Найти в Дзене
Строки фронтовые

«Дневник комбата: Как заставить врага нервничать и победить малой кровью. Тактические хитрости с Зимней войны»

Из опыта боев на Карельском перешейке. Командир батальона Василий Антонович Ивахненко ведет дневник. В нем он записывает свои мысли и наблюдения по тактике наступательного боя. В прошлом преподаватель одного из военных учебных заведений, он относится к записям с большой серьезностью, предполагая использовать их в своей дальнейшей педагогической работе. - Военные действия на финляндском плацдарме значительно обогатили боевой опыт Красной Армии, - говорит Василий Антонович. - Необходимо, чтобы каждый командир Красной Армии тщательно собирал и берег этот опыт, обобщал свои наблюдения, записывал свои мысли. Опыт боевых действий должен стать достоянием всей армии. С разрешения тов. Ивахненко мы публикуем отдельные записи и заметки из его дневника. I. Сегодня я видел, как переползал один из молодых бойцов. Он, продвинувшись на 20 метров вперед, зарылся в снег, спрятал в него голову. Когда же командир отделения подал команду идти вперед, боец встал на ноги и пошел вперед во весь рост, свернув
Строки фронтовые. Советско-финская зимняя война 1939-1940 гг. "РУДН ПОИСК"
Строки фронтовые. Советско-финская зимняя война 1939-1940 гг. "РУДН ПОИСК"

Из опыта боев на Карельском перешейке.

Командир батальона Василий Антонович Ивахненко ведет дневник. В нем он записывает свои мысли и наблюдения по тактике наступательного боя. В прошлом преподаватель одного из военных учебных заведений, он относится к записям с большой серьезностью, предполагая использовать их в своей дальнейшей педагогической работе.

- Военные действия на финляндском плацдарме значительно обогатили боевой опыт Красной Армии, - говорит Василий Антонович. - Необходимо, чтобы каждый командир Красной Армии тщательно собирал и берег этот опыт, обобщал свои наблюдения, записывал свои мысли. Опыт боевых действий должен стать достоянием всей армии.

С разрешения тов. Ивахненко мы публикуем отдельные записи и заметки из его дневника.

I.

Сегодня я видел, как переползал один из молодых бойцов. Он, продвинувшись на 20 метров вперед, зарылся в снег, спрятал в него голову. Когда же командир отделения подал команду идти вперед, боец встал на ноги и пошел вперед во весь рост, свернув при этом с целины на проложенную тропинку.

Молодой боец сделал три ошибки. Во-первых, он должен был ползти, ни на секунду не прекращая наблюдения за противником. К примеру, он видит впереди себя куст, подстриженный пулями. Значит, нельзя ползти туда, куст пристрелян белофинским автоматчиком. Впереди сухое дерево со следами пуль. Нельзя ползти туда, сухое дерево - отметка вражеского снайпера. Наблюдая непрерывно за противником, боец сумеет увидеть, откуда тот ведет огонь. Вот пуля, выпущенная врагом, не взвизгнула в воздухе, а зарылась в снег. Значит, осмотри верхушки деревьев, снайпер бьет оттуда.

Во-вторых, боец сделал ошибку, когда он поднялся во весь рост. Боец стал мишенью для врага, тем более что продвижение в глубоком снегу очень затруднено. Надо наступать ползком, ползти все время, останавливаясь только за тем, чтобы поражать пулей обнаруженного врага. Энергичное переползание даст бойцу остыть в снегу.

Лежа, он дает возможность врагу пристреляться и поразить его.

В-третьих, боец поступил неправильно, свернув с целины на тропинку. Она, несомненно, пристреляна врагом.

(На эту тему провел сегодня беседу со всем составом батальона).

II.

Недавно я был свидетелем интересного разговора между опытным бойцом и новичком. Речь шла о том, как можно избегнуть поражения осколками рвущихся мин.

- Вот ты, Колесников, сегодня поступил неправильно. Противник начал обстреливать наше отделение из миномета. Впереди разорвалась мина. Испугался ты и бросился в сторону. Поэтому тебя и накрыло второй миной. Счастье, что только землей засыпало... Запомни, что если разорвался впереди тебя снаряд или мина - беги не в стороны, а вперед...

Я вмешался в беседу и сказал, что совет дан правильный. Противник обычно бросает сразу в одно место две-три мины, а затем переносит огонь вправо или влево. Бежать в сторону - значит бежать к смерти.

III.

Противник обстрелял наш станковый пулемет. Виноват в этом пулеметный расчет. Три дня подряд стрелял он из одного и того же пункта. Понятно, противник установил местоположение нашей огневой точки и обстрелял ее из миномета.

Вывод: огневая позиция станкового пулемета должна меняться на запасную после трех-четырех очередей.

۱۷.

На днях у нас был такой случай. Батальон наступал на Д30Т противника, соединенный одной траншеей с его тылом и опоясанный спереди и с боков другой траншеей. Наступать на огневую точку врага, в которой сидели автоматчики, было трудно. Противник нанес бы нам большие потери.

Я принял иное решение: одновременно выслал против врага четыре группы, в каждую из которых вошли 3-4 человека. Группы пошли одновременно с разных сторон, заняв фронт примерно в 500 метров. Со своего наблюдательного пункта я отлично видел, как враги, чувствуя, что их окружают, стали нервничать. Они забегали в траншее, бросаясь то к одной амбразуре, то к другой.

Мы брали их на мушку и расстреливали. Наши бойцы двигались идеально. Они продвигались вперед ползком, причем, когда один боец полз, другой его прикрывал огнем своей винтовки. Д30Т и траншеи были взяты.

Ежедневная красноармейская газета 7-й Армии «БОЕВАЯ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» №79 (153), 19 марта 1940 г.

Подпишитесь👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"

Партнер проекта: Российский Государственный Военный Архив(РГВА)