Найти тему
Особое мнение

Все версии фильма "Терминатор 2: Судный день" (Terminator 2: Judgment Day, 1991)

Успех первого "Терминатора" (The Terminator, 1984) стал для его создателей приятной неожиданностью: недорогой жанровый фильм с бюджетом $6,4 млн. и возрастным рейтингом "R" собрал в мировом прокате целых $78,3 млн., оставаясь первым по кассовым сборам в США в течение двух недель. А отзывы критиков были ещё неожиданней: у фильма 100% свежести на сайте Rotten Tomatoes на основе 67 рецензий, это единственный фильм подобного жанра с таким рейтингом.

По словам Арнольда Шварценеггера, он "всегда чувствовал, что им нужно продолжить эту историю", и сказал он об этом Джеймсу Кэмерону "сразу же после окончания работы над первым фильмом". Кэмерон в свою очередь заявлял, что не был заинтересован в продолжении так же сильно, как Арнольд, поскольку думал, что сказал всё по этой теме в первом фильме.

Джеймс Кэмерон
Джеймс Кэмерон

Активных переговоров о возможном продолжении не велось до 1989 года, частично из-за того, что Кэмерон был занят на съёмках "Чужих" (Aliens, 1986) и "Бездна" (The Abyss, 1989), а частично по причине нежелания ни Кэмерона, ни Шварценеггера вновь работать с Hemdale Film Corporation. Чтобы запустить первый фильм в производство Кэмерону пришлось отписать 50% прав на фильм этой компании, а в процессе работы один из её основателей Джон Дэйли пытался вопреки желанию Кэмерона изменить концовку фильма, их спор по этому вопросу, по словам очевидцев, едва не перерос в драку. И запустить продолжение в производство без одобрения Hemdale было юридически невозможно. А в 1989 году Кэмерон при разводе со своей супругой продюсером Гейл Энн Хёрд, с которой они вместе работали над первым фильмом, продал ей половину своих прав на "Терминатора" за $1.

Шварценеггер и Кэмерон
Шварценеггер и Кэмерон

В конце 80-х студия Hemdale выпустила подряд несколько провальных проектов, из-за чего испытывала серьёзные финансовые трудности. А тем временем Шварценеггер во время съёмок фантастического боевика "Вспомнить всё" (Totall Recall, 1990) для независимой компании Carolco Pictures убедил одного из её основателей Марио Кассара выкупить права на "Терминатора" у находившейся в затруднительном положении Hemdale. Чтобы помочь в решении вопроса приобретения прав, Кэмерон, Хёрд и Стэн Уинстон в октябре 1990 года подали на Hemdale в суд, требуя от них утаённую часть прибыли за первый фильм.

Кассар позже рассказывал, что процесс приобретения прав на этот фильм был самым тяжёлым в истории существования компании Carolco. В конце концов сделка состоялась и Hemdale получила за свои 50% прав на фильм ни много ни мало $10 млн. Ещё $5 млн. пришлось заплатить Хёрд за её 25%. Кассар шутливо замечал по этому поводу: "Это было 15 миллионов долларов, у меня были права, а сделано ещё ничего не было."

Арнольд Шварценеггер и Марио Кассар
Арнольд Шварценеггер и Марио Кассар

Carolco связалась с Кэмероном и предложила ему гонорар в $6 млн., если он напишет сценарий и сядет в кресло режиссёра.

Чтобы профинансировать этот проект, который только на начальных этапах оценивался в $60 млн., Carolco пришлось сотрудничать ещё с несколькими компаниями: французской Le Studio Canal+, кэмероновской Lightstorm Entertainment и принадлежавшей Гейл Энн Хёрд Pacific Western Productions.

Все новостные источники того времени называли этот проект самым дорогим независимым фильмом в истории кинематографа, который разорит Carolco. Однако по словам Кассара предварительная продажа прав на прокат фильма за пределами Соединённых Штатов ($61 млн.), на выпуск его на домашнем видео ($10 млн.) и телевидении ($7 млн.), различные внешние инвестиции и налоговые льготы уже принесли Carolco 110% от запланированного бюджета ещё до начала съёмок. Также у компании был действующий контракт со студией TriStar Pictures по дистрибуции их фильмов на территории США, согласно которому TriStar должна была выделить около $4 млн. на производство фильма, взамен TriStar хотела, чтобы фильм был выпущен в прокат 27 мая 1991 года ко Дню Поминовения (Memorial Day).

-5

Поскольку дата премьеры уже была назначена, на написание сценария у Кэмерана оставалось около 6-7 недель. За помощью он обратился к Уильяму Уишеру мл., с которым они вместе работали и над сценарием к первому фильму. Две недели у них ушло на разработку сценарного тритмента (тритмент - это подробное изложение фильма, сериала или проекта. Тритмент сценария включает все важные сцены, последовательности и сюжетные точки написанные в прозе, которая передаёт тон вашего фильма), основанного на идее Кэмерона о развитии отношений между Джоном Коннором и Т-800, которую Уишер изначально принял за шутку. Кэмерон в продолжении хотел изобразить отношения внутри нетрадиционной семьи по воле случая сформировавшейся между Сарой Коннор, Джоном и Терминатором, который бы играл роль приёмного отца.

Кэмерон и Хэмилтон
Кэмерон и Хэмилтон

По первоначальному замыслу Кэмерона и СкайНет, и Сопротивление посылали в прошлое по Терминатору модели Т-800, одного, чтобы убить Джона, а другого для его защиты. Уишер посчитал, что битва двух одинаковых Терминаторов в конце фильма будет выглядеть скучно. Одно время они с Кэмероном рассматривали идею в качестве антогониста использовать огромного "Супер-Терминатора", но быстро её отбросили и решили использовать идею о жидкометаллическом Терминаторе, которую Кэмерон хотел использовать ещё в первом фильме.

