Иерусалимская и оклад к ней (рис.5).

…Церковь Рождества Христова — недействующий православный храм в историческом центре Ярославля, на берегу Волги. Один из лучших памятников Ярославской школы зодчества и живописи XVII века. Время основания храма неизвестно. Первое упоминание о нём содержится в сказании об иконе Казанской Богоматери: в 1609 году во время нападения литовских и «тушинских» войск «священницы чюдотворный образ унесли в меншой острог от раззорения ратных, и поставили образ Богоматери в церкви Рождества Христова на Волском берегу». К югу от церкви в то время располагалась усадьба купцов Назарьевых, получивших в 1613 году царскую жалованную грамоту за большой вклад в оборону Ярославля. В 1634 году Анкидин и Гурий Назарьевы решили вместо деревянного Христорождественского храма возвести каменный, по образцу Николо-Надеинской церкви. Строительство было начато в 1636 году и закончено в 1644 на средства сыновей Гурия…(2).
Рис 10. Церковь Рождества Христова, Ярославль, (9)
Рис 10. Церковь Рождества Христова, Ярославль, (9)

Николо-Надеинская церковь

Интересно, что в качестве образца для каменной церкви Рождества Христова купцы Назарьевы-Гурьевы взяли построенную ранее в 17 веке ярославскую Николо-Надеинскую церковь, а не какую-либо новгородскую, откуда, как считается, были родом их предки. Причем, Николо-Надеинская церковь тоже была построена в ярославском архитектурном стиле и тоже потомком новгородских купцов, а именно упомянутым выше Надеей Светешниковым.

…Церковь Николая Чудотворца Надеинская (разг. церковь Николы Надеина, Николо-Надеинская церковь) — недействующий православный храм в историческом центре Ярославля, на берегу Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников Ярославской школы зодчества XVII века. Николо-Надеинская церковь занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм в городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции…Он был одним из самых богатых людей Русского царства…(2).
Рис 11. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина), Ярославль, (9).
Рис 11. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина), Ярославль, (9).

Церковь Варвары Великомученицы

Еще один храм, построенный в Ярославле в 17 веке потомком новгородцев, — это ныне утраченная каменная церковь Варвары Великомученицы. Построил ее купец Семён Васильевич Добрынин.

…Церковь Варвары Великомученицы — утраченный православный храм в историческом центре Ярославля, одно из лучших произведений Ярославской школы зодчества. Был основан не позже XIV века. Перестроен в камне в 1660-х года на средства ярославского купца Семёна Добрынина. Разрушен коммунистами в 1932-м. Главный престол первоначально был освящён во имя Варвары Великомученицы, с 1668 года — в честь иконы Божией Матери Знамение, но церковь продолжали именовать Варваринской. Время основания церкви неизвестно. Первое из сохранившихся упоминаний относится к XIV веку. Деревянная Варваринская церковь упомянута в Перечневой описи города 1630 и в Переписной книге 1646 года..(2).

Семен Добрынин, являясь потомком выходцев из Великого Новгорода, посвятил церковь Варвары Великомученицы в Ярославле новгородской иконе Знамение Пресвятой Богородицы.

...Строительство каменного храма начал в начале 1660-х годов ярославский купец Семён Васильевич Добрынин. Будучи потомком выходцев из Великого Новгорода, он посвятил храм одной из самых чтимых новгородских святынь — иконе Богоматери «Знамение». Жертвователь не дожил до завершения строительства и был в 1664 году похоронен в приделе под южной папертью. В 1668 году храм был достроен и освящён…(2).
Рис.12. Церковь Варвары Великомученицы в начале XX в. Ярославль. (3).
Рис.12. Церковь Варвары Великомученицы в начале XX в. Ярославль. (3).

Оказывается, район Ярославля, где находилась церковь Варвары Великомученицы, также, как и в случае с церковью Ильи Пророка, был заселен выходцами из Великого Новгорода, почитавшими икону Богоматерь Знамение.

…Однако своеобразной «вершиной» легендарного олимпа района, является, без сомнения, «знаменитый» дом № 6/10 по ул. Советской (в г. Ярославле – п.н.). Здание было спроектировано архитектором С.В. Капачинским (1936 г.). Построено оно на месте уничтоженных храмов Варваринского прихода. Они находились на углу ул. Пробойной (Советской) и ул. Варваринской (Кедрова). Этот район города, по старинному преданию, также (как и «уголок Новгорода» в районе церкви Ильи Пророка – п.н.) был заселен высланными из Новгорода купцами и служивыми людьми…(7, с.86-87).

Непонятно каким образом приезжие «купцы и служивые люди», выселенные из нынешнего В. Новгорода, сумели обосноваться в историческом центре Ярославля (рис 13).

Рис. 13. Церкви в историческом центре Ярославля, построенные потомками новгородцев, и уголки Новгорода. (К северу от церкви Рождества Христова сегодня расположен музей Новой Хронологии - п.н.).
Рис. 13. Церкви в историческом центре Ярославля, построенные потомками новгородцев, и уголки Новгорода. (К северу от церкви Рождества Христова сегодня расположен музей Новой Хронологии - п.н.).

Икона Богоматерь Знамение

Как уже было отмечено, в Ярославле переселенные новгородцы особо почитали икону Богоматерь Знамение.

…одной из наиболее почитаемых икон прихода (Варваринского – п.н.) была икона Божьей Матери «Знамение», что в Великом Новеграде…(7, с.86-87).

Икона Богоматерь Знамение (рис.14), которую, как считается, особо почитали жители Новгорода, находится сегодня в Софийском соборе нынешнего В. Новгорода.

…Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон…(2).
Рис.14. Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение). Вторая четверть XII века. Софийский собор. В. Новгород (2).
Рис.14. Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение). Вторая четверть XII века. Софийский собор. В. Новгород (2).

Образ Богоматери запечатлен также и на сводах упомянутой выше церкви Николы Надеина в Ярославле, построенной в 17 веке ярославским купцом - потомком новгородцев Надеей Светешниковым (рис. 15).

Рис. 15. Богоматерь Знамение на сводах Благовещенского придела церкви Николы Надеина в Ярославле. Фото автора с аннотации «Золотой Век. Начало. К 400-летию церкви Николы Надеина. Ярославский музей-заповедник», сентябрь 2025 г.
Рис. 15. Богоматерь Знамение на сводах Благовещенского придела церкви Николы Надеина в Ярославле. Фото автора с аннотации «Золотой Век. Начало. К 400-летию церкви Николы Надеина. Ярославский музей-заповедник», сентябрь 2025 г.

Интересно, что у почитаемой новгородцами иконы Богоматери Знамение имеется похожая ярославская икона, известная под названием Ярославская Оранта (рис.16). Причем создание и Новгородской, и Ярославской Богоматери датируется примерно одним и тем же временем.

…Икона «Ярославская Оранта» — икона Богородицы, написанная, по различным оценкам, в XI—XIII веках и происходящая из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Икона также известна под названиями «Знамение Божией Матери», «Богоматерь Великая Панагия» …(2).
Рис 16. Ярославская Оранта. XI—XIII век, Государственная Третьяковская галерея, Москва (2).
Рис 16. Ярославская Оранта. XI—XIII век, Государственная Третьяковская галерея, Москва (2).

По одной из версий Ярославская Оранта была написана в Ярославле по заказу новгородского князя Константина.

…К освящению княжеского Успенского собора в Ярославле по заказу Константина написали великолепный образ "Богоматерь Оранта Великая Панагия", который хранится теперь в Третьяковской галерее... Константин в 1205–1207 гг. был князем Новгородским и, следовательно, хорошо знал изображение Богоматери Великой Панагии в алтаре Спаса Нередицы. В 1212 г. он ездил в Киев и видел мозаику с образом Оранты в храме Софии Киевской, созданную по заказу Ярослава Мудрого. Следуя Ярославу в строительстве города на Волге, Константин подражал ему и при выборе сюжета для главного образа княжеского храма новой удельной столицы…(10).

Вопросы

Подытожим вопросы, возникшие в ходе проведенного исследования.

  1. Каким образом после Ростова Великого, находящегося в 60 км от Ярославля, вторым городом, «оказавшим большое влияние на хозяйственную, социальную и культурную жизнь средневекового Ярославля» смог стать нынешний В. Новгород, удаленный на 600–800 км от Ярославля?
  2. Когда выселенные из Новгорода купеческие семьи переехали в Ярославль?
  3. Почему нет никаких доказательств самого факта переезда новгородских купеческих семей в Ярославль?
  4. Если новгородские купеческие семьи переехали в Ярославль после присоединения Новгорода к Московскому княжеству в 1478 году, то каким образом к привезённым новгородцами в это время и вложенным в Ярославские монастыри и храмы новгородским нагрудным иконам и панагии 13-начала 14 веков позднее в 16 веке новгородские мастера смогли добавить резные золоченые и серебряные оправы?
  5. Если икона Богоматерь Иерусалимская, обнаруженная в Ярославле, написана в начале 16 века, то как ее мог привезти «с собой в Ярославль богатый новгородец», выселенный из Новгорода «после включения Новгорода в состав Русского государства» в 1478 году?
  6. Если же новгородские купеческие семьи переехали в Ярославль позднее, уже после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569–1570 годах, то каким образом они смогли «буквально через 40–50 лет основать настоящие торговые империи»?
  7. Почему известная достопримечательность Ярославля - церковь Ильи Пророка, «шедевр мирового класса», возведенная на средства потомков новгородцев купцов Скрипиных, была построена в ярославском, а не в новгородском архитектурном стиле?
  8. Почему потомки новгородских выходцев купцы Скрипины не выписали для строительства церкви Ильи Пророка в Ярославле новгородских мастеров, а предпочли им ярославских?
  9. Почему в качестве образца для строительства каменной церкви Рождества Христова купцы Назарьевы-Гурьевы, тоже потомки новгородцев, взяли ярославскую Николо-Надеинскую церковь, построенную в ярославском архитектурной стиле, а не какую-либо новгородскую, близкую им и их предкам?
  10. Каким образом приезжие купцы и служивые люди, выселенные из нынешнего В. Новгорода, сумели обосноваться в центре Ярославля и образовать там «уголки Новгорода в Ярославле»?
  11. Как получилось, что и ярославцы и новгородцы особо почитали иконы Богоматерь Знамение, написанные, как считается, примерно в одно и то же время в 11-13 веке?

Ответы

Я предлагаю следующие ответы на поставленные вопросы.

1. Согласно гипотезе авторов Новой Хронологии (11) летописным Великим Новгородом был Ярославль с прилегающей к нему территорией. В 17 веке или позднее история Ярославля-летописного Великого Новгорода была перенесена на бумаге и включена в историю нынешнего В. Новгород. Согласно моему дополнению к этой гипотезе в историю нынешнего В. Новгорода были включены также и события прошлого других городов, в т.ч. Пскова (12,13) и Ивангорода (14, 15).

2. Авторы выставки «Сокровища Ярославля» сами же называют Ярославль новым городом, т.е. Новгородом. Старым городом был основанный до Ярославля Ростов Великий, расположенный в 60 км от Ярославля и ныне входящий в Ярославскую область.

…Ярославль, основанный князем Ярославом Мудрым в начале второго тысячелетия, в ранний период своего развития особый расцвет получил при ростовском князе Константине Всеволодовиче (начало XIII в.). В жизнь нового города были привнесены культурные традиции Ростова, крупного политического и духовного центра Северо-Восточной Руси…(рис.2).

3. Нынешний В. Новгород физически не мог оказывать «большого влияния на хозяйственную, социальную и культурную жизнь средневекового Ярославля», т.к. в отличие от Ростова Великого удален от Ярославля на 600–800 км (рис.17).

Рис. 17.  Ярославль, Ростов Великий и В. Новгород на современной карте
Рис. 17. Ярославль, Ростов Великий и В. Новгород на современной карте

4. Мнение историков о том, что нынешний В. Новгород оказал «большое влияние на хозяйственную, социальную и культурную жизнь средневекового Ярославля» возникло, вероятно, в результате разделения истории Ярославля на две части: ту, которая в 17 веке или позднее была перенесена на нынешний В. Новгород, и ту, которая осталась у Ярославля. В результате Ярославль - летописный Великий Новгород стал оказывать влияние сам на себя. Другим следствием такого разделения истории Ярославля и отъема у Ярославля части его истории вплоть до 17 века стал неожиданный и невиданный расцвет Ярославля в 17 веке.

…XVII век в истории Ярославля называют «золотым». Невиданный взлет художественной культуры и ремесла в этот период был обеспечен купеческим капиталом. Город стоял на доходном месте - перекрестке торговых путей, как во внутреннее пределы Русского государства, так и во внешние территории. Ярославль не только покупал и продавал чужие товары, но и сам мог предложить разнообразные изделия и продукты, востребованные на рынке. Это сало, селитра, красная и белая рыба, лен и, конечно, выделанная кожа - юфть. Но «золотым» Ярославль можно назвать и в прямом значении этого слова. После Смуты город изукрасился золотом куполов, крестов и подзоров своих многочисленных храмов, а в них благородным сиянием мерцали иконостасы с иконами в золоченых окладах, драгоценная и шитая утварь, архиерейские и священнические облачения. Все это было построено, сделано, привезено ярославскими купцами, художниками и ремесленниками, то есть посадским населением. Ярославский посад в XVII веке был самым большим после Москвы… В городе также существовали конторы и склады иностранных купцов: английских, немецких, голландских. Всего на 1630 г. здесь насчитывалось 29 дворов иноземных торговых людей… Значительная часть сохранившихся произведений золотого и серебряного дела Ярославля относится ко второй половине XVII в. Более ранних памятников осталось гораздо меньше… Переписные книги сообщают, что во второй половине столетия в Ярославле работают ремесленники по 24 специальностям: из них серебряники (с числом около 50-ти) занимают 6-е место. В этот период город становится крупнейшим центром русского среброделия. (рис.18).
Рис.18. Аннотация «Ярославль – крупнейший центр русского золотого и серебряного дела в XVII веке». Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.
Рис.18. Аннотация «Ярославль – крупнейший центр русского золотого и серебряного дела в XVII веке». Выставка «Сокровища Ярославля», Ярославский музей-заповедник. Фото автора, конец августа 2025 г.

5. Новгородские купцы, якобы переселенные в Ярославль в 15 или 16 веке, в том числе, предки Скрипиных, Назарьевых-Гурьевых, Светешниковых, Добрыниных и других, вероятно, никуда не переезжали, а издревле проживали в Ярославле и в ту пору, когда он еще назывался Великим Новгородом.

6. Нагрудные иконы и панагия 13- 14 веков, представленные на выставке «Сокровища Ярославля», были созданы, вероятно, в Ярославле-летописном Великом Новгороде. Позднее в 16 веке ярославские, они же новгородские, мастера добавили к ним резные золоченые и серебряные оправы.

7. Икона 16 века Богоматерь Иерусалимская и оклад к ней, обнаруженные в Ярославле, были созданы, вероятно, тоже в Ярославле.

8. Церковь Ильи Пророка в Ярославле, «шедевр мирового класса», возведенная на средства купцов Скрипиных, была построена в ярославском архитектурном стиле и ярославскими строителями, потому что купцы Скрипины были, вероятно, потомками жителей Ярославля – летописного Великого Новгорода.

9. Точно также в качестве образца для строительства каменной церкви Рождества Христова ярославские купцы Назарьевы-Гурьевы, тоже потомки жителей Ярославля – летописного Великого Новгорода, взяли ярославскую Николо-Надеинскую церковь, построенную другим потомственным ярославскими купцом Надеей Светешниковым и тоже в ярославском архитектурном стиле.

10. Икона Богоматерь Знамение, вероятно, особо почиталась в Ярославле - летописном Великом Новгороде в средние века. Позднее в ходе «переноса» истории Ярославля в нынешний В. Новгород один из списков иконы, вероятно, был перевезен в Новгород.

Вывод

Гипотеза авторов Новой Хронологии (11) получила дополнительные подтверждения в виде обнаруженных в Ярославле следов Великого Новгорода.

Использованная литература и источники.

  1. Интернет-страница экспозиции «Сокровища Ярославля» // Интернет-сайт Ярославского музея заповедника,
  2. Ярославль в его прошлом и настоящем: исторический очерк-путеводитель, 1913,
  3. Смирнова П. В., Попова А. В. «Вклад ярославского купечества в создание архитектурного облика города» // Сборник «Бизнес. Общество. Власть», 2024. № 53-54. С. 278–288,
  4. Головщиков К.Д. «История города Ярославля», 1889,
  5. Интернет-проект «Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры»
  6. Масленицын С. И. «Ярославская иконопись», 1983. с. 9. // Интернет-проект «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…»,
  7. Носовский Г.В., Фоменко А.Т., Фоменко Т.Н. «Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля?», 2010,
  8. Дзен-канал «Подделкам нет!» «Какой Новгород торговал с Ганзой? Часть 1, 2024,
  9. Дзен-канал «Подделкам нет!» «Какой Новгород торговал с Ганзой? Часть 2, 2024.
  10. Дзен-канал «Подделкам нет!» «Какой Новгород взял Якоб Делагарди в 1611 году?», 2025,