Найти в Дзене

5 проблем игровой приставки Dendy

Оглавление

Игровая приставка Dendy, пожалуй, была у всех, чье детство пришлось на суровые 90-е. Компьютеры были очень дорогие, да и игр на них было не так много. Более продвинутые играли на ZX Spectrum, а точнее, на его клонах.

А Dendy дала тому поколению очень многое — посиделки с друзьями, обсуждение игр, обмен картриджами и многое-многое другое. В семьях, где детей было много, за место у телевизора устраивали буквально драки. Но не все было идеально — были различные проблемы с приставкой, о которых мы сейчас вспомним.

Джойстики

Самая главная проблема — джойстики! Все зависело исключительно от интенсивности использования. Если играли очень часто, то кнопки выходили из строя, и это было большой проблемой, особенно если провод контроллера не имел разъема. Джойстики ремонтировали сами как умели, некоторые надевали на них полиэтиленовый пакет, чтобы грязь с рук не попадала внутрь кнопок.

Как таковых сервисных центров не было, разве что при крупных магазинах, но многие именно в то время осваивали паяльник и припаивали контроллер к плате Dendy. Часто было, что на джойстик наступали и корпус трескался — на помощь приходила изолента и другие ухищрения. Больше везло тем, у кого джойстики отсоединялись — можно было просто купить новый, но в те годы и это было недешевым удовольствием.

Оригинальная японская Фамиком и Денди Джуниор 2. Обе приставки имеют не отключаемые джойстики
Оригинальная японская Фамиком и Денди Джуниор 2. Обе приставки имеют не отключаемые джойстики

Даже если джойстики были отключаемыми, не всегда они подходили друг к другу, ведь помимо «оригинальной» Dendy в страну ввозились различные китайские копии консолей, а также аксессуары к ним. Иной раз разъем попросту не подходил, и было невозможно подключить джойстик. Многие шли покупать джойстик, взяв с собой старый или даже приставку, чтобы проверить все на месте.

К слову, если джойстики имели разъем, то не всегда покупка нового контроллера была удачна — на рынке были откровенные подделки с хлипкими проводами, кнопками и разъемами, и зачастую покупали такой джойстик, чтобы не платить за «оригинальный». Ну и стоит понимать, что «оригинальный» джойстик на самом деле не оригинальный, т. к. Dendy была нелицензионным клоном приставки NES и собиралась на Тайване. Да, такие были времена — делай что хочешь.

Проблемы с картриджами

В 90-е картриджи можно было купить как в специализированных магазинах (там было дорого), так и в ларьках, барахолках, стихийных рынках. И не всегда была возможность проверить картридж — телевизоры с консолью были только в стационарных торговых точках.

Помню, как-то я пошел на стихийный рынок и соблазнился на картридж с Battletoads and Double Dragon. Копил деньги, откладывал со школьных обедов. Увы, картридж не работал, я побежал назад, а там мне сказали, что я сам его сломал. К слову, вывести картридж из строя было не сложно — были случаи, когда картридж «сгорал» при неправильной установке в слот, например, наперекос. Одни контакты «контачили», другие нет, что могло привести к выводу из строя микросхем картриджа.

Качество самих картриджей также оставляло желать лучшего — пластик был очень хлипким, и часто вместо картриджа у геймеров была просто плата с микросхемами, которую при неаккуратном обращении также можно было легко повредить. При частой смене картриджа наблюдался износ контактной группы как у приставки, так и на самом картридже. Часто вооружались ваткой и одеколоном и протирали контакты картриджа.

-2

Да и вообще стоимость картриджей «кусалась». У нас в переходе были пункты проката, и было 2 вида картриджей — самые недорогие, где были примитивные игры, стоили не таких больших денег, а вторые — где было 2-3 «хорошие» игры типа Contra, Tom & Jerry, Tiny Toon, уже стоили значительную сумму. Как наиграешься — можно было доплатить и поменять на новый. Был случай, когда прокатный картридж вышел из строя — было очень обидно, приходилось много времени довольствоваться примитивными играми, которые шли в комплекте с приставкой.

Редко встречались случаи, когда на одной приставке картридж работал, а на другой нет, но имели место. Особенно это касалось картриджей кустарного производства.