Вот как Кэмерон описывал свою изначальную идею: "Когда я впервые задумал идею истории, она состояла из двух частей. В первой части Скайнет посылал киборга с металлическим эндоскелетом, а хорошие парни посылали защитника. Защитник давит его грузовиком или швыряет на какую-нибудь большую зубчатую конструкцию или машину. И затем, в будущем, они понимают, что они все еще не выиграли битву.
[Скайнет] долго и упорно думал бы о том, чтобы нажать на спусковой крючок при отправке экспериментального, одноразового супероружия, которое он создал, и которое даже он боится использовать. Я не называл его Т-1000 — это был просто робот из жидкого металла. И вот теперь то, что надвигается на вас, намного, намного страшнее, чем тот другой парень в металлическом эндоскелете со свисающей кожей. Я вычеркнул этого парня из истории, но потом подумал: “Давайте вернем его обратно. Давайте сделаем его противником”. Я объединил эти две идеи. Вместо Арнольда против Арнольда это был Арнольд против страшного оружия из жидкого металла."
Шварценеггер, Ферлонг и Кэмерон
Шварценеггер, Ферлонг и Кэмерон

Следующие четыре недели Уишер и Кэмерон, собравшись в доме у последнего, писали сценарий на основе своего тритмента: Уишеру досталась первая его половина, а Кэмерону - вторая. В тритменте не учитывались возможные бюджетные и технические ограничения при производстве будущего фильма и Кэмерон, и Уишер ограничивались только своей фантазией, зато при написании сценария уже пришлось выбросить некоторые слишком дорогие в производстве сцены, а также авторы находились в постоянном контакте со студией спецэффектов Industrial Light & Magic, чтобы знать насколько реально будет воплотить их идеи в жизнь.

Так из тритмента была удалена сюжетная арка, в которой Дайсон и Т-1000 устраивали резню в лагере выживальщиков, помогавших Саре Коннор. Также была удалена начальная 9-минутная сцена в 2029 году, в которой можно было увидеть, как была использована машина времени.

Шварценеггер, Ферлонг и Кэмерон
Шварценеггер, Ферлонг и Кэмерон

По словам Кэмерона время для написания сценария ему катастрофически не хватало: "В итоге я писал до самой последней секунды, пока мне не пришлось сесть в лимузин, помчаться в аэропорт и запрыгнуть на большой чартерный самолёт, на котором Carolco перевозила всех своих звёзд и кинематографистов в Канны в начале мая 1990 года. Я спускаюсь к компьютеру, чтобы распечатать этот сценарий, но мой принтер начал выё***ться. Я кое-как распечатал это дело, а выйти я был должен уже 20 минут назад. Я буквально вытаскиваю его ещё горячим из лазерного принтера, скрепляю скрепкой, засовываю в спортивную сумку и тащу свою задницу в аэропорт. И я захожу в самолёт, а все крупные агенты, кинозвезды и режиссёры Голливуда сидят там, все на своих местах, и можно было услышать, как падает булавка. И я должен пройти весь путь по проходу между сидений мимо всех этих обвиняющих взглядов. Это как: “О, да, ты думаешь, что ты особенный, не так ли? Всегда есть один.” Я такой: “Я знаю, ребята, я знаю. Прошу прощения."

Арнольд Шварценеггер
Арнольд Шварценеггер

Арнольд Шварценеггер с самого начала работы над проектом был заинтересован в участии в нём, естественно делать это просто ради искусства он не собирался. Разбалованный Сarolco, получивший за роль в "Вспомнить всё" (Total Recall, 1990) $11 млн., Шварценеггер не согласился бы сниматься за меньшую сумму. По разным источникам Кассар выплатил ему гонорар за этот фильм в размере от $12 млн. до $15 млн., но, чтобы снизить мгновенные расходы, в обмен на большую часть обычного гонорара, Арнольду был передан в безвозмездное пользование практически новый реактивный самолет Gulfstream III стоимостью $12,75 млн.

В 2016 году Марио Кассар в интервью для интернет-издания Deadline так высказался по этому поводу:
Deadline: Существуют городские легенды о тех сделках, которые вы заключали, например, заплатив Арнольду частным самолетом за "Терминатор 2". Правдива ли какая-нибудь из этих историй?
Кассар: Арнольд действительно получил самолет. Это было необычно, но это правда. Такая большая звезда, как Арнольд, гарантированно получил бы свой огромный гонорар еженедельно, но с самолетом мы могли бы выплачивать его в течение многих лет и амортизировать затраты, так что это действительно сработало для нас финансово, а также стало крупным маркетинговым переворотом.
Gulfstream III - большой межконтинентальный самолет от американской авиакомпании Gulfstream Aerospace.
Gulfstream III - большой межконтинентальный самолет от американской авиакомпании Gulfstream Aerospace.

А вот участие Линды Хэмилтон было под вопросом. Кэмерон не хотел, чтобы роль Сары Коннор исполняла другая актриса, а поскольку участие Хэмилтон не было стопроцентным, то на всякий случай разработал вариант истории без неё. Переговоры между Carolco и Хэмилтон, тянулись довольно долго, но процесс значительно ускорился, когда Кэмерон заявил продюсерам, что не сможет закончить сценарий, если не будет знать точно, согласится Линда сниматься или нет. Её гонорар составил $1 млн., что, как она заявила, было "немного больше", чем за первый фильм, но она была очень недовольна разницей в оплате её труда по сравнению со Шварценеггером.

Роберт Патрик не был изначальным претендентом на роль Т-1000. Кэмерон хотел, чтобы актёр исполняющий роль жидкометаллического Терминатора выглядел как полицейский-новобранец для контраста со Шварценеггером, для большей образности он так описывал их: "Если Т-800 - это что-то вроде танка Пантера, то Т-1000 должен быть похож на Porsche." Первым выбором Кэмерона на эту роль был рок-музыкант Билли Айдол, но он попал в аварию на своём мотоцикле и не смог принять участие в съёмках. Рассматривалась идея пригласить Майкла Бина, чтобы герой и антагонист первого фильма поменялись местами, но от этой идеи отказались, чтобы не вводить зрителей в заблуждение. Ещё одним претендентом был певец Блэки Лолесс из группы W.A.S.P., но его рост оказался существенно выше, чем у Арнольда, что не устраивало Кэмерона. Также создатели рассматривали возможность пригласить на эту роль и набиравшего популярность Стивена Сигала. Решение пригласить Роберта Патрика пришло к Кэмерону, после того, как он увидел его в фильме "Крепкий орешек 2" (Die Hard 2, 1990).

