Разве не стояла задача сделать оригинальный международный музыкальный конкурс? Вот каким вопросом я задавалась весь субботний вечер, наблюдая в прямом эфире за происходящим на «Live Арене» в Москве.
Об «Интервидении» я до самого последнего старалась ничего не читать, чтобы получить собственное впечатление, составить своё мнение о новом конкурсе.
Послушала только песни участников. Определилась с тем, что мне нравится. Немного поныла на тему: «Неужели нельзя было сделать оригинальное название, которое бы не было словообразовательной калькой с «Евровидения»»?
Но, как выяснилось, само «Интервидение» процентов на 75% повторяло организационную схему «Евровидения», от которого взяло – основной сюжетный принцип построения финального концерта (представление страны хозяйки-конкурса, визитные карточки участников, вписанные в местные культурные локации, несколько ведущих, часть из которых работает в зале, где располагаются участники со своими группами поддержки, финальное голосование с поддержанием интриги, международное жюри).
Новым я бы назвала бОльший упор на российскую составляющую, из-за чего «Интервидение» мне периодически начинало напоминать те музыкальные концерты/шоу/игры, которые часто транслируют по российскому телевидению (давно их не смотрю, но мама смотрит, так что я за последний месяц этот вопрос худо-бедно освоила с ней за компанию), проведение «Интервидения-2026» не в стране-победителе, а стране, предложивший себя для этого (в Саудовской Аравии), и отсутствие зрительского голосования, что не есть хорошо, если мы говорим о вовлечённости нескольких миллиардов людей в музыкально-сопереживательный процесс, но что, безусловно, прекрасно, когда речь заходит о прозрачности голосования, так как при наличии конкретных имён и фамилий, несущих определённую ответственность за свои действия – есть хотя бы с кого спросить, если победитель окажется откровенно слаб.
Результатами голосования я, кстати, в целом довольна. Так как выигравший «Интервидение-2025» Дык Фук из Вьетнама с самого начала был оценён мной как сильнейший исполнитель с прекрасной песней, что подтвердилось и его концертным номером – самым оригинальным, зрелищным и самобытным из всех представленных на конкурсе. Единственное, что мне не понравилось это – перебор с голосом: Дык Фук периодически срывался на крик, что лично я воспринимаю как плохое исполнение, поскольку петь и кричать – немного разные вещи. Но кричали на «Интервидении» многие (тут меня, конечно, очень разочаровал и представитель Казахстана – Амре, чья песня «Свет степи» этого совершенно не предполагала), и некоторым это даже шло (на пользу) – как, к примеру, Насти Кравченко из Беларуси, так что к Дык Фуку вопросов нет. Тем более что он – победитель по сути: красивый, светлый, мягкий, вежливый, умеющий быть благодарным, один из немногих привёзший на конкурс подарки для всех участников (и вроде бы даже тех, кто был занят в организации «Интервидения»), решивший пожертвовать часть выигранных денег на благотворительность в России, учащий русский язык (если я правильно его поняла в час ночи в студии «Пусть говорят») и мечтающий написать песню на русском языке.
В этом плане меня очень сильно разочаровал Ван Си из Китая, которого я считала достойным второго места на «Интервидении-2025», но тут же выбросила за рамки призёров, как только увидела выступление: простое, небрежное, не имеющее под собой никакой почвы в виде концертного номера. От Китая я ждала большего – того, что показал Вьетнам (стопроцентное задействование всего, что могла предоставить музыкальная сцена в организации концертного номера – все площадки, прожекторы, фейерверки, танцы и т.д., и т.п.), а получила… человека, который вёл себя на сцене как пресытившаяся музыкальными победами звезда, считающая, что ей достаточно просто выйти и взять в руки микрофон, чтобы все вокруг сразу же рухнули в почтительный обморок. Но с незнакомым зрителем это так не работает. Его нужно завоёвывать заново и любить больше себя. Так что с Ван Си я попрощалась без сожалений.
Тем более что мне было кому посочувствовать – Амре из Казахстана, чей «Свет степи» с каждым днём всё больше и больше нравился мне своей романтично-запоминающей мелодией, и привёл в восторг и визуально, но…срыв на крик и ребёнок на сцене всё испортили. Нет, против детей я ничего не имею, но дети и котята – это запрещённый приём, которого лучше избегать.
Раухан Малик из Индии тоже немного разочаровал. Так как я надеялась увидеть на сцене брутального мужчину, а получила Филиппа Киркорова, а ля в 90-ых. Кстати, последний мной не был замечен ни в зале, ни в студии «Пусть говорят», что весьма странно, так как от «Евровидения» российский поп-король всю жизнь был в бесконечном восторге, и я рассчитывала на то, что и «Интервидение» он не пропустит – не судьба.
Теперь о приятном. Кстати, если кто-то подумал, что мне не понравилось «Интервидение», то вы глубоко ошибаетесь. Шоу было великолепным, действие – захватывающим (я даже за шоколадкой ни разу не сбегала, так как боялась оторваться от экрана), организация на пять с минусом (что для первопроходцев более чем хорошо), интрига – в наличии. Если бы всё было ужасно, то об этом музыкальном конкурсе я бы даже не заикнулась.
Так вот о приятном. Как я и предполагала, часть песен на «Live Арена» воспринималась совсем не так, как в аудио-визитках. К примеру, я ещё больше влюбилась в колумбийскую участницу Нидия Гонгора, певшую о взаимопроникновении человеческих душ, живой природы и времени (у неё был шикарный номер, который лишний раз подчеркнул несомненные достоинства песни) и с большим интересом и любовью отнеслась к представительницам Кубы, Катара и Беларуси.
Мустафа Саад из Египта удивил тем, что стопроцентно совпал с моим первоначальным мнением о нём, и, выйдя на сцену…практически без номера, что твой Ван Си, и буквально одной своей харизмой, звучащей прямо в голосе, тут же очаровав весь зал. Получается, что концертный номер – вторичен, если речь заходит о музыкальном конкурсе, но… всё же необходим, если хочется запомниться жюри.
По голосованию. Скажу так: нужно, конечно, смотреть, наблюдать, изучать тенденции. Вот лет десять пройдёт «Интервидение» по миру – тогда и можно будет делать какие-то конкретные выводы. Сейчас же… я всё же отметила для себя некоторый намёк на ту же тенденцию, что вижу на «Евровидении» - голосовать за страны-соседи, но внутри связки: один высший балл – дружественной мне стране, второй высший балл – талантливому исполнителю, третий высший балл кому-нибудь…неожиданному, за кого я бы точно не проголосовал в здравом уме и твёрдой памяти. Ну, то есть я так нормально посмеялась, когда спевший дифирамбы Вьетнаму Игорь Матвиенко проголосовал за Беларусь, а Куба с Мадагаскаром обменялись взаимными высшими баллами.
Что же касается названия, то, как выяснилось уже после окончания «Интервидения» в студии «Пусть говорят», то оно и словообразовательной калькой-то не было, а было полноценным названием конкретного музыкального конкурса, проводившегося с 1965 по 1980-ый год Международной организацией радиовещания и телевидения. Это многое объясняет. Кроме того, почему «Интервидение» так похоже на «Евровидение», чьи трансляции ведутся каждый год без перерыва, начиная с 1956-го.