Найти в Дзене
ИА REX

Россия выступила против западного диктата в ООН

   Антониу Гутерриш. ООН. Фото: un.org
Антониу Гутерриш. ООН. Фото: un.org

Глава МИД России Сергей Лавров дважды в последние дни выступал с российскими оценками международной ситуации. Сначала 17 сентября он принял участие в посольском круглом столе, посвящённом украинскому кризису, связав его с Уставом ООН. На следующий день он дал интервью телепрограмме «Большая игра» на Первом канале. На наш взгляд, сделан значительный шаг в раскрытии узловых моментов и нюансов российских оценок сложившейся обстановки. Не стерлось из памяти и главы российской дипломатии – каналу NBC от 24 августа, в котором министр многое рассказал американской аудитории, несмотря на беспрецедентное давление ведущей, поведение которой порой выглядело откровенно хамским.

На посольском круглом столе присутствовали около сотни иностранных дипломатов, которым буквально разжевали и в рот положили всё, что касается кризиса на Украине, западных спекуляций на этот счёт, а также того тупика, в который зашли миротворческие усилия президента США Дональда Трампа. Глава Белого дома после Аляски хотел быстрых результатов и даже предлагал встречу российского президента Владимира Путина с «просроченным» «главой режима», как назвал Зеленского Лавров, уже на 22 августа. На бумаге у Вашингтона всё было гладко, но споткнулись об овраг. Как помним, 18 августа американскую столицу наводнили европейские провожатые Зеленского, которые навязали-таки Трампу размен мирных переговоров на пресловутые «гарантии безопасности». На этом фоне появилось множество утечек с Банковой, что взят курс на затяжку времени с переводом стрелок ответственности за это на Россию. Ни Европе, ни Киеву мир не нужен. Куда затягивали? Ответ на этот вопрос известен с конца прошлого года: до промежуточных выборов в США. В расчёте на поражение республиканцев и досрочное превращение Трампа в «хромую утку».

Что своими выступлениями доказал, причём, убедительно, Лавров?

Первое. Раскрыл логику подрыва позиций Трампа «глубинным» истеблишментом США и его европейским филиалом. И в 2016-м, и в 2024 годах Трампу к вступлению в должность готовились «подарки», заставлявшие его менять вектор своих усилий, создавая препоны на пути российско-американского диалога. Девять лет назад, напомнил министр, в канун смены караула в Белом доме Барак Обама устроил международный скандал. С массовой высылкой дипломатов, закрытием российского торгпредства и незаконной экспроприацией нашей дипломатической собственности в США. Добавим. Из встречной попытки Трампа смягчить этот удар «посольской» дипломатией назначенного, но ещё не вступившего в должность советника по национальной безопасности генерала Майка Флинна, перехватив его контакты с российским дипломатическим представительством в Вашингтоне, устроили ещё один скандал, стоивший тому потери должности. Это был серьёзный удар по команде Трампа. Во втором случае неминуемое его возвращение в Белый дом «глубинники» купировали, отклонив в декабре 2021 года российские предложения по системе коллективной безопасности, заведомо зная по донесениям разведки, что ответом Москвы станет вынужденное начало СВО. А когда это произошло, — сыграв на эскалацию, провалили парафированные Киевом Стамбульские соглашения.

Иначе говоря, Лавров засветил методику действий «глубинного государства». Уже приходилось отмечать, что «концептуальные» власти, в отличие от публичных, проводят свою линию не законами и подзаконными актами, а созданием мизансцен, в которых публичная власть оказывается, вынужденная заниматься теми проблемами, которые ей подбросили. В эту ловушку Трампа и поймали, заставив его делать совсем не то, что он намеревался поначалу, и в том, и в другом случае. А именно: разгребать дипломатический конфликт и пытаться урегулировать украинский кризис, и всё это вместо нормализации и развития двусторонних отношений с Россией. Тем временем «глубинники» через СМИ нагнетают атмосферу «невозможности» такой нормализации на фоне военных действий, а также усиливают напряжённость внутри США, начиная балансировать на грани гражданской войны, пока холодной.

Второе. Лавров указал на встречную игру Трампа, отметив, что мерой её достижений служит значительное ослабление «глубинного государства» по сравнению с первым его сроком. Удалось этого добиться, следует из сказанного министром, за счёт внедрения во внешнеполитическую команду «внесистемных» посредников. Примеры провалившегося, правда, Кита Келлога, но преуспевшего на его фоне Стива Уиткоффа. Это спутало противникам Трампа карты; они не смогли сориентироваться, как против таких фигур действовать. Обратим внимание: Уиткоффа раз за разом уличают в отказе от переводчиков из госдепа, и это вызывает крайнее раздражение ввиду конфиденциальности московских переговоров, к содержанию которых «глубинники», получается, не имеют доступа.

«Фишкой» стало раскрытие Лавровым, скорее всего согласованное с Белым домом, позиций администрации США в ходе закрытых переговоров. Во-первых, в Вашингтоне существует понимание невозможности пребывания в составе Украины территорий, высказавшихся на референдумах за воссоединение с Россией. Во-вторых, США признают первопричиной конфликта, без устранения которой он не решается, втягивание Западом Украины в НАТО. В-третьих, есть и понимание, что мирный процесс срывает прежде всего Европа, а даже не Киев, который в этом тоже заинтересован, но у него без европейцев штанов не хватает. В-четвёртых, дана отповедь попыткам Европы пролезть на российско-американские переговоры по Украине. Нечего ей там делать! Иначе, как всегда, всё испоганят.