Еще одна интересность — были картриджи с названием «9999 в 1» или «999 в 1»: именно такая надпись была на наклейке. Но такое название было просто рекламной приманкой — дети наивно думали, что внутри действительно много игр, а на самом деле там были просто сотни вариаций одной или двух игр, которые начинались с разного уровня.

Будет интересно:

Не было возможности сохранить игровой процесс

Главная проблема консолей тех лет — невозможно было сохраниться. Можно было поставить игру только на паузу, но при этом приставку выключать нельзя — весь процесс будет сброшен. Как же мы мучились, проходя игру Prince of Persia, пожалуй, самую сложную игру на Dendy. Некоторые игры поддерживали ввод кода — можно было «открыть» тот или иной уровень, но не всегда игроки владели данной информацией. В вышеупомянутой игре с помощью ввода кода можно было «прыгнуть» на любой уровень, но в этом случае игра уже казалась совсем скучной.

-3

Существовали картриджи с батарейкой наподобие той, которая создана для BIOS/UEFI персонального компьютера для хранения настроек и даты. Таким образом можно было сохранить игровой процесс, но такие картриджи были очень редкими и дорогими — покупать ради 1-2 игр было просто нерентабельно. К слову, процесс сохранения часто «глючил» и попросту терялся, что вызывало гнев у игроков.

Некоторые геймеры оставляли включенной игровую приставку на паузе, чтобы поспать и доиграть процесс, что в итоге приводило к перегреву блока питания и самой консоли.

Несовместимость с телевизором и проблемы с приставкой

В 90-е у многих еще оставались советские телевизоры, и часто с ними возникали проблемы. Самая распространенная — не было декодера PAL/SECAM, и часто изображение было черно-белым. Сам декодер стоил очень дорого, да и не все решались его ставить. Ну а композитных A/V разъемов у таких телевизоров вовсе не было, что создавало проблемы при подключении.

Через антенный вход изображение могло «рябить», на передачу видеосигнала влияли помехи. Часто был «рассинхрон» между частотами, которые выдавала консоль, и приемным устройством телевизора, что вызывало дискомфорт у игроков.

-4

Некоторые игровые приставки имели даже беспроводное подключение — небольшой передатчик подключался к антенному выходу приставки и передавал изображения без подключения к телевизору. Например, такое было у «Сюбор».

Позже в стране хлынули японские телевизоры, и проблема была решена — подключение через «тюльпаны» давало высокое качество изображения и звука.

У многих игровых приставок блок питания часто перегревался и выходил из строя, а «оригинальный» именно под консоль стоил приличных денег, поэтому пользователи покупали универсальные блоки питания, где можно было менять напряжение. Приставка требовала 9 вольт, и когда случайно селектор переключали на 12, то она могла сгореть. К слову, грелась и сама приставка, но именно «оригинальные» Dendy и Dendy Junior отличались хорошей живучестью, а вот какой-нибудь «ноунейм» клон мог вовсе сгореть.

Отсутствие игр на русском языке

Подавляющее большинство игр для Dendy были на английском или даже японском языке. С переводами никто не заморачивался — просто закупали картриджи в Китае или на Тайване, что было большой проблемой: не все игроки знали другой язык, что затрудняло прохождение. Многие в буквальном смысле слова сидели за словарями и переводили элементы меню. А если происходил диалог между NPC ботом и игроком, то многие ставили на паузу и пытались перевести суть диалога, чтобы выбрать правильный ответ.

Позже начали появляться картриджи с переведенными играми, но это было редкостью, и такие игры были дорогими. Да и к тому времени геймеры уже нормально изучили английский язык, чтобы понимать процесс прохождения.

К слову, все игры в то время были пиратскими и активно рекламировались на телевидении и в журналах — никто с этим не заморачивался.

Какой вывод?

Dendy — несомненно является эпохой. Несмотря на все проблемы это был, пожалуй, единственный досуг школьника из 90-х в холодные зимние вечера. Игровая приставка сплотила многих — обмен картриджами, обсуждение игр, совместное прохождение приводило к появлению новых друзей и знакомых. Отдельным счастьем было, когда школьнику покупали не только приставку, но и телевизор под нее, ведь в то сложное время телевизор был только один.

Читайте далее:

А была ли у вас Dendy?