На роль Джона Коннора Кэмерон хотел взять малоизвестного актёра, первоначальным его выбором был Чарли Корсмо, но он оказался связанным обязательствами на съёмках фильма "А как же Боб?" (What About Bob?, 1991). Эварда Ферлонга нашла для Кэмерона кастинг директор Мали Финн, устроившая прослушивания на эту роль в Пасадине, штат Калифорния. Ферлонг, так же, как и его герой, никогда не видел своего отца, который, кстати, по национальности был русским, и уже не жил со своей матерью, находясь под опекой её сестры. И хотя у него не было никаких актёрских навыков Кэмерон усмотрел в нём прирождённый талант, а также ему понравилось его физическое сходство с Хэмилтон, и было принято решение взять его на роль Джона.

Роль Майлса Дайсона была предложена Дензелу Вашингтону, но он после того, как прочёл сценарий, отказался, заявив: "Не в обиду Джиму Кэмерону, но когда я прочитал сценарий, то подумал: всё, что он делает, это выглядит испуганным и потеет. Я вынужден был отказаться.".

Съёмки фильма стартовали 9 октября 1990 года и прошли почти целиком в штате Калифорния, а его бюджет на тот момент составлял $60 млн. Весь процесс производства был долгим и трудным, отчасти из-за самого Кэмерона, который был известен своим вспыльчивым характером и бескомпромиссными и даже "диктаторскими" манерами, в результате чего съёмочная группа сделала футболки с надписью: "Тебе меня не испугать — я работаю на Джима Кэмерона". Снимался фильм не в хронологическом порядке, поскольку вначале было решено снять сцены, в которых было больше всего компьютерных эффектов, чтобы у специалистов из ILM было больше времени на работу с ними.

Чтобы описать масштабность съёмочного процесса можно упомянуть тот факт, что на площадке для координации всех участников в некоторых сценах одновременно использовалось 187 портативных раций.

Хэмилтон, Кэмерон, Мортон и Шварценеггер
Хэмилтон, Кэмерон, Мортон и Шварценеггер

Завершились съёмки почти полгода спустя 28 марта 1991 года, на шесть недель позже назначенного срока.

В процессе монтажа, который Кэмерон и три монтажёра Конрад Бафф, Ричард А. Харрис и Марк Голдблатт, закончили всего за два дня до премьеры фильма, многие из снятых сцен так и не были включены в окончательный вариант, в том числе любимая сцена Шварценеггера, которую он безуспешно упрашивал Кэмерона оставить, где Сара и Джон снимают с процессора Т-800 ограничение на обучение.

О грандиозности работ по созданию компьютерных специальных эффектов к фильму свидетельствует тот факт, что компания Industrial Light & Magic свой отдел по работе с компьютерной графикой, который до начала работ состоял из шести человек, увеличило в шесть раз. Все работы обошлись студии в $5,5 млн. и заняли по времени восемь месяцев, а на экране общая продолжительность всех кадров со спецэффектами составила около 3,5 минут.

Хэмилтон, Патрик и Кэмерон
Хэмилтон, Патрик и Кэмерон

По словам Кэмерон и Шварценеггера окончательный бюджет фильм, без учёта расходов на рекламу, составил около $70 млн., из которых на производство самого фильма было потрачено примерно $51 млн. Руководители Carolco Питер Хоффман и Роджер Смит называли немного другую сумму - $75 млн. без учёта расходов на рекламу. А маркетинговые расходы составили ещё около $19-27 млн.

К написанию музыки Кэмерон привлёк работавшего с ним и над первым фильмом композитора Брэда Фиделя.

Компания TriStar обратилась к Шварценеггеру с просьбой подобрать к фильму музыкальную тему, которую можно было бы использовать в рекламной компании. Арнольд выбрал группу Guns N' Roses, поскольку они в то время были очень популярны и потому, что "в фильме была роза и чёртовы пушки". Группа предложила использовать дебютный сингл "You Could Be Mine" с их нового альбома "Use Your Illusion II" (1991). Музыкальный клип на эту песню с Арнольдом Шварценеггером в роли Т-800, преследующим музыкантов группы, срежиссировали клипмейкеры Джеффри Эбельсон и Эндрю Морахэн, а также Стэн Уинстон, работавший над спецэффектами к фильму.

У фильма было два тестовых показа: один для семей и друзей членов съёмочный группы в гостях у Джорджа Лукаса на его Ранчо Скайуокера, а второй для студийных боссов в Лос-Анжелесе. Как рассказывала одна из продюсеров фильма Стефани Остин, люди после просмотра в Лос-Анжелесе были так впечатлены увиденным, что по окончании фильма в зале ещё минут 10-15 не стихали аплодисменты.

Официальная премьера фильма состоялась 1 июля 1991 года в Лос-Анжелесе в кинотеатре Century Plaza, а 3 июля фильм вышел в широкий прокат. Сборы фильма только в США составили почти $205 млн., что сделало его самым прибыльным фильмом 1991 года. А общемировые сборы с учётом США составили около $520 млн., что, учитывая его возрастной рейтинг "R", было очень впечатляюще. Фильм долгое время удерживал почётное третье место в списке самых кассовых фильмов в истории кино, уступив только фильмам "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда" (Star Wars, 1977) и "Инопланетянин" (E.T. The Extra-Terrestrial, 1982), собравшим $530 млн. и $619 млн. соответственно.

