Найти в Дзене
Страшно Красиво!

Дикий Алтай: только мы и горы. Путь на Карагем

На Алтае есть три словосочетания, производных от названия реки Карагем (я знаю три, может их больше) – это Карагемский прорыв, Карагемский перевал и Карагемская поляна. Все эти точки относительно рядом, но если до перевала и поляны можно доехать одним путём, то, чтоб добраться до прорыва, надо сделать огромный крюк, если ты на автомобиле. Пешком – пожалуйста, напрямую там что-то около 40 км. Про Карагемский перевал узнала пару лет назад от одного блогера-путешественника, по совместительству – уазиста. Планировала “заскочить” еще в прошлом году, но, подробнее изучив путь, поняла, что просто заскочить не получится. Карты на фото дают ясную картину – 276 км. почти 8 часов, плюсуем остановки на фото-видео-поесть-осмотр красот – это весь световой день. НО! Плюс еще 40 км от Карагемской поляны, которые займут так-же примерно: часов 5-8 пути – то есть скорее всего где-то посередине мы будем ночевать, маршрут уже на два дня растягивается. А ведь такой путь не просто так проделать, чтоб посмотр
Оглавление

Что есть Карагем

На Алтае есть три словосочетания, производных от названия реки Карагем (я знаю три, может их больше) – это Карагемский прорыв, Карагемский перевал и Карагемская поляна. Все эти точки относительно рядом, но если до перевала и поляны можно доехать одним путём, то, чтоб добраться до прорыва, надо сделать огромный крюк, если ты на автомобиле. Пешком – пожалуйста, напрямую там что-то около 40 км.

Про Карагемский перевал узнала пару лет назад от одного блогера-путешественника, по совместительству – уазиста. Планировала “заскочить” еще в прошлом году, но, подробнее изучив путь, поняла, что просто заскочить не получится.

Карты на фото дают ясную картину – 276 км. почти 8 часов, плюсуем остановки на фото-видео-поесть-осмотр красот – это весь световой день. НО! Плюс еще 40 км от Карагемской поляны, которые займут так-же примерно: часов 5-8 пути – то есть скорее всего где-то посередине мы будем ночевать, маршрут уже на два дня растягивается. А ведь такой путь не просто так проделать, чтоб посмотреть, развернуться и назад - надо остановится на пару дней, отдохнуть, замедлиться. Итого в путешествие только на этот маршрут мне нужно было заложить ещё одну неделю. Ну хотя бы дней пять, как минимум. А их не было. 🤷‍♀️

Если учесть то, что рядом (относительно) находятся ледники (Талдуринский и Софийский), это плюс еще дней пять (зря, что ли, приехали, всё равно "по пути"). В общем, на Карагем нужна отдельная поездка. С минимальными "туда-сюда". Что мы и попытались сделать этим летом. Ну, обо всём по порядку.

Решение приехать сюда летом пришло зимой

Попав зимой случайным образом (поехали вообще Бельтир посмотреть) в долину реки Талдуры я влюбилась. А когда поняла, что через неё идет тот самый путь на Карагем – поклялась – летом вернёмся!

И вот мы тут.

-2

Как попасть на Карагем

С Чуйского тракта свернуть на село Ортолык (Кош-Агачский район) и двигаться до села Бельтир. Проезжаем сквозь всё село, перебираемся через реку Чаган по мостику и едем в гору с правой её стороны. Мы пользовались приложением maps.mi, так хоть что-то понятно. Gis и Яндекс туда пути не прокладывают. Вообще никак, даже пешком.

Дорога – всё, как мы любим: страшно, красиво, ехать можно

Сначала двигались по долине реки Талдуры, после ушли на какой-то перевал, потом болото, выехали уже к реке Джело (Яло на алтайском).

В лобовое нам весь путь светило солнце, поэтому я толком ни разглядеть, ни сфотографировать не могла. А вот на обратном пути ахала и охала всю дорогу.

Какие-то неизвестные мне доселе цветы.

Суровые, но, боже, какие красивые горы!

Каньон реки Джело – это ж какой шедевр природы.

