Найти в Дзене
Особое мнение

История создания фильма "Сломанная стрела" (Broken Arrow, 1996)

Студия 20th Century Fox заказала Грэму Йосту новый сценарий, ещё на финальных стадиях работы над его предыдущим фильмом "Скорость" (Speed, 1994). Несмотря на то, что в титрах к фильму он значился единственным автором сценария, на самом деле окончательный вариант был переписан совсем ещё молодым и никому тогда неизвестным Джоссом Уидоном (Миссия «Серенити», Мстители), и этот вариант сам Йост признавал лучшей варсией своей истории. Тем не менее, назначенный в конце 1992 года руководителем 20th Century Fox Питер Чернин решил продолжить сотрудничество с Йостом, по достоинству оценив оригинальность его идей, пусть и с некоторыми огрехами в драматургии. Свой новый сценарий Йост разрабатывал в тесном творческом сотрудничестве с режиссёром Дуайтом Х. Литтлом, известным по таким культовым боевикам как "Отмеченный смертью" (Marked for Death, 1990) со Стивеном Сигалом и "Беглый огонь" (Rapid Fire, 1992) с Брэндоном Ли. "Я разработал эту идею вместе с Грэмом Йостом, - вспоминал Литтл в интервью дл

Студия 20th Century Fox заказала Грэму Йосту новый сценарий, ещё на финальных стадиях работы над его предыдущим фильмом "Скорость" (Speed, 1994). Несмотря на то, что в титрах к фильму он значился единственным автором сценария, на самом деле окончательный вариант был переписан совсем ещё молодым и никому тогда неизвестным Джоссом Уидоном (Миссия «Серенити», Мстители), и этот вариант сам Йост признавал лучшей варсией своей истории. Тем не менее, назначенный в конце 1992 года руководителем 20th Century Fox Питер Чернин решил продолжить сотрудничество с Йостом, по достоинству оценив оригинальность его идей, пусть и с некоторыми огрехами в драматургии.

Свой новый сценарий Йост разрабатывал в тесном творческом сотрудничестве с режиссёром Дуайтом Х. Литтлом, известным по таким культовым боевикам как "Отмеченный смертью" (Marked for Death, 1990) со Стивеном Сигалом и "Беглый огонь" (Rapid Fire, 1992) с Брэндоном Ли. "Я разработал эту идею вместе с Грэмом Йостом, - вспоминал Литтл в интервью для сайта The Flashback Files в 2021 году. - Я прочитал о том, что в Вооруженных Силах США существует специальный термин для случая, когда теряется ядерная ракета, - и у меня возникла идея для фильма. Я предложил её студии Fox, потому что всё ещё знал там людей, и они познакомили меня с Грэмом, который написал сценарий к фильму «Скорость»".

Дуайт Х. Литтл, на съёмках фильма "Анаконда 2: Охота за проклятой орхидеей", 2004 год)
Дуайт Х. Литтл, на съёмках фильма "Анаконда 2: Охота за проклятой орхидеей", 2004 год)

Кстати, термин "Сломанная стрела", ставший названием фильма, на самом деле, согласно официальному армейскому документу «Унифицированная структура отчётности о событиях и инцидентах» (Joint Reporting Structure Event), обозначает "авария с американским ядерным оружием, которая не создает риска начала ядерной войны", что не слишком соответствует его содержанию. А для обозначения инцидентов связанных с "кражей, потерей или захватом ядерного оружия или его компонентов" используется словосочетание "Пустой колчан"... Но называть так этот фильм студия не рискнула.

Ну а после того, как "Скорость" собрала $350 млн в мировом прокате при бюджете всего в $30 млн и получила очень высокие отзывы от критиков, Йост превратился в одного из самых востребованных в Голливуде автора в жанре экшн. Так что разработка нового фильма по его сценарию стала одной из приоритетных задач студии на ближайшее время. К работе над фильмом Fox снова привлекает продюсера Марка Гордона и его производственную компанию The Mark Gordon Company, приставив правда в этот раз своего человека на должность одного из продюсеров в лице Билла Бадалато (Лучший стрелок, Горячие головы 2), поскольку денег на этот проект планировали потрать много больше чем на "Скорость" - в пределах полусотни миллионов долларов.