Очень лестно отзывались о фильме и критики: на сайте Rotten Tomatoes у фильма впечатляющие 93% свежести на основании 83 рецензий. Также у фильма очень солидный список побед на различных фестивалях и кинопремиях, среди которых и 4 Оскара, правда все в технических категориях: "Лучший звук", "Лучший монтаж звука", "Лучшие визуальные эффекты" и "Лучший грим". Также фильм одержал победу и в пяти номинациях весьма престижной американской кинопремии "Сатурн", вручаемой Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов: "Лучший научно-фантастический фильм", "Лучший режиссер" (Джеймс Кэмерон), "Лучшая актриса" (Линда Хэмилтон), "Лучший молодой актер/актриса" (Эдвард Ферлонг) и "Лучшие спецэффекты".

На домашнем видео фильм впервые вышел 11 декабря 1991 года на видеокассетах формата VHS и в формате LaserDisc, где была записана "театральная" версия фильма. А 24 ноября 1993 года эксклюзивно на LaserDisc было выпущено "специальное издание" фильма. На диске была представлена новая версия фильма с добавленными сценами общей продолжительностью около 16 минут, к работе над которой вновь был привлечён Джеймс Кэмерон. Однако Кэмерон заявлял, что эта версия не является "режиссёрской" и что он считает таковой версию, вышедшую в кинотеатрах. Тем не менее он считал, "специальную" версию прекрасной возможностью восстановить "глубину и характер персонажей", которыми пришлось пожертвовать в "театральной", чтобы не терять темп повествования.

На DVD фильм в "театральной" версии был выпущен 22 октября 1997 года, а 29 августа 2000 года было выпущено издание под названием "The Ultimate Edition". В этом издании фильм был представлен уже в трёх версиях: "театральной", "специальной" и "расширенной" с альтернативной концовкой. В 2003 году ещё выходило и DVD издание с названием "Extreme Edition", где была представлены "театральная" и "специальная" версии фильма с новым трансфером, сделанным в высоком разрешении.

В высоком разрешении фильм впервые был выпущен в формате Blu-Ray 27 июня 2006 года, где был доступен только в "театральной" версии. 19 мая 2009 года было выпущено специальное издание с названием "Skynet Edition", где фильм можно было посмотреть во всех трёх его версиях, причём "театральная" и "специальная" версии были доступны в меню, а для просмотра "расширенной" версии нужно было ввести код "82997" (29 августа 1997 года - дата начала ядерного апокалипсиса по сюжету фильма)

После того, как в 2012 году фильм Кэмерона "Титаник" (Titanic, 1997) был конвертирован в 3D, повторно выпущен в кинопрокат и принёс создателям дополнительные $17 млн. прибыли, компания StudioCanal решила провернуть эту же схему и со вторым "Терминатором". "Театральная" версия фильма была отсканирована в 4К разрешении, конвертирована в 3D формат и выпущена в повторный кинопрокат 25 августа 2017 года. Однако в этот раз продюсерам проекта повезло меньше, чем с "Титаником" - сборы фильма по всему миру составили всего около $1 млн. В декабре 2017 года (в разных странах даты релиза немного отличаются) эта версия фильма была выпущена и на домашнем видео на дисках формата Blu-ray 3D, также одновременно она вышла и в формате 4K UltraHD.

Я перечислил только основные издания фильма на домашнем видео, также выходило бесчисленное множество различных коллекционных и юбилейных изданий в различных странах и на различных носителях.

Также хотелось бы упомянуть, что в 1996 году в тематическом парке компании Universal во Флориде был открыт аттракцион под названием "Т2 3-D: Битва сквозь время" (T2-3D: Battle Across Time). Этот аттракцион был придуман самим Джеймсом Кэмероном, продолжительность одного сеанса составляла 20 минут, а обошёлся он создателям в $60 млн., также было потрачено ещё $24 млн. на съёмки 12-минутного 3D-ролика для этого аттракциона, в котором снялись Шварценеггер, Хэмилтон, Ферлонг и Патрик. После успеха во Флориде, ещё два таких аттракциона открылись в Голливуде и в Японии.

Вот какие версии фильма официально выходили в прокат или были выпущены на домашнем видео:

1. "Театральная" версия, выпущенная в кинопрокат в 1991 году. Продолжительность 137 минут.

2. "Английская театральная" версия, также была выпущена в прокат в 1991 году, но для получения британского возрастного рейтинга "15" была немного подредактирована. В сцене, где Сара бьёт охранника рукояткой от метлы количество ударов было сокращено с четырёх до одного, а последующие удары и кадр с его окровавленным лицом были удалены. Сокращена сцена избиения Сарой доктора Сильбермана дубинкой, кадр удара по его ногам был удалён.

3. "Австралийская театральная" версия сильно отличалась от оригинальной, в неё были включены многие сцены из вышедшей позже "специальной" версии, а также был использован альтернативный финал с пожилой Сарой в парке из "расширенной" версии. Что интересно, кроме как в кинотеатрах Австралии эта версия больше нигде не выпускалась, вышедшие позже на домашнем видео версии фильма были такими же, как и в остальных странах.

4. "Специальная" версия, выпущенная на LaserDisc в 1993 году. Продолжительность 153 минуты.

5. "Выпущенная на VHS в 1997 году в Великобритании версия под названием "T-1000 Edition", которая представляла собой "специальную" версию, но была немного подредактирована для получения более мягкого возрастного рейтинга, и стала короче приблизительно на 40 секунд.

6. "Расширенная" версия, впервые вышедшая на DVD в 2000 году, в которую было добавлено две новые сцены. Продолжительность 156 минут.

7. Выпущенная в 2017 году отреставрированная в 4K разрешении "театральная" версия, была идентична "театральной" версии 1991 года, только при помощи компьютера были подправлены кадры, в которых были заметны производственные ошибки. Продолжительность 137 минут.

Также на различных ТВ каналах демонстрировались немного сокращённые версии, где были подредактированы сцены, содержащие насилие.

Отличия "специальной" версии фильма от "театральной" (продолжительность "театральной" версии" (ТВ) - 02:17:08,
продолжительность "специальной" версии (СВ) - 02:33:30).

1. Добавлена сцена в психбольнице, в которой Сара отказывается принимать таблетки, за что её избивают санитары.
Санитар, зашедший в палату: "Время принимать свои лекарства, Коннор."
(Time to take your meds, Connor.)
Сара: "Сам принимай."
(You take it.)
Санитар: "Ты должна вести себя хорошо. У тебя на обед назначен смотр."
(You gotta be good. You're up for review this afternoon.)
Сара: "Я не буду их принимать. Мне не нужны неприятности."
(I'm not taking it. I don't want any trouble.)
Санитар произносит: "Не будет никаких неприятностей..."
(Ain't no trouble...), и начинает её избивать, а после говорит своему напарнику сделать ей разряд электрошокером: "Да, давай током." (Yeah, zap her). Сжимает ей рот произнося: "Последний шанс, сладкая." (Last call, sugar.), и силой скармливает ей таблетки. Оба санитара уходят из комнаты один из них произносит: "Сладких снов." (Sweet dreams.), Сара остаётся лежать, скорчившись на полу. (время СВ - 00:16:03, продолжительность - 60 секунд)

2. Добавлена сцена, в которой Сара во сне разговаривает с Кайлом Ризом:
Кайл: "Сара. Сара, проснись."
(Sarah. Sarah, wake up.)
Сара: "Кайл. Ты же умер."
(Kyle. You're dead.)
Кайл: "Где наш сын, Сара?"
(Where's our son, Sarah?)
Сара: "Его забрали у меня."
(They took him away from me.)
Кайл: "Теперь он - цель."
(He's the target now.)
Сара: "Я знаю."
(I know.)
Кайл: "Он один. Ты должна его защитить."
(He's alone. You have to protect him.)
Сара: "Я знаю. Скажи, как я должна это сделать. Он мне уже даже не верит больше. Я его потеряла."
(I know. You tell me How I am supposed to do that. He doesn't even believe me anymore. I've lost him.)
Кайл: "Ты сильная, Сара. Сильнее, чем можешь себе представить."
(You're strong, Sarah. Stronger than you ever thought.)
Сара: "Нет."
(No.)
Кайл: "Встать солдат! Я люблю тебя. И всегда буду любить."
(On your feet soldier! I love you. I always will.)
Сара: "Ты мне нужен."
(I need you.)
Кайл: "Я всегда буду с тобой. Помнишь послание? «Будущее не определено. Нет другой судьбы, кроме той, что мы выбираем.»"
(I'll always be with you. Remember the message? "The future is not set. There is no fate but what we make ourselves.")
Кайл исчезает и появляется возле двери.
Сара: ""Останься со мной."
(Stay with me.)
Кайл: "У мира осталось не так уж и много времени, Сара."
(There's not much time left in the world, Sarah.)
Кайл уходит, Сара бежит за ним пытаясь догнать по пути крича: "Кайл, не уходи!"
(Kyle, don't go!). В итоге она оказывается на детской площадке и в этот момент происходит ядерный взрыв. После чего Сара просыпается у себя в палате. (время СВ - 00:19:39, продолжительность - 201 секунда)

3. Добавлена сцена, в которой Т-1000 после того, как его грузовик был уничтожен, угоняет машину у полицейских, прибывших к месту аварии. (время СВ - 00:41:09, продолжительность - 20 секунд)

4. Добавлена сцена, в которой, после неудачной попытки выдать себя за приёмную мать Джона в телефонном разговоре, Т-1000 выходит во двор и убивает пса Джона и видит на его ошейнике имя: "Макс". (время СВ - 00:44:47, продолжительность - 30 секунд)

5. После вопроса Джона, может ли Терминатор обучаться чему-то новому, вырезаны кадры с его ответом, Сарой и реакцией Джона.
Терминатор: "Моё ЦПУ - это процессор нейронной сети, обучающийся компьютер. Чем больше я общаюсь с людьми, тем больше я учусь."
(My CPU is a neural net processor, a learning computer. The more contact I have with humans, the more I learn.)
Джон: "Клёво." (Cool.)
(время ТВ - 01:05:01, продолжительность - 10 секунд)

6. Вместо короткого ответа на вопрос Джона из предыдущего пункта, пару секунд спустя добавлена продолжительная сцена, в которой Джона и Сара достают процессор Терминатора, чтобы снять ограничитель обучаемости.
Терминатор: "Моё ЦПУ - это процессор нейронной сети, обучающийся компьютер. Но СкайНет устанавливает переключатель в режим "Только чтение", когда нас отправляют на одиночные задания." (
My CPU is a neural net processor, a learning computer. But SkyNet presets the switсh to read only when we sent out alone.)
Сара: "Не хочет, чтобы вы много думали, да?" (
Doesn't want you to do to much thinking, huh?)
Терминатор: "Нет." (No.)
Джон: "А мы можем переключить режим?
(Can we reset the switch?)
Сара скальпелем снимает кожу с головы Терминатора, он ей даёт дальнейшие инструкции: "Вращай два стопорных цилиндра против часовой стрелки. Давай! Теперь открой крышку порта. Потяни, чтобы вытащить. Хорошо. Теперь сними амортизирующий узел. Теперь ты можешь получить доступ к процессору. Ты видишь его?"
(Rotate the two locking cylinders counterclockwise. Do it! Now open the port cover. Pull to break the seal. Good. Now remove the shock damping assembly. You can now access the CPU. Do you see it?), Сара отвечает: "Да." (Yes.).
Терминатор продолжает: "Вытаскивай ЦПУ за его основание. Тащи." (Pull the CPU by its base tap. Pull.). Сара вытаскивает ЦПУ, Терминатор отключается.
Сара берёт молоток и замахивается, чтобы разбить ЦПУ.
Джон: "Видишь переключатель?" (
Can you see the pin switch?), и увидев, что она собирается сделать защищает процессор своими руками, воскликнув: "Нет, нет, нет!" (No, no, no!)
Сара: "Отойди, Джон!" (Out of my way, John!)
Джон: "Не убивай его!" (Don’t kill him!)
Сара: "«Это», Джон, - не «его»". ("It", John - not "him".)
Джон: "Хорошо - «Это»! Но «это» нам нужно!" (Okay - "It"! But we need "it"!)
Сара: "Послушай меня! Послушай. Нам лучше быть самим по себе!" (Listen to me! Listen. We’re better off on our own!)
Джон: "Он - единственное доказательство, которое у нас есть, того будущего, войны и всего остального." (He’s the only proof we have of the future, the war and all that!)
Сара: "Возможно. Я ему не доверяю." (Maybe. I don’t trust it.)
Джон: "Но он мой друг, хорошо?" (But he’s my friend, alright?)
Сара: "Ты не знаешь, каково это - убить одну из этих штук! И если что-то пойдёт не так, это может быть нашим последним шансом! Так что, отойди! (You don’t know what it’s like to kill one of these things! And if something goes wrong this could be our last chance! So, move!)
Джон: "Послушай, мам! Если я должен стать таким великим военачальником, может быть, тебе стоит время от времени прислушиваться к моим идеям! Потому что, если моя собственная мать этого не делает, как можно думать, что это сделает кто-то другой?" (Look, mom! If I am supposed to be this great military leader, maybe you should listen to my leadership ideas once in awhile! ’Cause if my own mother won’t, how do you expect anyone else to?)
Сара: "Ладно, делай как хочешь." (Alright, play it your way.), и бьёт молотком по столу мимо ЦПУ.
Джон вставляет ЦПУ обратно.
Терминатор: "Проблемы были?"
(Was there a problem?)
Джон: "Никаких проблем"
(No problem.), и добавляет, смотря на мать: "Ничего подобного." (None whatsoever.)
(время СВ - 01:10:15, продолжительность - 209 секунд)

7. Добавлена сцена на заправке, в которой Джон учит Терминатора улыбаться.
Сара, выходя из машины просит у Джона денег: "Есть наличные?"
(You got any cash?)
Джон: "Есть пара сотен баксов. Дам тебе половину." (I got a couple of hundred bucks. I’ll give you half.)
Сара отбирает у него все деньги, берёт сколько нужно, остальные возвращает.
Джон: "Мам!" (Mom!)
Сара: "Купи какой-нибудь еды." (
Get some food.)
Сара выходит, Джон с Терминатором идут за едой.

Джон: "И ещё кое-что: ты можешь немного расслабиться. Эта суровая рутина надоедает, ясно? Я имею в виду, ты ведешь себя как придурок. Улыбайся хоть иногда." (And that’s another thing: you can lighten up a bit yourself. This severe routine is getting old, okay? I mean, you’re acting like such a geek. Smile once in a while.)
Терминатор: "Улыбаться?" (Smile?)
Джон: "Да, понимаешь, улыбайся! Смотри!" (Yeah, you know, smile! Watch!)
Джон подходит к продавщице и говорит: "Привет! Отличное у вас тут заведение. Как дела?"
(Hey! Nice place you got here! How‘s business?)
Продавщица с хмурым лицом: "Не доставай меня!"
(Gimme a break.)
Джон, обращаясь к Терминатору: "Ладно, неудачный пример. Видишь вон того парня? Вот это улыбка!" (Okay, bad example. See that guy over there? That‘s a smile!).
Терминатор сканирует лицо улыбающегося мужчины и пытается воспроизвести улыбку на своём лице.
Джон: "Хорошо. Может только попрактикуешься перед зеркалом или что-то вроде того..."
(That‘s good. Maybe you can practice in front of a mirror or something...)
(время СВ - 01:15:39, продолжительность - 78 секунд)

8. Пару минут спустя добавлена сцена в особняке Майлса Дайсона.
Жена Майлса - Тарисса, не дозвонившись до него по интеркому, заходит к нему в кабинет.
Тарисса: "Ты собираешься весь день работать?"
(You going to work all day?)
Майлс: "Прости меня, детка. Но я никак не могу победить эту штуку."
(I am sorry, baby. But this thing is just kicking my ass.)
Тарисса: "Майлс, сегодня воскресенье. Ты обещал свозить детей в аквапарк сегодня."
(Miles, it’s Sunday. You promised to take the kids to Raging Waters today.)
Майлс: "Я не могу. Я сейчас в ударе. Детка, это всех потрясёт. Это нейро-процессор."
(I can’t. I‘m on a roll. Baby, this is gonna blow ’em all away! It‘s a neural-net processor!)
Тарисса: "Я знаю, Ты говорил. Это нейро-процессор. Он думает и учится также, как и мы. Он сверхпроводимый при комнатной температуре! Другие компьютеры по сравнению с ним просто карманные калькуляторы."
(I know. You told me. It‘s a neural-net processor. It thinks and learns like we do. It‘s superconducting at room temperature! Other computers are just pocket calculaters in comparison!)
Майлс: "Да!"
(Yeah!)
Тарисса: "Почему это так офигенно важно, Майлс? Я правда хочу знать, потому что иногда мне кажется, что я схожу с ума!"
(Why is that so god damn important, Miles? I really need to know, ’cause sometimes I feel like I am going crazy here!)
Майлс: "Детка, я вот настолько близок! Иди сюда."
(Baby, I am this close! Come here.), он усаживает жену себе на колени и продолжает: "Представь себе самолёт с пилотом, который никогда не устаёт, никогда не совершает ошибок, никогда не приходит на работу с похмелья. Познакомься с пилотом!" (Imagine a jet airliner with a pilot that never gets tired, never makes mistakes, never shows up to work with a hangover. Meet the pilot!)
Тарисса: "Зачем мы поженились, Майлс? Зачем завели этих детей? Мы тебе не нужны. Твое сердце и твои мысли здесь. Но это не любит тебя так, как любим мы."
(Why did we get married, Miles? Why did we have these children? You don’t need us. Your heart and your mind are in here. But it doesn’t love you like we do.)
Майлс, выключив компьютер: "Мне жаль. Правда."
(I am sorry. Really.)
Тарисса: "Как насчёт того, чтобы провести немного времени с другими своими детьми."
(How about spending some time with your other babies?)
Тут появляются их дети и бегут к родителям, все обнимаются.
Майлс: "Эй, эй! Аквапарк!"
(Hey, hey! Haha! Raging Waters!)
(время СВ - 01:19:20, продолжительность - 140 секунд)