Больше статей на сайте:

Третье. После Аляски в СМИ обсуждалось многое, в том числе, как выясняется, откровенно фейковые темы. Во-первых, не планируется никакой «обмен территориями», которым Трамп, получается, троллил Зеленского и его европейских соглядатаев. Во-вторых, как раз уже приходилось «осторожно предполагать», двухнедельные «дедлайны» Трампа, после которых ничего не происходит, как и «ссоры» под эти сроки с российской стороной, — это операция прикрытия внутренних разборок в самих США. Вроде обнародования главой Национальной разведки Тулси Габбард данных расследования, выявившего, что демократы во главе лично с Обамой подтасовали и сфальсифицировали «российский след» в выборах 2016 года, на которых Трамп победил Хиллари Клинтон.

То же и с подчёркнутым Лавровым оккупационным статусом войск ЕС, если они зайдут на Украину. Этот статус превращает их в цель для российских ударов. «Бесполётная зона», о которой толкуют европейцы, невозможна без американского участия, а его, судя по всему, не будет. Представляется, что над европейскими планами смеялся не только Лавров, но и Белый дом.

И ещё. Лавров отдельно упомянул о том, что Трамп был шокирован известием о запрете на Украине канонической УПЦ Московского Патриархата. И несколько раз уточнял эту информацию у госсекретаря Марко Рубио. И вот сейчас, визит в США главы Фанара (язык не поворачивается назвать его Константинопольским, он же «Вселенский», патриархом) – вполне возможно, с этим удивлением связан. По крайней мере, в той части, что касается встречи Варфоломея – этого ставленника греческой диаспоры в США – с Трампом, которая более походит на вызов на ковер.

Четвёртое, самое, на наш взгляд, главное. Добрая половина посольского доклада Лаврова была посвящена критическому разбору поведения ООН, внутри которой по сути впервые были прямым текстом названы виновные в том, что главная мировая организация переживает сильнейший кризис. Это – Секретариат. Приведем пару наиболее характерных оценок нашего министра:

…Нам печально видеть, как руководство Секретариата ООН всё чаще «смыкается» с западным антироссийским фронтом, тем самым нанося ущерб авторитету самой Организации. Видим причину этого в том, что на протяжении последних долгих лет Запад стремился и небезуспешно, по сути, «приватизировать» ключевые должности в Секретариате ООН. Сейчас пять-шесть должностей высших чиновников… - все эти ключевые посты занимают страны-члены НАТО.

Обращался к [генсеку Антониу] Гутеррешу и лично, и публично на заседаниях Совета Безопасности ООН [по поводу провокации в Буче]. Он стыдливо отводит глаза. Считаю, что это позор для генерального секретаря и для всего Секретариата.

В итоге деятельность Гутерреша охарактеризована как «невыполнение главным сотрудником Секретариата требований Устава ООН». Министром указаны истоки двойных стандартов – противоречие между принципами самоопределения и территориальной целостности, которые западное руководство Секретариата избирательно толкует в свою пользу. Вопреки Декларации 1970 года, которая выступает в защиту территориальной целостности только тех государств, которые соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов. И которые имеют правительства, представляющие …весь народ, проживающий на соответствующей территории.

Обратим также внимание на безусловную связь, которая обнаруживается между посольским докладом Лаврова и суетливой реакцией Гутерреша, которая последовала в тот же день, 17 сентября. Не имея, что возразить по существу, генсек «отыгрался» призывом к «реформированию Совбеза ООН». Нынешний, по его мнению, «отражает реалии 1945 года», следовательно, утратил актуальность. Ещё – явный камень в российский огород – Гутерреш поддержал услужливую «инициативу» Лондона и Парижа по ограничению права вето, но признал, что по расширению Совбеза за счёт, по крайней мере, Африки существует широкий международный консенсус. При этом генсек солгал, заявив, что он первым ставит этот вопрос. Да будет всем известно (ему-то это известно точно, «знает кошка, чьё мясо съела»), что первый раз этот вопрос был поставлен ещё в 90-е годы, при генсеке Бутросе Гали, в докладе Комиссии по глобальному управлению «Наше глобальное соседство». Второй же раз это произошло в середине 2000-х годов, в другом докладе – Группы высокого уровня «Более безопасный мир: наша общая ответственность», при генсеке Кофи Аннане. И в том, и в другом – сгусток апологии глобализма, как и у Гутерреша, что лишь подтверждает приватизацию Секретариата ООН Западом. Но такова историческая хронология, которую провалившийся на своем посту Гутерреш на ходу подчищает задним числом.

Важно, что российская критика руководства ООН никак не затрагивает нашего принципиального подхода к этой организации как ядру мировой системы, уничтожение которой чревато серьёзнейшими потрясениями. Более того, Россия не раз высказывалась за реформу Совбеза с включением в состав его постоянных членов Индии, Бразилии, а далее, возможно, ЮАР. В то же время Запад тащит в расширяющийся Совбез имен тех, кто и развязал Вторую мировую войну – Германию и Японию. Эти противоречия особенно рельефно высвечиваются предстоящими в 2026 году выборами нового генсека ООН. Полномочия Гутерреша истекают, и выступлениями Лаврова Москва даёт понять, что более не станет поддерживать компромиссных с Западом кандидатов. Выборы предстоят «жаркие», с возможным тупиком. Поскольку похожую позицию по ООН занимает Китай, вопрос в 2026 году скорее всего будет поставлен именно о пересмотре распределения тех самых «пяти – шести» постов в Секретариате.

Что в сухом остатке?

Россия, без сомнения договорившись с Китаем, переводит конфликт с Западом в институциональную плоскость международного права и перехватывает инициативу в вопросах дискуссии о содержании глобальной повестки. Давно пора. На наш скромный взгляд, этим нужно было заняться как минимум ещё лет пятнадцать, а лучше двадцать назад. Глядишь – и не дошло бы до нынешнего тупика.

Автор: Павленко Владимир