Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Служебный роман» - фильм об атомизации общества

Сейчас много пишут об атомизации общества – дескать все уткнулись в свои телефоны и реже общаются. Однако же атомизация общества началась очень давно – примерно с 1970-х годов, когда большинство людей получили отдельные квартиры, да ещё и в огромных домах спальных районов. Впрочем, и тот, кто остался в центре, стал более закрытым – жизнь изменилась. Атомизация – это не хорошо и не плохо, просто урбанизация.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977). Кинопоиск.ру.

Кинокомедия «Служебный роман» (1977) – это не только о скороспелой любви начальницы и подчинённого. Это – фильм о той самой атомизации. «По Садовым, Лебяжьим и Трубным, / Каждый вроде отдельным путем, / Мы, не узнанные друг другом, / Задевая друг друга, идём», - поётся в одной из песен. В другой – примерно о том же: «Чтобы найти кого-то». Здесь не только об обретении семьи. Тут – неприкрытая тоска о человеке, как таковом.

Если посмотреть фильм внимательно – люди в кадре, по сути, одиноки, даже, если живут в браке и есть дети. Одна только Шурочка из бухгалтерии вечно пытается сплотить коллектив, и выглядит это не всегда приятно – авторы смеются над этим рвением. Да, ещё вездесуще-наглая секретарша Верочка обо всех всё знает и везде лезет. Но и она, скорее, отрицательный персонаж, точнее трикстер, чёртик.

Кое-что знает Рыжова – она говорит Самохвалову, что Боровских – отличный мужик, а Бубликов – карьерист. А коллектив статистического учреждения - разрознен и все – сами по себе. Вы заметили, что работники, годами сидящие рядом, не знают друг друга? Помните, как в диалоге Верочки с подругой Алёной возникает тема Рыжовой? Ну, вон блондинка в жутких розочках, вечно с авоськами бегает. Приходится показывать. При том, что Алёна – буквально в двух шагах от Ольги.

И они друг друга вообще не замечают. Давно и надолго. Рыжову стали «узнавать», когда распространился слух о её письмах Самохвалову. Все будто бы сплотились в этом осуждении и насмешке. До этого «блондинка в розочках», а иногда и без розочек была просто фоновой фигурой, как в компьютерной игре. Та же Калугина вообще не в курсе, кем она руководит. Не знает людей, а ей и не надо – важен процесс, отчёты, поездки к министру. «Я для неё пустое место», - говорит Новосельцев. Другие тоже – статисты мира статистики.

Женщина-босс начинает интересоваться своим работником, когда он устроил хулиганскую выходку в гостях у Самохвалова. Изучает дело. Оказывается, перед ней человек, а не шахматная фигурка. Это уже что-то. И вот, когда Калугина вдруг начала общаться с Новосельцевым, она его …полюбила. Внезапно нашёлся кто-то. Рядом. Вдруг выяснилось, что он, хотя и скромный, но интересный персонаж. Не принц из сказки, но и не серая мышь.

Что делает Калугина первым делом, когда является в свой офис преображённая? Она становится открытой, а Ольге и вовсе предлагает «поболтать» и даже посплетничать. Всех удивляет не столько наряд, сколько это желание контактировать. Однако атомизация – необратимый процесс. Сравните с фильмами 1930-1960-х, где коллектив выступал, как единое целое, да и весь народ – тоже. В 1970-х всё иначе, и это закономерность.

Zina KorZina (c)