Найти в Дзене

Возрождение Китайского театра в Царском селе

Оглавление

Увлечение Востоком в конце XVII века породило в Европе особый художественный стиль, получивший название шинуазри. Для него характерно использование традиционных восточных мотивов в декоре и подражание китайским изделиям.

С французского термин «шинуазри» переводится как «китайщина». В Великобритании этот стиль называют «чайна» от слова China — Китай.

Интерес к китайской культуре возник по многим причинам. В 1667 году немецкий изобретатель Афанасий Кирхер издал книгу «Китай разъясненный», в которой описал образ жизни людей, политику и культуру Поднебесной. Книга сопровождалась яркими иллюстрациями и вызвала большой интерес. Первый тираж был раскуплен всего за несколько месяцев, а вскоре её перевели и на другие языки.

Франсуа Буше. Туалет, 1742. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Франсуа Буше. Туалет, 1742. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

В это же время Голландская Ост-Индская торговая компания начала привозить из Китая и Восточной Азии фарфор, серебряные и золотые изделия, шелковые и хлопковые ткани. Эти вещи стоили дорого и становились символом богатства, поэтому знать стремилась обладать ими и соревновалась в том, у кого окажется больше восточных редкостей.

Самое главное - шинуазри стало логичным продолжением стилей, уже господствовавших в Европе, таких как барокко и рококо. Уже в XVIII веке стиль шинуазри вышел за пределы отдельных предметов и стал использоваться в архитектуре и оформлении интерьеров.

Шинуазри в России

В России стиль впервые появился при Петре I. Император не был так увлечен китайской модой, как европейская знать, но стремился следовать современным трендам. По его указанию в Петергофе, во дворце Монплезир, был создан Китайский кабинет. В восточном стиле была оформлена и одна из комнат дворца Меншикова, где Петр, пусть и неофициально, но принимал участие в строительстве.

Настоящий расцвет шинуазри пришелся на эпоху Екатерины II. Китайский стиль стал проникать не только в оформление отдельных залов, но и в строительство целых дворцов и даже деревень, как это произошло в Царском Селе.

Китайский театр

Китайский театр. Фотография, альбуминовый отпечаток. 1880-1910-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#
Китайский театр. Фотография, альбуминовый отпечаток. 1880-1910-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#

В Царском Селе был построен Китайский театр, который в то время называли Каменной оперой. Проект Китайского театра был разработан итальянским архитектором Антонио Ринальди. Его имя хорошо известно благодаря многочисленным постройкам в Петербурге и пригородах, среди которых Мраморный дворец, Гатчинский парк, Екатерининский собор и многие другие. Однако строительство театра в 1778–1779 годах проходило уже под руководством Ильи Васильевича Неелова, который внёс заметные изменения в первоначальный проект.

Китайский театр. Фотография, альбуминовый отпечаток. 1880-1910-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#
Китайский театр. Фотография, альбуминовый отпечаток. 1880-1910-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#

Театр сочетал европейские формы с элементами восточной архитектуры. Белые стены, пилястры и узкие наличники дверей и окон соседствовали с высокой крышей загнутой формы и стрельчатыми проемами.

Китайский театр. Зрительный зал. 1930-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#
Китайский театр. Зрительный зал. 1930-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#

Внутреннее убранство театра поражало же своей роскошью. Центральная ложа, сцена и плафон были украшены фигурами китайцев, изображениями драконов, символами зодиака, колокольчиками, бусами и подвесками. Ложи декорировались раскрашенным картоном с подложкой из блестящей фольги, а в императорских и великокняжеских помещениях находились подлинные произведения китайского искусства: лаковые панно, фарфор и мебель. В 1779 году художник-декоратор И. Крист расписал занавес из оранжевого шелка сценами и пейзажами в «китайском вкусе».

Китайский театр. Жёлтый зал. 1930-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#
Китайский театр. Жёлтый зал. 1930-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#

Первый спектакль состоялся 13 июня 1779 года — это была опера Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс». Через два месяца поставили его же «Идола китайского». Летние сезоны при Екатерине II отличались насыщенностью, но после её смерти жизнь театра угасла. Лишь изредка здесь проходили спектакли при Николае I.

К концу XIX века театр ожил. В 1892 году здесь впервые поставили пьесу Льва Толстого «Плоды просвещения», а в 1893 году гимназисты исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип».

Китайский театр. Интерьер фойе. 1910-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#
Китайский театр. Интерьер фойе. 1910-е. Источник: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/teatr#

В 1908–1909 годах архитектор Сильвио Данини провел капитальный ремонт и оснастил сцену по последнему слову техники. Благодаря отоплению театр можно было использовать круглый год.

Однако с началом Первой мировой войны в Китайском театре перестали ставить спектакли, и лишь в 1930 году, после всех тяжёлых событий начала XX века, постановки были возобновлены.

Китайский театр сегодня. Фото из открытых источников.
Китайский театр сегодня. Фото из открытых источников.

15 сентября 1941 года, во время обстрела Пушкина, Китайский театр загорелся, полностью выгорел изнутри и лишился крыши. Так он простоял в руинах многие десятилетия, оставаясь лишь напоминанием о своей былой красоте. И только сегодня у него появился шанс на новую жизнь.

Что ждет Китайский театр в будущем

13 сентября в рамках XI Санкт-Петербургского международного форума объединённых культур музей-заповедник «Царское Село» и «Фонд поддержки культурных инициатив Газпрома» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках которого планируется полное восстановление исторического "Китайского театра" в Александровском парке. Соглашение подписали директор музея-заповедника Ольга Таратынова и генеральный директор фонда Елена Давыдова при участии министра культуры РФ Ольги Любимовой.

Подписание соглашения. Источник: https://m.sobaka.ru/city/restorations/204711
Подписание соглашения. Источник: https://m.sobaka.ru/city/restorations/204711

В обновленном здании создадут музейную экспозицию, которая представит публике ранее не выставлявшиеся предметы из фондов «Царского Села».

Подробностей о сроках и ходе восстановления пока нет. Остаётся надеяться, что проект будет реализован в ближайшие годы, ведь восстановленный Китайский театр вновь станет жемчужиной Царского Села и важной частью культурного наследия России.