Найти в Дзене
Первый ярус

"Могут ли американцы и англичане поставить лучше?"- Пьер Безухов и герои фильма "Война и мир"

Сериал "Война и мир", Великобритания. 2016 год. Фото-Яндекс-картинки
Сериал "Война и мир", Великобритания. 2016 год. Фото-Яндекс-картинки

Пусть нынешний дзеновский сентябрь, уважаемые читатели, целиком будет посвящен героям Льва Николаевича Толстого. Великий романист родился в преддверии осени, а по новому стилю в самом ее начале - 9 сентября. Писатель оставил богатое литературное наследство, которое до сей поры кормит армию постановщиков.

Режиссер Сергей Урсуляк, следуя своей доктрине, что классику нужно переснимать каждые 10-15 лет, в мае следующего года приступает к работе над новой киноверсией "Войны и мира". Давно пора. Будем ждать с надеждой на красивый исход.

Сегодня же посмотрим, насколько талантливо обошлись с авторским сюжетом мастера прошлых лет. Обратимся к трем известным кинопостановкам - американской, русской и британской.

Художественный фильм "Война и мир" США, 1956 год. Фото- Яндекс-картинки
Художественный фильм "Война и мир" США, 1956 год. Фото- Яндекс-картинки

"Русскую литературу в моей школе преподавала замечательная женщина и выдающийся педагог Валентина Ивановна Стасинская. Так вот. Она тактично, но твердо рекомендовала вместо бондарчуковской экранизации "Война и мир" американскую - с Одри Хепберн в роли Наташи.

Спустя годы, прочитав Толстого внимательно, полюбив эту книгу, зная роман наизусть, соглашусь со своей учительницей. Американская "клюква"оказалась не то чтобы вкуснее, но как-то живее, натуральнее. И сериал 2016 года еще лучше - просто приятнее и человечнее натужной "опупеи" Бондарчука," - такой отклик был оставлен как-то на канале под одной из публикаций, где речь шла о Чехове.

"Могут ли американцы или англичане поставить Чехова лучше?"- продолжает комментатор свою мысль. И сам же отвечает: - "Могут. И ставили."

Отклик остался в памяти. И сегодня, оставляя за собой право считать "Войну и мир" Бондарчука выдающимся кино, хочется использовать комментарий читателя как зачин к сентябрьскому разговору о незабвенных героях русской литературы.

Сериал ВВС 2016 года. Великобритания. Режиссер Том Харпер. Фото- Яндекс-картинки
Сериал ВВС 2016 года. Великобритания. Режиссер Том Харпер. Фото- Яндекс-картинки

Так могут ли американцы или англичане лучше снять нашу классику? Думаю, каждый зритель решает по-своему. Вспоминая хорошие кинематографические версии - американское кино 1956 года, британский сериал 2016-го и нашу потрясающую эпопею Бондарчука 1967-го, сосредоточимся на трех главных толстовских персонажах. Конечно же, это Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Публикацию о Наташе Ростовой можно прочесть здесь:

Голливуд ловко и искусно упредил советское кино. Одна из самых популярных экранных вариаций "Войны и мира" вышла в свет почти семьдесят лет назад. В 1959-м с ней познакомились и в СССР. И как уже повелось, разногласия возникли сразу. Но в целом, публика сочла фильм вполне достойной кинематографической версией. Хотя зрительские отклики в открытое пространство тогда так активно не проникали, но критики о своей позиции заявили сразу.

Художественный фильм 1956 года, США, режиссер Кинг Видор. Фото- Яндекс-картинки
Художественный фильм 1956 года, США, режиссер Кинг Видор. Фото- Яндекс-картинки

Виктор Шкловский, биограф Льва Николаевича Толстого, большой знаток и почитатель творчества гения, заметил: - "Фильм снят с большой любовью к русскому народу."

Литературовед, считавшийся в то время главным экспертом по трудам классика, однако заметил, что образ, созданный на экране Генри Фонда, не соответствует образу Пьера Безухова в романе.

Генри Фонда в роли Пьера Безухова. Фото- Яндекс-картинки
Генри Фонда в роли Пьера Безухова. Фото- Яндекс-картинки

Генри Фонда, признанный Американским институтом киноискусства одним из величайших актеров мира, появился в фильме после отказа Марлона Брандо, кого и прочили первоначально на роль молодого графа. Якобы из-за личных разногласий с Хепберн.

