Последние месяцы 1939 года были отмечены рядом замечательных побед Советского Союза в его борьбе за мир. Договор СССР с Германией нанес сокрушительный удар проискам англо-французского империализма, стремящегося перекинуть пожар войны на восток Европы. Договоры СССР с тремя прибалтийскими странами - Эстонией, Латвией и Литвой - договоры, подкрепленные такими актами, как добровольная передача Советским Союзом Литве гор. Вильно и Виленской области, — еще более укрепили позиции Советского Союза, его оборонную мощь. В течение октября и ноября 1939 г. правительство СССР вело переговоры с четвертым прибалтийским государством - с Финляндией - о заключении договора, подобного тем, какие были заключены СССР с Эстонией, Латвией и Литвой. Но здесь миролюбивые стремления СССР столкнулись с недружелюбным отношением к советской мирной политике со стороны правящих кругов Финляндии, провоцируемых на войну с Советским Союзом империалистами некоторых буржуазных стран.
Советское правительство предлагало правительству Финляндии заключить советско-финский пакт о взаимопомощи. Финляндское правительство отказалось от этого, заявив, что это якобы противоречило бы политике абсолютного нейтралитета.
Тогда Советское правительство предложило обсудить конкретные вопросы, связанные с обеспечением безопасности СССР и, в особенности, Ленинграда. Советское правительство предложило отодвинуть на север от Ленинграда на несколько десятков километров советско-финскую границу на Карельском перешейке. Взамен этого СССР хотел передать Финляндии часть территории Советской Карелии, превышающую в два раза территорию, передаваемую Финляндией Советскому Союзу.
Кроме того, Советское правительство выразило желание взять на определенный срок в аренду небольшой участок территории в районе входа в Финский залив, чтобы организовать там военно-морскую базу. В условиях новой империалистической войны эти меры стали совершенно необходимы.
Такие мероприятия, а также разоружение укрепленных районов на Карельском перешейке одинаково соответствовали интересам и СССР, и Финляндии.
Это было подробно разъяснено товарищем В. М. Молотовым в докладе на заседании Верховного Совета Союза ССР 31 октября 1939 года.
Если бы правительство Финляндии приняло тогда предложение Советского Союза, оно бы укрепило положение своего государства и спасло бы его от участия в провокационной деятельности англо-французских империалистов. Но Финляндское правительство несмотря на то, что оно могло извлечь для себя урок из позорного краха правительства панской Польши, избрало путь антисоветских провокаций. Оно предприняло ряд таких мероприятий, которые могли быть уместны только в стране, готовящейся к войне. Городское население насильственно эвакуировалось, промышленность переводилась на военные рельсы, была проведена мобилизация запасных.
Одновременно финская буржуазная печать начала широкую кампанию дикой и грязной клеветы на Советский Союз и агитацию за войну против СССР. Реакционные круги Финляндии призывали осуществить то, чего не удалось осуществить в годы гражданской войны: захватить Ленинград, захватить Карелию и даже распространить «великую Финляндию» до самого Урала. При этом правящие круги Финляндии недвусмысленно намекали на то, что «им помогут», и неустанно твердили о неприступности железобетонных твердынь Карельского перешейка. За всей этой антисоветской возней отчетливо ощущалась рука англо-французских поджигателей войны. Советское правительство с исключительным терпением искало путей для мирного разрешения возникших противоречий. Однако финские реакционеры не ограничились клеветой на Советский Союз - вскоре они, подстрекаемые извне, перешли от слов к делу.
26 ноября финская военщина неожиданно обстреляла из артиллерии в километре северо-западнее Майнила расположенные у границы красноармейские части, причем было убито четыре и ранено девять наших бойцов и командиров. Это гнусное злодеяние вызвало волну негодования во всем Советском Союзе - советский народ потребовал от своего правительства решительных мер по отношению к провокаторам и убийцам.
Советское правительство сделало последнюю попытку призвать к порядку распоясавшихся финских реакционеров, предположив отвести финские войска на 20-25 километров от границы на Карельском перешейке. Финляндское правительство отказалось это сделать. Мало того - оно отреклось от самого факта провокационного обстрела, желая ввести в заблуждение общественное мнение и поиздеваться над павшими красными бойцами.
Советское правительство, отвечая на вызывающие «объяснения» правительства Финляндии, заявило, что оно считает себя свободным от обязательств, взятых на себя в силу пакта о ненападении, заключенного между СССР и Финляндией и систематически нарушаемого правительством Финляндии.
Ввиду новых фактов нападения финских воинских частей на советских пограничников, советское правительство решило прервать нормальные отношения с правительством Финляндии и немедленно отозвать из Финляндии своих политических и хозяйственных представителей.
Это было 29 ноября 1939 года. Правительство Финляндии еще имело возможность одуматься и разрешить конфликт мирными средствами. Но оно поступило иначе. 30 ноября в2 часа ночи в деревне Ковойна, на северном берегу Ладожского озера, группа финских солдат атаковала передовую заставу Красной Армии. Эта группа была с потерями отброшена обратно на финскую территорию. Той же ночью в 3 часа 15 минут финская пехота, открыв пулеметный огонь, атаковала деревню Коркиамяки.
Эта атака также была ликвидирована нашими пограничными частями, причем были захвачены в плен 10 финских солдат и один унтер-офицер. То же самое произошло в 4 часа утра и около деревни Термолово.
Выполняя указания советского правительства, сформулированные в речи тов. Молотова 29 ноября 1939 г.: «быть готовым ко всяким неожиданностям и немедленно пресекать возможные новые вылазки со стороны финляндской военщины», Главное командование Красной Армии отдало боевой приказ войскам Ленинградского военного округа, которые в 8 часов 30 минут утра 30 ноября после артиллерийской подготовки перешли границу Финляндии на Карельском перешейке и в ряде других районов и стали продвигаться вперед, отбрасывая финские части.
Отвечая ударом на удар провокаторов войны, громя противника на его же территории, героическая Красная Армия в три с лишним месяца боев смогла разбить вдребезги неприступные железобетонные твердыни и добиться блестящих, решающих побед над противником.
Советский Союз вынужден был силой добиться того, чего не мог добиться путем мирных предложений. 12 марта 1940 года был подписан мирный договор между Советским правительством и правительством Финляндии, обеспечивающий безопасность наших северо-западных границ.
События последних месяцев показали всему миру, что СССР непоколебим в своей мирной политике, что он долготерпелив в своих поисках мирных путей разрешения противоречий, но что он наносит сокрушительный удар всякому, кто становится на его пути и пытается помешать его мирной, созидательной жизни.
Б. Бялик
Ежедневная красноармейская газета 7-й Армии «БОЕВАЯ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» №78 (152), 18 марта 1940 г.
Подпишитесь👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!
© РУДН ПОИСК
При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"
Партнер проекта: Российский Государственный Военный Архив(РГВА)