Приветствую читателей и подписчиков канала “Спецтехника на вахте”! Сегодня я хочу поделиться с вами историей о том, как китайская техника в очередной раз доказала: не везде, к сожалению, можно полагаться на дешевизну и обещания. Предприятие, где я работал в суровой Якутии, решило, как это часто бывает, “оптимизировать” расходы, закупив партию китайских самосвалов. А что из этого вышло? Сейчас расскажу, как говорится, без купюр.
До Китая Все Было По-Настоящему: “Scania” и “Caterpillar” – Звучало Гордо
Когда я только приехал работать в Якутию, китайские самосвалы только-только начинали массово появляться в России. До этого момента на нашем предприятии трудились надежные “работяги” Scania и мощные шарнирно-сочлененные самосвалы Caterpillar (“собаки”, как их прозвали за характерный вид). Работа шла своим чередом, план выполнялся, зарплата платилась. Но, как это часто бывает, “хорошего всегда мало”.
Карьер, на котором мы работали, постепенно подходил к концу. Начали разрабатывать новый, расположенный дальше. Плечо доставки руды до фабрики увеличилось до внушительных 30 километров по горным серпантинам, где каждое колесо чувствовало себя как канатоходец. Стало очевидно, что мощностей имеющихся самосвалов катастрофически не хватает. К тому же, ситуацию осложнял кадровый голод. Набирали на работу, как говорится, “кого Бог послал”: опыт есть – хорошо, нет – да и неважно, лишь бы категория в правах была открыта. Главное, чтобы “человек на колесах” имелся, а уж что он там натворит…
Без Опыта и Без Тормозов: Якут на “Scania” – До Добра Не Доведет (Проверено Практикой!)
Один случай до сих пор стоит перед глазами, как будто это было вчера. Взяли на работу молодого парня, Якута по национальности. Парень старательный, видно, что хочет работать, но опыта – ноль целых, ноль десятых. Посадили его на Scania, и он начал носиться по карьеру, как угорелый! Мужики, повидавшие виды, предупреждали: “С его манерой езды добром не кончится. Здесь же не автодром, а перевалы, крутые повороты, коварные серпантины! Разобьется ведь, и людей за собой потянет…”
И вот однажды, как гром среди ясного неба, я сижу в кабине своего верного автокрана и слышу истошный голос диспетчера по рации: “Всем постам! Перевернулся самосвал! Срочно требуется помощь!” У меня сердце в пятки ушло. Подрываюсь, завожу свой КРАЗик и мчусь на место происшествия.
Картина маслом: искореженная Scania лежит на боку, колеса беспомощно крутятся в воздухе, руда рассыпалась по склону. Водитель, слава Богу, жив, но в шоке. Оказывается, машина, груженая тяжелой рудой, не вытянула в крутой подъем. Водитель, видимо, понадеялся на авось, не успел вовремя включить пониженную передачу, решил штурмовать подъем с разгону, но “авось” не прокатил. Самосвал полетел задним ходом вниз. Хорошо еще, что сзади не было других машин, а то трагедии было бы не избежать. Автокраном я потом этот злополучный самосвал поднимал.
После этого случая, как отрезало. Из десяти Scania рабочих осталось только четыре, остальные либо в ремонте, либо на запчасти разобрали. Да и с “Катерпиллерами” ситуация была не лучше. Из двух карьерных самосвалов один давно уже стоял без движения, а второй еле дышал, служил донором запчастей для поддержания хоть какой-то работоспособности. Стало ясно, что дальше так продолжаться не может, нужно было что-то срочно решать.
“Мопс” – Первый Китайский Блин Не Комом, Но Аппетит Приходит Во Время Еды
Руководство, посовещавшись, решило закупить новые самосвалы. Чтобы не тратить “лишние” деньги, решили обратить свой взор на китайского производителя. Первым “на пробу” пригнали необычный китайский самосвал LGMG. Из-за его несуразного, немного комичного вида, его сразу же окрестили “Мопсом”. И действительно, морда у него какая-то приплюснутая, как у этой породы собак, да и внешне он выглядит каким-то маленьким, неуклюжим и добродушным.
Все старожилы, умудренные опытом, скептически поглядывали на “новичка” и пророчили ему скорую кончину. Дескать, “не жилец он в наших краях, сразу же сломается и встанет “на колени”“. Но, к всеобщему удивлению, “Мопс” показал себя на удивление хорошо. Кузов у него оказался больше, чем у “Катерпиллера”, двигатель тяговитый, да и в управлении оказался достаточно простым и неприхотливым. Год отработал без серьезных поломок, только рессоры передние через год поменяли, и то, скорее, из-за перегруза, чем из-за плохого качества. Нормально работал круглый год в две смены, исправно перевозя руду с карьера на фабрику.
