Найти в Дзене
Техно Колибри

Закат КБ МиГ: кто и как загубил последний истребитель МиГ-35

Оглавление

Боевые самолеты – это не просто техника. Это зеркало политики, экономики и амбиций страны. Это государственный заказ для государственных целей. Но у нас это отдали в частные руки. На этом фоне история МиГ-35 выглядит особенно драматично. Кто же виноват в том, что легендарное конструкторское бюро МиГ потерпело неудачу? Давайте разбираться вместе.

От славы к упадку

В советские годы у КБ МиГ (конструкторское бюро Микояна и Гуревича) всё складывалось удачно. Это российское аэрокосмическое конструкторское бюро было основано 8 декабря 1939 года и с тех пор являлось крупнейшим в стране производителем самолетов «МиГ», включая первый в Советском Союзе реактивный истребитель МиГ-9 (первоначальное наименование И-300), который взлетел в 1946 году.

Потом было много Мигов. А в начале 1980-х появился МиГ-29 – фронтовой истребитель-бомбардировщик и его улучшенная версия МиГ-29М. Там учли недостатки базовой модели: увеличили дальность, расширили набор оружия, оснастили современным оборудованием. Казалось, будущее у самолета отличное.

Но распад СССР всё перечеркнул. Финансирования не хватало, проекты замораживались, а международные заказы уходили конкурентам.

В 1990-х в КБ МиГ сделали ставку на корабельный МиГ-29К и перспективный МиГ-1.44 пятого поколения. Однако и здесь успеха не вышло: за право строить новые истребители Россия выбрала «Сухой».

На фотографии: МиГ-35 – российский многоцелевой истребитель. Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2019-02/1550433189_nastol_com_ua-45276.jpg
На фотографии: МиГ-35 – российский многоцелевой истребитель. Источник фото: https://topwar.ru/uploads/posts/2019-02/1550433189_nastol_com_ua-45276.jpg

Последняя надежда – МиГ-35

В итоге КБ решило поставить на новый МиГ-35 – многоцелевой истребитель, который эффективно бы уничтожал наземные, воздушные и надводные цели при любых погодных условиях и при активном противодействии РЭБ противника.

Внешне он похож на МиГ-29, но фактически это почти новый самолет:

  • новый фюзеляж из композитов;
  • модернизированные двигатели РД-33МК;
  • современный радар «Жук-А» с АФАР;
  • электронная система управления «открытой архитектуры»;
  • увеличенная дальность (с 800 до 2000 км без дополнительных баков).

По характеристикам МиГ-35 смотрелся внушительно:

  • максимальная скорость: на высоте – 2500 км/ч (2,35 Маха), у земли – 1450 км/ч (1,15 Маха);
  • крейсерская скорость: дозвуковая – 805 км/ч, сверхзвуковая – 2410 км/ч (2,25 Маха);
  • практический потолок: 17 500 м.
  • вооружения до 7 тонн;
  • радиус боевых действий до 1400 км;
  • обнаружение целей на 400 км.

По сути, это истребитель поколения «4++» – выжали максимум из советской школы.

На фотографии: многоцелевой истребитель МиГ-35, способный поражать цели на земле, в воздухе и на море в любую погоду. Источник фото: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/11/01/2123106/mig-35.jpg
На фотографии: многоцелевой истребитель МиГ-35, способный поражать цели на земле, в воздухе и на море в любую погоду. Источник фото: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/11/01/2123106/mig-35.jpg

Конец эпохи КБ МиГ

Первый болезненный удар пришёл из Индии. В 2020-х там объявили тендер на 15 миллиардов долларов: нужны были лёгкие истребители четвёртого поколения. Конкуренция была серьёзная: Rafale, Typhoon, F-16, F/A-18, Gripen и МиГ-35.

На бумаге российский самолёт выглядел отлично. Но индийцы «вспомнили» (или их заставили вспомнить) о проблемах с МиГ-29К и отказались от предложения. В итоге победил Rafale, а мы лишились выгодной многомиллиардной сделки.

А российские ВКС не стали массово закупать МиГ-35 из-за его высокой цены. Лёгкий истребитель должен быть заметно дешевле тяжёлого. Но у МиГ-35 стоимость оказалась сравнимой с Су-35. Военные резонно решили: зачем платить одинаково, если Су-35 мощнее?

В итоге, все ниши заняли «Сухие», а обслуживание оставшихся МиГов передали частным компаниям.

На фотографии: российский истребитель MiG-35 в небе Индии. Источник фото: https://en.topwar.ru/169373-mig-35-protiv-f-21-i-rafale-indija-v-processe-vybora-samoleta-dlja-vvs
На фотографии: российский истребитель MiG-35 в небе Индии. Источник фото: https://en.topwar.ru/169373-mig-35-protiv-f-21-i-rafale-indija-v-processe-vybora-samoleta-dlja-vvs

Почему МиГ стал зеркалом системных проблем?

Частный бизнес в России и военная техника – вещи плохо совместимые. Почему? Да потому что:

  1. Частнику нужны быстрые деньги. Он не готов инвестировать в долгую разработку, сложное производство и подготовку кадров. Для него главное – прибыль «здесь и сейчас».
  2. Инновации требуют вложений. А вкладываться в фундаментальную науку, новые материалы и технологии – слишком «долгоиграюще». Частнику это попросту неинтересно.
  3. Качество повышает цену. Но именно высокое качество – основа боеспособности армии. Для бизнеса же это дополнительная статья расходов, которая «режет» прибыль.

Всё это в концентрированном виде проявилось в судьбе МиГа.

Есть распространённое мнение, что «качество можно подтянуть за счёт увеличения серийного выпуска». На самом деле это миф.

В реальном производстве всё происходит наоборот: чем больше серия, тем выше соблазн «ускориться» и сэкономить на контроле. А значит, растёт риск брака.

Сохранить качество в массовом выпуске можно только при идеально выстроенной системе управления, чёткой технологической дисциплине и жёстком контроле на каждом этапе.

СССР умел строить такие системы, а главное, тогда не было «частников», за всё отвечало государство. Именно поэтому советская авиация десятилетиями считалась одной из лучших в мире. Но в современной России этот баланс нарушился.

Иллюстрация к статье "Закат КБ МиГ: кто и как загубил последний истребитель МиГ-35", канал "Техно Колибри", Дзен. Источник фото: https://ic.pics.livejournal.com/irotet/44535665/903/903_original.jpg
Иллюстрация к статье "Закат КБ МиГ: кто и как загубил последний истребитель МиГ-35", канал "Техно Колибри", Дзен. Источник фото: https://ic.pics.livejournal.com/irotet/44535665/903/903_original.jpg

Таким образом, МиГ-35 стал последним проектом некогда легендарного КБ.

Это не столько провал инженеров, сколько провал управленческих решений и самой модели организации производства. Без системной государственной поддержки, долгих денег и жёсткого контроля за качеством со стороны государства такие проекты обречены.

По состоянию на 2025 год, в режиме тестов находятся четыре МиГ-35С и два МиГ-35УБ. О серийном выпуске речи не идет.

Заключение

История МиГ-35 – это пример того, как даже хорошая на первый взгляд техника может оказаться «лишней» в меняющемся мире. Самолет стал символом заката целого КБ, которое ещё недавно конкурировало с лучшими в мире.

Вот ещё интересные статьи про самолёты КБ МиГ:

А как вы думаете: могло ли КБ МиГ выжить в наших условиях?

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!