Большой старый город еще не остыл от жара недавних боев. Еще дымятся десятки зданий, зажженных при отступлении; еще свежи изломы кирпича в пробоинах, сделанных снарядами; еще не выветрился из переулков горьковатый воздух пожарища. Но ростки новой жизни, нового порядка уже пробиваются всюду. С вокзала доносится молодой задорный гудок советского паровоза. На главной магистрали города группы красноармейцев скалывают пласты слежавшегося снега, и кое-где уже показались трамвайные рельсы. На перекрестке двух улиц с длинными и непонятными названиями стоит регулировщик. Он пропускает вереницы «эмок» и «зисов», точно указывая направления: «в порт», «в замок», на станцию железной дороги.
Обхватив железными когтями телеграфный столб, связист натягивает новую линию. По цехам электростанции ходит специалист-инженер, только что прибывший из Ленинграда... Новые хозяева Выборга приступают к будничной созидательной работе. У небольшого домика, выходящего фасадом на набережную, под открытым небом работает походная парикмахерская. Командир орудия тов. Чернов старательно намыливает щеки наводчику тов. Лущику.
Мыльная пена сверкает на солнце, как взбитый снег. Лущик щурится от солнца и от удовольствия. Работа кипит. Еще один-два человека, и весь взвод младшего лейтенанта Ткачева будет подстрижен и выбрит.
Несколько дней назад эти же улицы и домишки Выборга были для Ткачева рубежами атаки, огневыми позициями, пунктами ожесточенных схваток. Взвод Ткачева поддерживал наступление второго батальона части, получившей приказ захватить Выборг.
Это была темная вьюжная ночь. Бойцы шли по колено в снегу. Противник открыл ураганный огонь с левого фланга. И в этот момент пушки Ткачева оказались на открытых позициях рядом с залегшими пулеметчиками. Артиллеристы тащили пушки на руках, метр за метром прокладывая дорогу по целине. Мерзли руки. Рыхлый снег набивался в валенки. Ветер хлестал в глаза. Но расчеты орудий не отставали от пехоты ни на шаг. Несколько точных выстрелов навсегда заглушили пулеметы противника. Пехота продвинулась вперед. Вслед за ней безостановочно двигался взвод Ткачева.
Старший политрук тов. Шкуратовский во главе группы бойцов первым взбежал на высоту, прикрывавшую доступ к центру города. Противник попытался перейти в контратаку. Ткачев открыл стрельбу прямой наводкой. Десятки осколочных снарядов остановили врага. Стремительный напор пехотинцев обратил его в бегство. Высота была занята. Не останавливаясь на ней, бойцы третьего и второго батальонов ринулись в узкие улицы Выборга.
Со всех сторон одновременно началась стрельба из пулеметов и автоматов. Из подвалов и с чердаков стреляли снайперы. Пулеметчики Ноничев, Княжев, Карелин в темных улицах, среди обугленных обломков сгоревших домов находили позиции, с которых можно было обстреливать огневые точки. Пулеметчики обезвреживали один дом за другим. Они очищали дорогу пехоте. Куда не доставал пулемет, били пушки младшего лейтенанта Ткачева. Несмотря на минометный и ружейный огонь, артиллеристы и в пределах города сопровождали передовые подразделения пехоты.
Через два часа после начала наступления часть достигла пункта, намеченного в боевом приказе. Командир части доложил в штаб дивизии о том, что решающие участки Выборга захвачены. Наступление продолжается.
Бой шел всю ночь. Утро осветило пустынные улицы со свисающими обрывками трамвайных проводов, голые деревья, на ветвях которых повисли какие-то тряпки - остатки домашней рухляди, выброшенной через окна поспешно удиравшими шюцкоровцами, пылающие дома на дальних, еще не занятых улицах.
Когда пришел приказ прекратить стрельбу, в пулемете Ноничева еще оставалась неизрасходованной половина ленты. Орудийный расчет Ткачева готовился к очередному залпу. Пехота занимала последние рубежи города.
... Это было несколько дней назад. Сейчас штаб части, героическим штурмом захватившей Выборг, впервые за долгое время разместился в просторной квартире, где можно ходить, не сгибаясь, и работать за настоящим письменным столом. Старший политрук Шкуратовский уже провел в подразделениях первые беседы о значении мирного договора с Финляндией.
Младший лейтенант Ткачев организовал бритье личного состава. Тут же около парикмахера стоят приготовленные для чистки славно поработавшие пушки. Заместитель политрука дает бойцам свежие газеты... Замечательные герои, показавшие примеры сказочной отваги и самоотверженности, перешли к очередным будничным делам.
Пройдет немного времени - старый город залечит свои раны. На его улицах вырастут новые дома. Задымят трубы Забрик. Его сады и парки заполнят ребятишки. И на грани двух миров, как новый форпост страны социализма, будет полнокровно жить наш, навсегда советский город Выборг.
С. Бойцов, М. Ланской
Ежедневная красноармейская газета 7-й Армии «БОЕВАЯ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» №79 (153), 19 марта 1940 г.
Подпишитесь👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!
© РУДН ПОИСК
При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"
Партнер проекта: Российский Государственный Военный Архив(РГВА)