Внешне он как будто отрицает сходство с книжным героем. Длинноног, хорош собой, нет и тени от неловкости и неуклюжести Безухова. Правда, такой же силач - с легкостью вытаскивает раненых с Бородинского поля. Спокойный и внятный герой Фонда будто подзадоривает зрителя - разве это Пьер?!

Для аудитории, обычно знакомой с литературным первоисточником, фактурное соответствие чаще всего важно: - "Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину."

Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Фото- Яндекс-картинки
Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Фото- Яндекс-картинки

Но в аристократическое происхождение Безухова верится сразу. Петр Кириллович сын высокопоставленного вельможи екатерининских времен: - "Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю..." Будучи незаконнорожденным , он тем не менее вырос в любви и должном воспитании. Отец обеспечил и приличное образование за границей.

В начале романа молодой граф видится очень добрым, но не совсем созревшим ментально человеком. Чего совсем не видно в персонаже Фонда. Трудно, наверное, передать юношеское смятение и легковесность суждений, будучи зрелым пятидесятилетним мужчиной. Жизненный опыт в кармане не спрячешь.

Князь Андрей Болконский, знающий Пьера с детства, считает: - "Это самое золотое сердце." "И такая высокая небесная душа," - словно вторит ему Анна Михайловна Друбецкая, дальняя родственница Безуховых. И эти характеристики как будто и определяют кинообраз 1956 года. Может быть, этого вполне и довольно для идеализированного, как все кино того времени, произведения. Фильм короткий, важно было схватить основные моменты и передать ключевые события.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова. Фото- Яндекс-картинки
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова. Фото- Яндекс-картинки

И хотя картину Сергея Бондарчука от экранизации Кинга Видора отделяет какое-то десятилетие, это уже совсем другое кино. Эстетика шестидесятых решительным образом отличается от киноэстетики пятидесятых. Да и в смысле идеи из-под кинематографического пера русского и американского режиссеров вышли совсем разные творения. В голливудском фильме сделана ставка на мир. "Мосфильм" показал войну как неумолимое продолжение этого тысячелетнего мира.

Бондарчук снял настоящую эпопею, где батальные сцены, поиски духовного начала, философские размышления, пожалуй, и затмили истории любви. Но ведь и Толстой не писал откровенной семейной саги. Наверное, та и другая интерпретации одинаково важны для зрителя.

И обе кинематографические трактовки образа Безухова равным порядком обусловлены прежде всего общей концепцией экранизации.

Но несмотря на значительную разницу в возрасте актера с гером, пусть и меньшую, чем в заокеанском варианте, игра Бондарчука признана российским зрителем эталонной. И не только из-за внешнего сходства. Пьер Бондарчука как раз тот герой, кто ищет в жизни смысл. Душевные смятения и интеллектуальную мощь графа актер передал и подчеркнул виртуозно. Хотя и не оставляет ощущение превосходящего театрального мастерства. Не хватает, на мой взгляд, живой молодости настоящего человека. Все-таки кино диктует свои условия.

В салоне Анны Павловны Шерер. Фото- Яндекс-картинки
В салоне Анны Павловны Шерер. Фото- Яндекс-картинки

Кажется, что только в британском сериале 2016 года образ Безухова приводит зрителя к единству и цельности восприятия. Пол Дано сыграл молодого мыслителя в эволюции на рассвете постижения всех премудростей жизни и добрейшей души человека. Сила его обаяния так велика, что неуклюжесть и несуразность куда-то исчезают. Ясная речь, не спотыкающаяся о неловкие попытки выразить свою мысль, убеждает и зрителя. Вперед выходит крепнущая уверенность героя в себе.

Сериал ВВС 2016-го вторая после попытки 1972 года английская киноверсия великой книги. Судя по отзывам в Сети, российский зритель весьма благосклонно принял новое произведение. Помнится, и праправнучка классика Фекла Толстая комплиментарно отозвалась о работе британского режиссера.