9. Сцена диалога между Сарой и Энрике длится чуть дольше. Добавлены две реплики:
Сара: "Энрике, здесь тебе небезопасно. Уезжай тоже сегодня вечером, хорошо?"
(Enrique, it‘s dangerous for you here. You get out tonight too, okay?)
Энрике: "Конечно. Просто появляешься в любое время и полностью рушишь мою жизнь."
(Sure. Just drop by any time and totally fuck up my life.)
(время СВ - 01:25:08, продолжительность - 16 секунд)

10. Сцена, в которой Джон и Терминатор выбирают оружие из арсенала Энрике, начинается намного раньше, добавлен диалог между ними:
Джон: "Понимаешь, я вырос в таких местах, как это, и я думал, что так живут все люди: летают на вертолетах, учатся взрывать всякое д***мо. Но потом, когда мою маму арестовали, меня отдали в обычную школу. Оказалось, другие дети увлекались Nintendo."
(See, I grew up in places like this, so I thought that‘s how people lived: riding around in helicopters, learning how to blow shit up. But then when my mom got busted, I got put in a regular school. The other kids were into Nintendo.)
Джон, чуть погодя: "Тебе бывает страшно?" (Are you ever afraid?)
Терминатор: "Нет." (No.)
Джон: "Даже смерти не боишься?" (Not even of dying?)
Терминатор: "Нет." (No.)
Джлон: "Даже ничего не чувствуешь по этому поводу так или иначе?" (You don‘t feel any emotion about it one way or another?)
Терминатор: "Нет. Я должен функционировать до завершения миссии. А потом уже не важно." (No. I have to stay functional until the mission is complete. Then it doesn‘t matter.)
Джон: "Да. Я тоже должен функционировать. Я очень... Я очень важен." (Yeah. I have to stay functional too. I am too...I am too important.)
(время СВ - 01:25:24, продолжительность - 74 секунды)

11. Сцена диалога между Джоном и Терминатором в машине, когда они едут за Сарой, поехавшей к Дайсону, длится дольше. После того как Джон спрашивает у Терминатора, выучил ли он, что нельзя никого убивать, крупный план с Т-800 длится дольше, видно, как он ехидно улыбается. Далее добавлена реплика Джона: "Послушай, может, тебе всё равно, будешь ты жить или умрёшь! Но не у всех так! У нас есть чувства. Нам больно. Мы боимся. Ты должен это выучить. Я не шучу. Это важно." (Look, maybe you don‘t care if you live or die! But everybody‘s is not like that! We have feelings. We hurt. We‘re afraid. You gotta learn this stuff. I am not kidding. It’s important.) (время СВ - 01:35:30, продолжительность - 17 секунд)

12. Следом добавлена сцена с готовящейся к стрельбе Сарой возле особняка Дайсона. (время СВ - 01:35:47, продолжительность - 32 секунды)

13. Добавлена сцена внутри Кибердайн Системс, в которой Сара и Майлс сваливают в кучу все диски с информацией о разработках, пока Терминатор топором уничтожает оборудование.
Майлс, перечисляет всё, что нужно уничтожить: "Все диски в моём офисе. Из этого офиса все диски уже тут. Всё из моего стола. И все процессоры слева от меня."
(All the discs in my office. All the discs in that office over there. Everything behind my desk. And all the processors on my left.)
Сара: "Мы всё это взорвём при помощи Си-4!" (We‘ll blow it up with the C4!)
Майлс замечает модель ЦПУ на одном из столов и просит у Терминатора топор, чтобы её уничтожить: "Можно мне... Прошу прощения! Могу я одолжить эту штуку?" (Can I... excuse me! Can I borrow that thing?). Он подходит с топором к ЦПУ, произносит: "Я не один год над этой штукой проработал." (I worked a lot of years on this thing.), и разбивает её.
(время СВ - 01:49:36, продолжительность - 51 секунда)

14. Использованы альтернативные реплики в сцене, когда полицейские подъезжают к зданию Кибердайн Системс. Добавлен короткий кадр с полицейскими машинами. ("специальная" версия длиннее на 1 секунду)

  • "театральная" версия. Диспетчер по радио продолжает фразу, начатую в предыдущем кадре с Т-1000: "...белый мужчина, подходящий под описание человека, разыскиваемого за убийство сотрудников полиции в 1984 году. Подозреваемые вооружены и крайне..." (...white, male fitting description of the individual wanted for the murder of police officers in 1984. Suspects are armed and considered extremely...) (время ТВ - 01:35:00, продолжительность - 8 секунд)
  • "специальная" версия. Сцена начинается после сразу после сцены из предыдущего пункта. В начале добавлен короткий кадр с машинами. Внутри машины слышен небольшой диалог между полицейским и диспетчером:
    Полицейский: "Один-Мэри-Двадцать-Три, повторите местоположение ещё раз."
    (One-Mary-Twenty-Three, give me that location again.)
    Диспетчер: "2111 Крэмер. Подозреваемые вооружены и крайне опасны."
    (2111 Kramer. Suspects are armed and considered extremely dangerous.)
    (время СВ - 01:50:27, продолжительность - 9 секунд)

15. На заводе, когда Т-1000 вновь восстановился, после того, как он замороженный разлетелся на куски, добавлена сцена, в которой его рука самопроизвольно частично сливается с ограждением. (время СВ - 02:12:56, продолжительность - 16 секунд)