Мы едем в красоту! Мы делаем это! Но внутри сидит червячок, видимо, который называют предчувствием, который свербит и советует наслаждаться каждой минутой и тем, что вижу.

Я понимала, что броды неминуемы, и вот мы стоим перед бурной рекой, которая не так давно снесла мост. Ходили мы вдоль и поперек этой речушки с час, но Андрей так и не решился проехать. Не зная броду, не лезь в воду.

Джело
Джело

Ночлег

В нескольких метрах от реки стоял чабаник, ныне не жилой. Мы решили расположиться рядом с ним на ночь. Как-то безопаснее себя чувствуешь в диких местах, когда рядом есть хоть что-то, похожее на дом.

Палатку раскидывать не стали, сумки сносили в строение, а ночлег устроили в машине, предварительно хорошо поужинав мясом и картошкой.

Наша кура, как-то свинина надоедает каждый день))
Наша кура, как-то свинина надоедает каждый день))

Второй день пути на Карагем

Утро выдалось далеко не бодрым и неуютным – моросил мелкий дождь. Быстро позавтракали, покидали вещи и отправились проверять реку – прибыло или убыло воды?

С утром!
С утром!

Андрей зашел в брод сразу, с ходу, и мы вообще благополучно его прошли. Чего боялись вчера? А вчера машина была горячая и воды было чуть больше.

А казалось бы - ручеёк!
А казалось бы - ручеёк!

По карте нас ждали еще два брода, но то было просто русло реки, которой на данный момент не было. Как Андрей видел тут дорогу, для меня до сих пор загадка. Нf его комментарии, что надо ехать, где “накатано”, я отвечала удивленным взглядом.

И вот начался подъём на Карагемский перевал. До поляны нам осталось 17 км, а до точки перевала 7 км. Поднимаемся медленно в гору, потому как становится немного непонятно, куда тут вообще ехать то? И встаём. УАЗ дальше ехать не хочет.

Поближе поворот. Это дорога!
Поближе поворот. Это дорога!
Зато красиво.
Зато красиво.
-22

Выходим. Дорога – одно название. Размыло тут капитально. Плюс еще, видимо, землетрясения внесли свою лепту. Андрей пошел в разведку, чуть выше. Говорит, наскоком можно пройти. А мне что-то вдруг как-то резко перехотелось сбывать мечту. Страшно стало. Червячок не даёт покоя. Дождь, зараза, усилился, скромно намекая, что заканчиваться сегодня не собирается.

Раздумываем над тем, чтобы пойти в перевал пешком. Пока ходили, думали, смотрели, дождь основательно расположился в долине и решительно отбил желание куда-то идти. К этому времени подъехали две местных машины – делика и буханка. Заброска, привезли туристов. Однако, туда еще и заброски есть!

И тут начинается самое интересное: сначала на подъем пошла буханка, но у неё, по словам Андрея (я то в этом ни бум-бум) вышибло раздатку.

Посовещавшись, водители выгружают туристов, надевают на колёса делики цепи и теперь она штурмует подъем. У делики это получается и мы еще долго слышим ее подвывания – карабкается.

Я в это время уже ничего не хочу, нашла место для ночлега – уютный пятачок в лесу, можно поставить машину горизонтально, разбить лагерь. Готовлюсь перекусить. А в это время Андрей пошел за деликой, посмотреть таки дорогу. Она же поднялась! А делика тем временем уже возвращалась.

Водитель остановился и передал Андрею примерно следующее (с переводом на культурный русский):

– Да имел я отношения с этой дорогой! Если кому-то надо, пусть берет свои чудесные рюкзаки и медленно идёт пешком прямо в гору! А я домой поехал. И вам советую того-же.

Так они и сделали – выгрузили туристов, те натянули свои тяжелые рюкзаки и пошли. Семнадцать километров! Пешком. В гору. Под дождём. Неее, моя мечта не до такой степени сильная. Я подожду.

Пока мы перекусывали, водители с местных машин тоже отдыхали. Это оказались отец с сыном – алтайские казахи. Сын подошел к нам и подробно, уже без эмоций рассказал, что нас ждет, если решим поехать.