Сценарист Грэм Йост, 2003 год
Сценарист Грэм Йост, 2003 год

Но окончательно проект "ожил", когда студия сумела уговорить на участие в нём Джона Траволту, карьера которого обрела второе дыхание после успеха "Криминального чтива" (Pulp Fiction, 1994). Джон снова стал одним из самых востребованных актёров в Голливуде и, чтобы его заполучить в свой проект, студии пришлось выложить очень нескромные $7 млн.

Изначально планировалось, что режиссёрское кресло займёт Дуайт Х. Литтл, а Траволта сыграет главную положительную роль, на роль антагониста же планировали подумывали пригласить какого-нибудь голливудского заслуженного возрастного актёра. Также Литтл заявлял, что представлял свой будущий фильм как триллер в духе романов Тома Клэнси, что-то сродни фильму "Прямая и явная угроза" (Clear and Present Danger, 1994) с Харрисоном Фордом.

Но из-за того, что Fox стала торопится реализовать этот проект, возникли накладки в рабочем графике Дуайта Литтла, который в тот момент ещё заканчивал работу над фильмом "Освободите Вилли 2: Новое приключение" (Free Willy 2: The Adventure Home, 1995). "Внезапно Fox захотели двигаться с этим проектом очень быстро, - рассказывал Литтл в том же интервью, - потому что сценарий получился довольно сильным. Но я всё ещё работал над «Освободите Вилли 2» на студии Warner Brothers. Так что я оказался перед этим странным «выбором Софии»: либо оставить «Освободите Вилли 2» раньше срока - хотя мне ещё предстояло многое сделать на этапе монтажа, - либо отказаться от «Сломанной стрелы». В итоге я решил, что хочу закончить «Освободите Вилли 2». Оглядываясь назад, я понимаю - мне следовало выбрать «Сломанную стрелу»". Так что Литтл покинул проект, удостоившись в титрах только упоминания как один из исполнительных продюсеров фильма.

Джон Ву, на съёмках "Миссия невыполнима 2" 2000 год
Джон Ву, на съёмках "Миссия невыполнима 2" 2000 год

И студии пришлось искать нового режиссёра для своего будущего блокбастера, которым в итоге стал знаменитый гонконгский постановщик Джон Ву, перебравшийся в Голливуд и уже успевший снять там довольно успешный боевик "Трудная мишень" (Hard Target, 1993) с Жан-Клодом Ван Даммом. Ву как раз работал в то время на Fox над проектом под названием "Слёзы солнца" (Tears of the Sun), работа над которым затянулась уже на восемь месяцев и непонятно было, когда она вообще могла начаться, поскольку у его главной звезды никак не получалось найти время для него.

[прим. Возможно речь идёт о сценарии "Слёзы солнца" (Tears of the Sun), написанном в начале 90-х Аланом Б. МакЕлроем (Беглый огонь) о группе людей, отправившихся на Амазонку, чтобы установить ретрансляционную радиостанцию. По пути они попадают в множество неприятностей и в итоге, рискуя жизнью, вынуждены спасаться бегством через джунгли. Брюс Уиллис прочитал этот сценарий, он ему понравился, и актёр захотел, чтобы он стал четвёртым фильмом серии «Крепкий орешек», но этого так и не произошло. Позже это название было использовано для другого фильма с Уиллисом - "Слёзы солнца" (Tears of the Sun, 2003).]

Кристиан Слэйтер, Джон Ву и Джон Травлота на съёмках фильма
Кристиан Слэйтер, Джон Ву и Джон Травлота на съёмках фильма

Ву уже устал сидеть без работы и с радостью согласился на предложение студии, тем более что сценарий произвел на него очень хорошее впечатление. "Я прочитал сценарий, и он мне очень понравился, - рассказывал режиссёр для журнала DGA в 1995 году. - Я подумал, что он стянет для меня вызовом - ведь я раньше никогда не работал с оптическими спецэффекты. Меня это заинтересовало. Все знают, что я хорошо справляюсь с экшн-сценами, но мне также нравится рассказывать и о человеческой природе. А в этом сценарии были очень сильные персонажи. Он написан Грэмом Йостом, автором «Скорости»".

Времени у Ву оставалось не так уж и много, по моим подсчётам где-то около года - все эти события должны были происходить в конце 1994 года, а в декабре 1995 студия уже хотела выпустить фильм в прокат. Но режиссёр не стал отступать и со свойственным ему энтузиазмом принялся за работу.

Кристиан Слэйтер, Джон Травлота и Джон Ву на съёмках фильма
Кристиан Слэйтер, Джон Травлота и Джон Ву на съёмках фильма

Сценарий Йоста студию устраивал, но на каком-то этапе, думаю, как раз после того, как был нанят Ву, для полировки оригинального текста был приглашен Уильям Вишер, написавший вместе с Джеймсом Кэмероном сценарий к "Терминатору 2: Судный день" (Terminator 2: Judgment Day, 1991). Но видимо правки были не особо критичными, поскольку упоминания в титрах он не был удостоен (по правилам гильдии сценаристов США сценарист имеет право на упоминание только если его вклад составил не менее 33% от финального сценария).

Что касается актёрского состава, то за фильмом уже был закреплён Джон Траволта, вот только он к тому моменту решил, что ему больше нравится главный отрицательный персонаж - майор Вик "Дик" Дикенс, и он бы с удовольствием сыграл первую в своей карьере роль антагониста. Ву идея понравилась: "Думаю, что Джон, благодаря своей великолепной игре, сделает любого обычного персонажа необычным. У него потрясающие глаза и он очень элегантен и умён. Во всех боевиках злодеи стандартные - сразу видно, что он псих и маньяк. А Джон, как мне кажется, добавляет этому образу элегантности. Я хочу, чтобы зрители поняли: самый опасный враг - не тот, кто посторонний, а тот, кто рядом, кто очень близок тебе. Врагом может оказаться твой сосед, ты никогда не будешь знать, о чём он думает, потому что выглядит совершенно нормально. Поэтому я выбрал именно Джона Траволту - из-за его глаз и потому, что он всегда улыбается." Студия тоже оказалась не против, и она всё утвердила, так что оставалось найти актёра на роль главного героя - капитана Райли Хейла.

По словам Ву, Fox предоставила ему полную свободу в подборе остального актёрского состава и выбор его пал на популярного в то время Кристиана Слэйтера, чья карьера находилась на самом пике после культовой "Настоящей любви" (True Romance, 1993) по сценарию Квентина Тарантино и удачной во всех отношениях экранизации вампирского романа Энн Райс "Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994). Но, по словам сценариста Грэма Йоста, Слэйтер был не единственным их вариантом, также, к примеру, роль предлагали Джонни Деппу, но он отказался ради участия в другом студийном боевике "В последний момент" (Nick of Time, 1995), обернувшимся в итоге большим кассовым провалом.

"Я хотел сменить его имидж и сделать так, чтобы он был похож на хорошего парня из соседнего двора, - объяснял Ву своё видение героя Слэйтера. - Поэтому мы сделали его аккуратно постриженным, спортивным и обаятельным, привлекательным юношей. Мы попытались создать новый образ - молодого человека, который по-настоящему заботится о других и готов брать на себя ответственность. Многие молодые люди сегодня не знают, что такое ответственность - ни за свою страну, ни за семью, вообще ни за что. Я старался дать молодой аудитории героя, который может стать для них примером. Молодёжь по всему миру, кажется, сбилась с пути. Возможно, я немного старомоден, но я считаю, что мы обязаны дать что-то этим молодым людям. Им сейчас это по-настоящему нужно."

Джон Ву на съймках фильма
Джон Ву на съймках фильма

Сам Слэйтер тоже очень хотел поработать с легендой гонконгских боевиков и ради этой возможности отказался от участия в другом боевике - "Наёмные убийцы" (Assassins, 1995), где его напарником должен был стать Сильвестр Сталонне. Он очень ответственно подошёл к тренировкам, чтобы привести себя в нужную физическую форму, и даже по этому случаю бросил курить. В фильме почти все трюки он выполнял самостоятельно. Единственно указание, которое Слэйтер получил от Ву по своему герою, так это сделать его похожим на Стива МакКуинна.