16. Несколько секунд спустя добавлена ещё одна небольшая сцена с Т-1000, которого "глючит" после заморозки. (время СВ - 02:13:22, продолжительность - 11 секунд)

17. Следом добавлен один кадр с убегающими от Т-1000 героями. (время СВ - 02:13:33, продолжительность - 6 секунд)

18. Добавлены два коротких кадра в сцене, когда Джон видит двух Сар. Сначала идёт крупный план Джона, а затем кадр с первой Сарой, камера опускается и видно, как её ноги сливаются с полом. (время СВ - 02:21:38, продолжительность - 6 секунд)

19. Добавлены титры с людьми, работавшими над "специальной" версией. (время СВ - 02:33:13, продолжительность - 17 секунд)

Отличия "расширенной" версии фильма от "специальной" (продолжительность "специальной" версии" (СВ) - 02:33:30, продолжительность "расширенной" версии (РВ) - 02:35:55).

1. После того, как Т-1000 убивает собаку во дворе, добавлена сцена, в которой он возвращается в дом и обыскивает комнату Джона, где находит за плакатом коробку с письмами от Сары. (время РВ - 00:45:17, продолжительность - 88 секунд)

2. Использована альтернативная концовка. ("специальная" версия длиннее на 75 секунд)

  • "специальная" версия. Использован кадр с "бегущим" шоссе, пока закадровый голос Сары произносит: "Неизвестное будущее ждало нас впереди. Я впервые смотрю в него с чувством надежды. Потому что, если машина, Терминатор, может понять ценность человеческой жизни, то, возможно, и мы сможем." (The unknown future rolls toward us. I face it for the first time with a sense of hope. Because if a machine, a Terminator, can learn the value of human life, maybe we can too.) (время СВ - 02:28:43, продолжительность - 22 секунды)
  • "специальная" версия. Состарившаяся Сара сидит в парке на скамейке и записывает на диктофон сообщение, пока взрослый Джон играет со своей дочкой на детской площадке: "29 августа 1997 года наступило и прошло. Ничего особенного не произошло. Майклу Джексону исполнилось сорок. Не было никакого "судного дня". Люди ходили на работу, как и всегда. Смеялись. Жаловались. Смотрели телевизор. Занимались любовью. Мне хотелось с криком пробежаться по улице, хватать их всех и говорить: "Каждый день после сегодняшнего - это подарок. Не трать его впустую." Вместо этого я напилась. Это было тридцать лет назад. Но тёмное будущее, которое так и не наступило, все ещё существует для меня. И так будет всегда - как остатки сна. Джон ведёт войну не так, как было предсказано. Здесь, на поле битвы Сената, его оружие - здравый смысл и надежда." (August 29th, 1997 came and went. Nothing much happened. Michael Jackson turned forty. There was no "judgment day." People went to work as they always do. Laughed. Complained. Watched TV. Made love. I wanted to run through the street yelling, to grab them all and say, "Every day from this day on is a gift. Use it well." Instead, I got drunk. That was thirty years ago. But the dark future which never came still exists for me. And it always will-like the traces of a dream. John fights the war differently than it was foretold. Here, on the battlefield of the Senate, his weapons are common sense and hope.)
    К Саре подбегает её внучка: "Завяжи мне, бабуля! Завяжи!"
    (Tie me, gramma! Tie me!), Сара завязывает ей шнурки и спрашивает: "Так пойдёт?" (How's that?), внучка отвечает: "Спасибо, бабуля." (Thank you, gramma.), и убегает обратно на площадку.
    Сара продолжает: "Роскошь надежды была подарена мне Терминатором. Уж если машина может понять ценность человеческой жизни, то, возможно, и мы сможем." (The luxury of hope was given to me by the Terminator. Because if a machine can learn the value of human life maybe we can, too.)

    (время СВ - 02:30:10, продолжительность - 97 секунд)

Отличия "театральной" версии 2017 года от "театральной" 1991 года

1. В сцене, когда байкер бьёт терминатора ножом, нож теперь не гнётся. (время ТВ - 00:09:08)

2. Убрали интимные части Роберта Патрика в сцене с появлением Т-1000. (время ТВ - 00:12:21)

3. Убрали крепление для камеры на грузовике. (время ТВ - 00:30:42)

4. В сцене, когда грузовик приземляется в акведуке, у него теперь не вылетают стёкла. (время ТВ - 00:31:34)

5. В сцене погони на мотоцикле можно было заметить, что за рулём сидит дублёр Шварценеггера. Это исправили. (время ТВ - 00:33:28)

6. Ещё раз чуть позже. (время ТВ - 00:33:47)

7. В кадре с грузовиком, врезавшимся в опору, убрали оператора, попавшего в кадр. (время ТВ - 00:34:07)

8. И ещё раз заменили лицо каскадёра. (время ТВ - 00:38:02)

9. Убрали лицо каскадёра в заднем окне полицейской машины, когда Терминатор, Сара и Джон выезжают задом с парковки, убегая от Т-1000. В этом же кадре убраны члены съёиочной группы со своим оборудованием у забора. (время ТВ - 01:00:17)

10. В сцене, когда Терминатор отрывает себе руку, застрявшую в шестернях, убрали спрятанную в чёрный чехол руку Арнольда. (время ТВ - 01:59:43)

11. Убрали трос присоединённый к оторванной руке Терминатора, когда он ползёт от Т-1000 по полу. (время ТВ - 02:02:56)

12. Когда Терминатор погружается в расплавленный металл, немного добавили больше огня по линиям его соприкосновения с металлом, стало более реалистично. (время ТВ - 02:12:09)

Недавно пересматривал своё коллекционное издание, и поддержу Джеймса Кэмерона - "театральная" версия мне понравилась больше остальных, она динамичнее и смотрится на одном дыхании, остальные всё-таки немного затянуты, хотя сами по себе добавленные сцены весьма интересны.

Рекомендации