“Шакманы” – Красивая Обёртка, Но Пустота Внутри: Экономия Вышла Боком
После успешного опыта с “Мопсом” руководство, окрыленное надеждой на “китайское чудо”, решило закупить еще китайской техники, да побольше! Ведь первый “китаец” доказал, что и в тяжелых якутских условиях можно работать, да еще и деньги экономить! И вот тут, как говорится, “понеслась душа в рай”!
Зимником в Кобяйский улус погнали сразу три самосвала Shacman. Машины эти прибыли в Якутск своим ходом, своим же ходом и отправились на рудник. Судя по слухам, закупили их по очень “привлекательной” цене, что и сыграло свою роковую роль. С этими самосвалами проблемы начались практически сразу. Во-первых, оказалось, что это совсем не вездеходы, а обычные шоссейные карьерные самосвалы, которые для зимников попросту не предназначены! Дорожный просвет у них оказался слишком маленьким, а зимник, как известно, дорога коварная, с наледями и снежными переметами, где легко можно “сесть на брюхо”.
Пригнали эти злополучные самосвалы за целых четыре дня! Четыре дня мучений и нервотрепки для водителей, которые их перегоняли.
Утром, после прибытия колонны, я зашел в РММ (ремонтно-механические мастерские) и увидел эти “чудо-машины”. Красивые, салатового цвета, блестящие, новенькие, как игрушки! Внешний вид, конечно, впечатлял, но, как оказалось, это была лишь красивая обертка, за которой скрывалась полная беспомощность. Эти китайские самосвалы явно не были готовы к тем тяжелым условиям, в которых им предстояло работать.
Запчасти по Воздуху: “Шакманы” Превратили Эксплуатацию в Бесконечный Ремонт
Моя вахта подходила к концу, и я улетел на заслуженный отдых, оставив эти “красавцы” на попечение местных механиков. Но, как говорится, “шило в мешке не утаишь”. Созвонился я со своим старым приятелем, Сергеем, дежурным слесарем, который работал на ПРМ (передвижная ремонтная мастерская на шасси КамАЗ). Он потом мне и рассказал всю “правду-матку” об этих “чудо-машинах”.
Оказывается, самосвалы приехали без запасок! То есть, какие колеса на них стояли, на тех они и приехали. На этих “Шакманах” стояла бескамерка, которая быстро вышла из строя на якутских дорогах, как будто они специально испытывали терпение местных механиков. Конечно, потом закупили новую резину, но Сергей замучился ездить их ремонтировать.
Самосвалы начали сыпаться один за другим, как карточные домики! Практически каждый день – поломка! Ломалось всё, что связано с ходовой частью: ступицы, подшипники, рессоры, стремянки. Ходовая часть просто не выдерживала тяжелой скальной руды, в которой, помимо всего прочего, содержалась еще и медь, и серебро, и прочие драгоценные металлы. Как будто эти самосвалы были сделаны из фольги, а не из стали!
Стало ясно, что “Шакманы” не оправдали надежды руководства, а лишь создали дополнительные проблемы и расходы.
Экономия Обернулась Разорением, а Афера - Крах
Руководство, решив сэкономить на китайской технике и, видимо, получив “откат” за закупку дешевых самосвалов, еще больше потратило на закупку запчастей, которые летели на рудник “золотым дождем”. Участок отдаленный, летом дороги нормальной нет, приходилось тратить колоссальные деньги на доставку запчастей вертолётом! А это, скажу я вам, удовольствие не из дешевых.
Этот случай – наглядный пример того, что скупой платит дважды, а жадный – трижды! Не стоит экономить на технике, тем более в таких тяжелых климатических и дорожных условиях. На Мангазее самая оптимальная техника – это надежные Caterpillar, проверенные временем Scania и “выносливые” шарнирно-сочлененные самосвалы.
Но, к сожалению, “старички” сыпятся, запчастей на них достать проблематично, да и стоят они, как крыло от самолета. Вот и пришлось руководству идти на риск, связываться с китайской техникой. Но риск, как показала практика, был совершенно не оправдан.
А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Стоит ли рисковать и экономить на технике в суровых условиях Крайнего Севера, или лучше переплатить, но купить надежную машину? Делитесь своим мнением в комментариях! Не забудьте поставить лайк, если вам понравилась моя история, и подписаться на канал “Спецтехника на вахте”, чтобы не пропустить новые рассказы из жизни суровых вахтовиков!