На главную женскую роль рассматривались многие молодые актрисы того времени, среди которых были Дженнифер Энистон, Лорен Холли, Хелент Хант и Холли Берри. Почему не подошли кандидатуры Энистон и Холли не понятно, Хант же решила выбрать "Смерч" (Twister, 1996), а Берри отказали продюсеры, заявив, что в США не бывает чернокожих парковых рейнджеров. В конце концов Ву остановил свой выбор на Саманте Мэтис (Супербратья Марио): "Обычно в боевиках актриса умеет только кричать, визжать и бегать в страхе. Мне понравилась Саманта Мэтис, потому что она выглядела иначе. Думаю, что она олицетворяет сильный характер - всегда независимый, а не испуганную девочку, которой нужна защита. Обычно я рядом выкладываю фотографии актёров, чтобы посмотреть, как они сочетаются друг с другом. И когда я положил вместе их снимки, они выглядели как «золотой мальчик» [Слэйтер] и «золотая девушка». Так она и была выбрана на роль."

Кристиан Слэйтер и Саманта Мэтис на озвучивании персонажей мультфильма "Долина папоротников"
Кристиан Слэйтер и Саманта Мэтис на озвучивании персонажей мультфильма "Долина папоротников"

Как потом узнал Ву, Слэйтер и Мэтис уже два раза успели поработать вместе - снялись в главных ролях в музыкальной комедии "Прибавьте громкость (Pump Up the Volume, 1990) и озвучили мультфильм "Долина папоротников: Последний тропический лес" (FernGully: The Last Rainforest, 1992), и даже успели начать встречаться и завершить свои отношения. Так что работать вместе им было очень даже легко, правда Мэтис заявляла, что целоваться со своим бывшим бойфрендом в этом фильме было всё равно «как целоваться с братом».

И ещё один забавный факт касательно Мэтис. Она до этого никогда не снималась в боевиках, и за советом, как вести себя на съёмках экшн-сцен, обратилась к своей подруге - Сандре Буллок. Та посоветовала Саманте напевать главную музыкальную тему из фильмов о Джеймсе Бонде перед каждым дублем.

Съёмки фильма стартовали 26 апреля 1995 года. Каких-либо любопытных подробностей об их ходе нигде найти не удалось, но судя по тому, что продлились они аж до 28 августа, и скромному комментарию Ву о сильном вмешательстве в них со стороны студии, рискну предположить, что всё проходило не очень гладко. Ранняя смонтированная Ву версия фильма длилась около двух часов и в ней было больше времени уделено раскрытию характеров персонажей, а также было намного больше насилия в экшн-сценах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

О наличии проблем с отснятым материалом также говорит и упоминание сразу трёх монтажеров в начальных титрах фильма. Обычно порядок имён здесь указывает на то, какой вклад они внесли в окончательный вариант фильма и если это так, то первый и основной вариант был смонтирован Джоном Райтом (Крепкий орешек 3), который работал над "Скоростью" и в этом есть смысл, поскольку продюсеру Марку Гордону было удобней работать с уже знакомыми ему людьми. Ну а далее, скорее всего по указаниям студии, картину уже "дорабатывали" Стив Миркович (Большой переполох в маленьком Китае, Князь Тьмы), нанятый возможно по рекомендации Райта, поскольку они вместе работали над "Черепашками-ниндзя 2: Тайна изумрудного зелья" (Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Secret of the Ooze, 1991), и частый монтажёр у Оливера Стоуна - Джо Хатшинг. Как оно было на самом деле сказать с уверенностью на 100% сложно, но в своей статье для журнала Cinemontage от 1 июля 2006 года Миркович описывал работу над этим фильмом как "требовавшую предельных умственных и физических усилий".