На съемках. Актеры Грета Скакки и Эдриан Эдмондсон в ролях графини и графа Ростовых. Фото- Яндекс-картинкии
На съемках. Актеры Грета Скакки и Эдриан Эдмондсон в ролях графини и графа Ростовых. Фото- Яндекс-картинкии

Том Харпер создал живописную и далеко не глупую экранизацию романа. Максимально, говоря банальным языком современности, приблизил к массовому зрителю. Что вовсе не принижает ее достоинств, скорее, наоборот. Хорошее кино и снимается не для избранных почитателей - для всех.

И рассказал режиссер обо всех. В картине полновесно представлены герои, кого обошли вниманием в других киноверсиях. Важная линия Николая Ростова и Марьи Болконской, например, показана с пониманием и любовью.

В фокусе внимания постановщика - семейства Ростовых, Болконских, Безуховых, Друбецких, Курагиных. Сага любимый жанр британского искусства.Семейное повествование так любимо и российской публикой.

Американский актер Пол Дано в роли Пьера Безухова. Фото- Яндекс-картинки
Американский актер Пол Дано в роли Пьера Безухова. Фото- Яндекс-картинки

И практически все зрители в своих отзывах самой большой удачей английской экранизации называют как раз образ Пьера Безухова.

Известный толстовед Павел Басинский тоже считает: - "Именно Пол Дано, тридцатилетний американский актер, является украшением этого фильма."

Действительно, актер и создал тот долгожданный образ Пьера: - "Этот толстый молодой человек." И зритель наконец-то увидел молодость. В салоне Анны Павловны Шерер он появляется двадцатилетним, к концу сериала герою 30-летнего актера - около тридцати пяти.

Но дело не только в возрасте, хотя это действительно важно. Исполнитель верно прочувствовал суть: - "Само название "Война и мир" отражает более других состояние Пьера. Он очень умен, очень красивый человек и настоящая личность. Он действительно особенный. У него множество недостатков, но зато большое сердце."

Такое полное любви отношение актера к своему герою определяет и восприятие зрителя. "Обаяние безбрежное. Любая сцена с его появлением наполняется светом," - говорит об игре Дано все тот же литературовед Павел Басинский.

Пьер Безухов и Андрей Болконский в Богучарове. Фото- Яндекс-картинки
Пьер Безухов и Андрей Болконский в Богучарове. Фото- Яндекс-картинки

Толстой сразу выделил Пьера не только молодостью и тучным телосложением, а той чистотой помыслов, что по представлению романиста, совсем чуждо высшему обществу.

Простой, честный и открытый - Пьер воспринимается всеми вроде как не от мира сего. Но даже люди света, такие , как Анна Павловна Шерер, понимают, насколько он естественен и искренен. Именно эти качества Пьера Пол Дано и взял за основу кинообраза.

И то эволюционирование героя на пути поиска истины при сохранении верности своей сути как-то очень тонко и верно схвачено актером.

В роли Элен актриса Таппенс Мидлтон. Фото- Яндекс-картинки
В роли Элен актриса Таппенс Мидлтон. Фото- Яндекс-картинки

В Пьере игрой Дано все живое и настоящее. В том числе и слабости. В сериале не стали скрывать, что Безухову сначала льстило внимание света, и он до конца не понимал такой любви к нему. Как показан и его мужской интерес к Элен, что на самом деле было и в романе. Хотя он быстро понял, что к чему. И как точно показано в картине душевное родство с Наташей.

При всей важности понимания смысловых поисков, что выписал классик, зритель всем сердцем проголосовал за ум, доброту и простоту героя. Ни одному, даже самому увлеченному почитателю не интересен сухой персонаж с вечными поисками смысла бытия. Ближе живой, настоящий человек. Такой, каким создал Безухова Пол Дано. А приняв героя сердцем, зритель начинает понимать и его духовные помыслы.

Семейная жизнь Пьера и Наташи. Фото- Яндекс-картинки
Семейная жизнь Пьера и Наташи. Фото- Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно,найдете что-то полезное и для себя. Как всегда, это были личные впечатления от экранизаций романа Толстого, которыми делюсь, как всегда, на равных.

Приятных просмотров классики и просто хорошего кино!

К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылка на другие публикации об экранизациях Толстого здесь: