Найти в Дзене

Генерал Дохтуров. Часть 3. Аустерлиц

Разве можно забыть «Войну и мир»? Конкретно вот это: «Die erste Kolonne marschiert… die zweite Kolonne marschiert… die dritte Kolonne marschiert… и т. д., – читал Вейротер». «Первая колонная марширует…» Первой колонной при Аустерлице командовал Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Располагалась она на левом фланге русской армии. Общий замысел Вейротера: главными силами, собранными в четыре колонны, обойти Наполеона с его правого фланга и отбросить к северу, к горам, где ему кирдык. Всё это было здорово, но Наполеон отнюдь не собирался стоять на месте и ждать доведения до конца сложно задуманного замысла противника. Подробности сражения при Аустерлице 2 декабря 1805 года известны хорошо. В этом очерке я сосредоточу внимание на действиях 1-й колонны Дохтурова, коль скоро очерк о Дохтурове. 1-я колонная состояла из 21 батальона пехоты и 2,5 казачьих сотен – всего 14 тысяч человек при 64 орудиях. К слову сказать, это была самая сильная по численности из четырех атакующих колонн. Атакующее крыло выс
Оглавление
«Die erste Kolonne marschiert…». Кадр из фильма "Война и мир" (1967).
«Die erste Kolonne marschiert…». Кадр из фильма "Война и мир" (1967).

«Die erste Kolonne marschiert…»

Разве можно забыть «Войну и мир»? Конкретно вот это:

«Die erste Kolonne marschiert… die zweite Kolonne marschiert… die dritte Kolonne marschiert… и т. д., – читал Вейротер».

«Первая колонная марширует…» Первой колонной при Аустерлице командовал Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Располагалась она на левом фланге русской армии.

Общий замысел Вейротера: главными силами, собранными в четыре колонны, обойти Наполеона с его правого фланга и отбросить к северу, к горам, где ему кирдык. Всё это было здорово, но Наполеон отнюдь не собирался стоять на месте и ждать доведения до конца сложно задуманного замысла противника.

Подробности сражения при Аустерлице 2 декабря 1805 года известны хорошо. В этом очерке я сосредоточу внимание на действиях 1-й колонны Дохтурова, коль скоро очерк о Дохтурове.

1-я колонная состояла из 21 батальона пехоты и 2,5 казачьих сотен – всего 14 тысяч человек при 64 орудиях. К слову сказать, это была самая сильная по численности из четырех атакующих колонн.

Атакующее крыло выступило около 7 часов утра. Колонны спускались с Праценского плато на окутанную туманом равнину. И без того генералы плохо представляли себе диспозицию, выданную им буквально за несколько часов до атаки. А тут еще туман, не позволяющий ориентироваться на незнакомой местности.

Левее колонны Дохтурова двигался небольшой отряд фельдмаршал-лейтенанта австрийской армии Кинмайера. Около 7:30 Кинмайер приблизился к деревне Тельниц. Здесь стояли три батальона французов. Они открыли огонь по наступающему противнику.

Австрийцы завязали бой за Тельниц, рассчитывая на скорое прибытие 1-й колонны русских. Но Дохтуров долго блуждал в тумане. Разумеется, до него донеслись звуки боя за Тельниц. Тогда он отделил от своей колонны несколько батальонов и бросил их в направлении звуков стрельбы.

Около 8:30-9:00 русские и австрийцы окончательно опрокинули французов и ворвались в Тельниц. Войска Дохтурова здесь (да, с опозданием, но всё-таки) заняли переправу через ручей Гольдбах. Правее у деревни Сокольниц переправой овладели 2-я колонна Ланжерона и 3-я колонна Пржибышевского.

Схема Аустерлицкого сражения.
Схема Аустерлицкого сражения.

Остановка на Гольдбахе

Тут, согласно диспозиции Вейротера, колоннам следовало продолжить движение с захождением на север. Наступление на север должны были вести 2-я, 3-я и 4-я колонны, а Дохтуров прикрывал бы их движение с фланга и тыла.

Правда, диспозиция не предусматривала ответных действий противника. А они незамедлительно последовали. Из тумана на русских вышли пехотная дивизия генерала Фриана и драгунская дивизия генерала Бурсье. Это к правому флангу Наполеона выходил корпус маршала Даву.

Даву должен был двигаться севернее, но поняв, что под Тельницем и Сокольницем дело плохо, он повернул корпус на звуки боя. Одна бригада дивизии Фриана пошла на Тельниц, две другие бригады на Сокольниц.

Стремительной атакой французы выбили русских и австрийцев из Тельница. По идее, французов было совсем немного – остатки изначально оборонявшегося полка плюс подошедшая бригада. 1-я колонна Дохтурова могла их выбить без затруднений. Однако находившийся при колонне командующий левым крылом генерал Буксгевден проявил осторожность – мало ли, кто еще мог выйти из тумана.

Колонна начала разворачивать батальоны для новой атаки. Ее артиллерия снялась с передков и принялась засыпать Тельниц чугунным градом. Ориентировочно через час русские, имея перевес в несколько раз, вновь выбили французов из Тельница. Но, пройдя пылающую деревню, остановились за ней.

У деревни Сокольниц происходило примерно то же самое. Таким образом, маршал Даву смог сковать своими действиями более трети сил русско-австрийской армии.

Наполеон при Аустерлице.
Наполеон при Аустерлице.

Прорыв в центре и разгром левого фланга

Всё это время 4-я колонна русских, при которой находился Кутузов не покидала Праценского плато. В десятом часу Кутузов, повинуясь указанию царя, двинул вниз и 4-ю колонну. Позволив ей отойти подальше, прямо в центр русской позиции, то есть по плато, ударили две дивизии корпуса Сульта.

4-я колонна повернула назад, пытаясь сбросить французов, но к 11:30 те отразили контратаки и закрепились на высотах. После полудня дивизии Сульта начали захождение в тыл русским 2-й и 3-й колоннам.

В этот критический момент сражения левое крыло русской армии, по сути, оставалось в бездействии. Оно не шло вперед, но и не подавалось назад. Хотя Кутузов и отдал приказ об отступлении. Ехидный генерал Ланжерон (командовал 2-й колонной) в записках намекает на нетрезвое состояние Буксгевдена.

Совместным ударом Даву с фронта и Сульта с тыла 2-я и 3-я колонны к двум часам дня были разбиты и отброшены к югу. Находившаяся дальше 1-я колонна Дохтурова еще не подверглась удару, но оказалась окружённой. Понимая, что сражение проиграно, генерал отдал приказ об отступлении. Прорываться пришлось с боем.

В арьергарде колонны отходил Московский полк, чьим шефом был Дохтуров. Прикрывая отход своих через плотины между прудами, полк понес большие потери, включая командира полка, 12 офицеров и около 600 нижних чинов. Однако дело он сделал, позволив товарищам отступить.

Дохтуровская колонна потеряла свыше 6 тысяч человек, но смогла выйти из-под угрозы полного окружения и уничтожения. Находившийся в тот день при Наполеоне дивизионный генерал Матье Дюма записал:

«Невозможно в конце проигранной битвы и в положении столь отчаянном держаться столь хорошо, как генерал Дохтуров. Это позволило ему спасти последний путь к отступлению».

После 16:30 сражение начало затихать. Союзная армия понесла большие потери и откатывалась, сопровождаемая слабым преследованием.

Русские потеряли около 21 тысячи человек. Еще несколько тысяч приходится на долю австрийцев. Потеряно около 200 орудий. Французам победа стоила около 10 тысяч человек.

Действия генерала Дохтурова в этом проигранном сражении были отмечены орденом Святого Владимира 2-го класса.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Русские полководцы":

dzen.ru