Отдельно конечно же стоит остановиться на музыке к этому фильму, сочинённой легендой кино 1990-х и 2000-х Хансом Циммером. Это его композиции можно слышать в саундтреках таких картин как "Король Лев" (The Lion King, 1994), "Гладиатор" (Gladiator, 2000), франшиза "Пираты Карибского моря" (Pirates of the Caribbean), трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене и многие-многие другие. Циммер изначально думал, что "Сломанная стрела" будет вестерном и потому в своей работе вдохновлялся работами Эннио Морриконе к легендарной "Долларовой трилогии" Серджио Леоне. Именно поэтому он пригласил очень популярного в 1950-х и 1960-х рок-гитариста Дуэйна Эдди. "Я всегда думал, что Эннио хотел поработать с Дуэйном Эдди, - объяснял композитор. - Так что я просто пригласил настоящего Дуэйна Эдди. В саундтреке вы услышите, как он играет на гитаре."

Впоследствии, в 1998 году в интервью для журнала Filmscore, Циммер так отзывался об этом фильме: "Я не думал, что мы сможем всучить зрителям этот набор клише как серьёзный фильм... Помню один из тестовых показов: в третьем акте, когда Траволта возвращается - хотя по идее он должен был погибнуть ещё во втором, - в этот момент звучит лёгкая гитарная мелодия. Зрители действительно засмеялись - в хорошем смысле. Они поняли, что я не относился к ним снисходительно, считая их идиотами. Моя цель была просто сделать фильм весёлым, ведь, по сути, рассказывать там было нечего. Ну, пожалуй, там была история о предательстве между двумя мужчинами, которые были друзьями всю жизнь. Но на самом деле фильм был не об этом. Он был о том, чтобы взорвать как можно больше всего."

Если внимательно посмотреть финальные титры, то можно заметить, что в качестве автора дополнительной музыки там указан ещё один именитый голливудский композитор - британец Гарри Грегсона-Уильямса (Враг государства, Царство небесное). Дело в том, что оба они, как и ещё несколько человек входили в основанную Циммером компанию Media Ventures. Циммеру, как выходцу из Европы, было очень тяжело пробиться к успеху в Голливуде, но всё-таки, сумев это сделать, он и основал эту компанию, чтобы помогать своим европейским приятелям освоиться в Голливуде. Студии, нанимая Циммера, подписывали контракт с Media Ventures и таким образом получали в своё распоряжение всех её участников. Также и узнаваемые циммеровские мелодии можно было услышать к примеру в "Убийцах на замену" (The Replacement Killers, 1998), саундтрек к которым официально числится за Грегсоном-Уильямсом.

Джон Ву и Кристиан Слэйтер на съёмках фильма
Джон Ву и Кристиан Слэйтер на съёмках фильма

"Всё началось так: если ты европеец и хочешь пробиться в голливудский кинобизнес, у тебя нет ни единого шанса, - рассказывал о создании своей компании Циммер. - Но Барри Левинсон дал мне шанс в «Человеке дождя», и это было очень любезно и смело с его стороны. Потом я познакомился со всеми остальными друзьями-композиторами, которым так и не удалось ничего добиться. Из-за того, что я написал музыку к нескольким успешным фильмам, режиссёры и продюсеры чувствовали себя в безопасности, как будто я мог доставать кроликов из шляпы. Поэтому я просто пригласил нескольких своих друзей и попытался помочь им начать карьеру. Почему? По самой глупой причине: мне очень нравится их музыка - таких людей, как Джон Пауэлл, Гарри Грегсон-Уильямс, Марк Манчина. Но нам всегда нужно быть начеку, чтобы все не звучали так, как я."

Король гитарного "твэнга" Дуэйн Эдди
Король гитарного "твэнга" Дуэйн Эдди

Кстати, забавный факт по поводу саундтрека. Запоминающийся гитарный рифф в исполнении Дуэйна Эдди, который звучит во вступительной композиции "Rope-A-Dope", также известной как "Тема Дикинса" получился настолько запоминающимся и эффектным, что его не раз использовали и в других фильмах. В частности, когда была смонтирована черновая версия молодёжного хоррора "Крик 2" (Scream 2, 1997), там, как это часто бывает, была наложена музыка из других фильмов, просто чтоб создать нужную атмосферу и обеспечить правильное восприятие эмоционального фона. Так вот темой помощника шерифа Дьюи Райли в исполнении Дэвида Аркетта там была как раз-таки эта мелодия. И она настолько понравилась всем посмотревшим эту черновую версию, что было решено оставить её и в окончательном варианте фильма. "Я помню, что на создание этого маленького риффа у меня ушло уйма времени, - комментировал Циммер. - Он такой простой - но на то, чтобы придумать что-то стоящее, у меня ушло около двух недель. Мне кажется очень странным, что вдруг он появился в другом фильме."

Как студийные боссы не старались, но к намеченному сроку - декабрь 2025 года, фильм никак не получилось закончить, оставалось ещё проделать масштабную работу по созданию визуальных оптических эффектов. Так что премьеру пришлось перенести на февраль 1996 года.

Премьерный показ состоялся 5 февраля в Вествуде, штат Калифорния, а 9-го числа фильм вышел в широкий прокат уже по всей стране. Не сказать, что фильм пользовался у зрителей большим успехом, но $70 млн он у себя на родине собрал, плюс ещё международный прокат довел эту сумму до $150 млн, что при официальном бюджете в $50 млн выглядело довольно неплохо, хотя некоторые источники указывают, что он всё-таки был превышен и составил $65 млн. Как бы то ни было, убытков студия не понесла и даже что-то заработала.

Критики тоже встретили картину более чем сдержано - у неё всего 53% свежести на Rotten Tomatoes на основании 34 рецензий. Консенсус этих рецензий гласит: "Джон Ву добавляет пиротехнический глянец к театральной, с явным перебором игре Джона Траволты, фанаты же могут найти «Сломанную стрелу» разочаровывающе проходной работой мастера экшена в англоязычном кино."

Единственную премию за работу над фильмом получил Ханс Циммер - это была BMI Film & TV Awards за лучший саундтрек. Картина так же номинировалась на премию MTV в трёх категориях - "Лучший злодей" (Джон Траволта), "Лучшая экшн-сцена" (Подземная перестрелка/взрыв) и "Лучший поединок" (Джон Траволта и Кристиан Слэйтер), но ни одной из них так и не удостоилась.

Выпуск фильма на домашнем видео состоялся в июле 1996 года, тогда он был выпущен на дисках формата LaserDisc и на видеокассетах VHS. На видеокассетах была записана обрезанная до телевизионного стандарта 4:3 картинка и стереозвук, а на LaserDisc была letterbox картинка с размером кадра 2,35:1 и с многоканальным звуком Dolby Surround. Полгода спустя, 21 января 1997 года, фильм был перевыпущен на VHS в рамках серии Widescreen Series, где был записан в своём оригинальном широкоэкранном формате - 2,35:1. А 8 июля 1998 года был выпущен и ещё один LaserDisc, где аудиодорожка была представлена в формате DTS.

На DVD дисках фильм впервые был выпущен 9 марта 1999 года с картинкой 2,35:1, звуковой дорожкой в формате Dolby Digital 5.1 и без каких-либо дополнительных материалов. Следующее издание вышло 13 февраля 2007 года уже в формате Blu-Ray с картинкой в HD разрешении, звуком DTS-HD Master Audio 5.1, но также без каких-либо дополнительных материалов. 7 сентября 2010 года фильм был перевыпущен и на Blu-Ray и на DVD, но изменения коснулись только обложки, наполнение осталось прежним, хотя некоторые покупатели вроде бы замечали незначительные улучшения в изображении.

Никаких альтернативных версий этого фильма ни официально, ни неофициально нигде не выходило. Двухчасовая оригинальная версия смонтированная Ву пока так и остаётся сокрытой в архивах студии 20th Cenury Fox, а с учетом того, что всем её каталогом владеет корпорация Disney, не большая любительница вообще выпускать свои старые фильмы на физических носителях, не думаю, что эта версия станет достоянием общественности в обозримом будущем, но буду рад ошибиться в своих предположениях.