Преодолев этот подъём мы попадем сразу на второй – более крутой. Потом будет дорога через красивую долину, на которой благополучно лежит болото. Кого они только из него не вытаскивали! В сухое лето проехать можно, но сейчас большой вопрос. Связи здесь никакой, до цивилизации далеко, туристов сюда почти не возят – с этими случайно получилось. Если встрянем, куковать придется долго.

В прошлом году мы решительно все дороги пробовали сами, некоторые нам не советовали соваться на Тёплый ключ, но этот перевал мы благополучно прошли. А тут, когда видишь, что заброска высаживает туристов, невольно задумываешься – а точно ли мне надо на Карагем вот прям этим летом? Не, наверно не точно.

Я спросила про дорогу на Софийский ледник. Парень ответил, что туда мы пройдем нормально, там красиво, лучше поехать туда, это будет правильным решением.

Раз так, ночевка у подножия перевала отменяется и мы едем на ледник!

Пока мы судили да рядили, проедем или нет на перевал, воды в реке прибыло. Даже ручеёк, весело бегущий с гор, журчал уже более грозно и всем видом обещал стать в ближайшем времени рекой. Оставаться здесь реально было опасно – разольётся река, сядем тут куковать надолго. А еще водители сказали, что МЧС предупредило о затяжных дождях.

Андрей аккуратно перевел меня через рухнувший мост, чтобы я смогла снять с другой стороны видео проезда брода.

Прошли благополучно. Но Андрей заметил по следам (каким, блин, в воде???), что наши новые знакомые брод прошли не здесь. А где тогда? Пока ходил, искал, а вот и они сами. И представляете, они спрашивали Андрея, как он прошел и мой муж показывал путь, как лучше проехать, местным водителям! А я сидела в машине, снимала и вся гордилась. Перешли на новый уровень!

После алтайцы рассказали, что проходили действительно в другом месте, но там “нахлебались” – шибко глубоко и течение сильнее, машину волна захлестывает.

Наш обратный путь сложился вполне благополучно, если бы не одно “но” – мы просто глупо и бездарно разбили машине задний бампер. Я захотела проехать чуть другим путем, но когда поняла, что началось болото, сказала, что лучше тогда ехать той-же дорогой, что сюда – её мы уже знаем. Андрей уверенно поехал вперед (на вид дорога не плохая) и нырнул в какую-то яму. Если бы вышел и глянул, взял бы на чуточку правее, удара избежали бы. Вот так, на почти ровной дороге “ранили” Патрика.

Это я радуюсь красоте, не смотря на всё происходящее. А фото бампера в первой публикации этой серии "Алтай 2025, отпуск и Дзен..."
Это я радуюсь красоте, не смотря на всё происходящее. А фото бампера в первой публикации этой серии "Алтай 2025, отпуск и Дзен..."

Постепенно мы стали выходить из зоны дождя, даже стало появляться солнце и жизнь снова заиграла красками. Горы, прогнав нас с Карагема, решили, что достаточно нас напугали и дали шанс увидеть красоту и величие вокруг стоящих ледников.

Мы спустились в Бельтир, плотно подкрепились в кафе пельменями и чебуреками.

Алтайские дети играют в кафе. Улыбнуло. Одна в телефоне, а другая ловит бабочку))
Алтайские дети играют в кафе. Улыбнуло. Одна в телефоне, а другая ловит бабочку))

И поехали уже в знакомом нам направлении, но по левую сторону горы – на пути к Софийскому леднику нас ждало местечко с названием “Песчаные Дюны”.

– Там и встанем – решили мы.

Но это уже совсем другая история.

И снова наверх, ближе к небу)))
И снова наверх, ближе к небу)))

Подпишитесь, если интересно, что будет дальше. Поставьте лайк, если вообще интересно. Если есть что сказать, пишите. А было полезно - благодарю за донат.

Видео

Предыдущие публикации: (про Шинокские водопады внутри статьи появилось видео, кто не видел, можно посмотреть)