Найти в Дзене

«Последний бумажный журавлик»: трагедия века, на одном дыхании

Оглавление

Эта книга- внезапный гул в ушах после вспышки. «Последний бумажный журавлик» Кэрри Дрюри - о трагедии 20-го века, которая разделила жизнь на до и после для тысяч людей. О об одном роковом дне в Хиросиме и Мире, который не станет прежним. Короткая, но оставляющая длинную тень.

Пару слов о Кэрри Дрюри

Кэрри Дрюри — британский автор из Линкольншира, пришедшая к книгам не «с наскока», а через годы работы, отказов и конкурсов.

Она пишет подростковые романы о взрослых дилеммах: Ирак («A Brighter Fear»), Северная Корея («A Dream of Lights»), справедливость и смертная казнь («Cell 7»).

«Последний бумажный журавлик» был создан из её собственного холодновоенного опыта — страха перед ядерной угрозой, на котором выросло британское поколение 1980-х.

Дрюри честно признаёт: она не японка и не свидетель трагедии.

Отсюда — выбранная форма: проза, которую перебивает верлибр и хайку, чтобы читатель смог выдержать боль и не захлопнуть книгу.

Иллюстрации доверены японской художнице Натско Сэки, а в финале — лист бумаги с инструкцией: сложите журавлика сами, превратите память в действие.

Для неё важна не политическая риторика, а человеческий долг: довести обещание до конца и сохранить услышанное.

Поэтому тема Хиросимы у Дрюри — не экзотика и не «чужая история», а личная попытка передать память дальше и научить разговаривать о ней в семье.

А теперь о самой книге: сюжет и мое впечатление

Современная Япония. Подросток Мидзуки замечает, что её дед Итиро замыкается и по ночам складывает бумажных журавликов. В старой коробке — карта Хиросимы, несколько имён и незавершённый список журавликов. Это не хобби: каждому журавлику соответствует человек или место из его прошлого. Недостаёт «последнего».

Ичиро наконец решается говорить и возвращает нас в август сорок пятого, когда город ослеп и оглох от взрыва, по силе не имеющего аналогов в истории. Это тот самый день в Хиросиме.

Он идёт по улицам, где камни дышат жаром, а колодцы выкипели до ржавчины. Раненый друг Хиро просит его найти сестру Кейко — просьба превращается в клятву. Ичиро находит девочку и несёт, лавируя между огнём и толпой у реки, но в этой неразберихе, обессиленный, вынужден расстаться с ней.

«Воспоминания — тяжёлая ноша души. Как листья на умирающем дереве».

Кажется, больше им не суждено встретиться. В каждом слухе, в каждом снесённом доме он ищет ту точку, где клятва станет выполненной. Мидзуки слушает и не даёт рассказу снова превратиться в тишину: герой составляет план, звонит, пишет, сверяет списки школ и храмов. Его путь — не расследование, а медленное возвращение достоинства тем, кого поглотила вспышка.

Кэрри Дрюри. Ист. mavink.com
Кэрри Дрюри. Ист. mavink.com

Факты, награды, критика, детали издания

Книга номинирована на CILIP Carnegie Medal (2021), совместный победитель UKLA Book Awards (11–14+) 2021 и победитель Warwickshire Schools Library Award (2021) — редкое совпадение читательской и профессиональной оценки.

Интересная деталь

В издании есть инструкция по складыванию журавлика — это важный «читательский» ритуал, подмеченный в рецензии Japan Society: книга буквально предлагает действие вместо молчания.

Экранизации нет, но доступна официальная аудиокнига (3 ч. 34 мин., чит. Bruno Roubicek и Rina Takasaki) и короткий буктрейлер Hot Key Books — формат, который удобно слушать/показывать подросткам и читать вместе с детьми.

Мое мнение

Это не «книга о Хиросиме» в историческом смысле — это книга о том, как одно мгновение меняет судьбы, обрывает привычный уклад жизни и создает точку невозврата и о том, как жить с этим всю жизнь. Она короткая по объёму и длинная по послевкусию; строгая, но теплая; местами «детская» по манере — и оттого честная. Меня зацепило отсутствие идеологии и «споров о правоте» — есть человеческий голос, который наконец решился говорить, и поступок, который нужно довести до конца. После финала возникает то самое правильное желание — вернуться к хроникам августа 1945-го и перечитать документальные свидетельства, чтобы не путать сочувствие с слабостью и историю — с громкими заявлениями.

А вы когда-нибудь задумывались, сколько человеческих историй умещается в одном слове «Хиросима»?

__________________________________________________________________________________________

После книги Дрюри мне захотелось узнать чуть больше о событиях тех дней. И вот мой список литературы, который я планирую прочитать на эту тему:

  • Джон Херси, «Хиросима» — документальный фундамент разговора о 6 августа 1945-го; «Журавлик» наследует эту честную интонацию, переводя её в форму семейного рассказа.
  • «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзава — если готовы к графической прямоте свидетельства; рецензии для школ часто ставят его рядом с «Журавликом» как более жёсткую оптику выжившего.

__________________________________________________________________________________________

Пригашаю вас подписаться на мой канал, а так же, пожалуйста, не жалейте поставить Лайк, для меня это очень важно. Спасибо

__________________________________________________________________________________________

Читайте и другие статьи на моем канале:

Почему «Рассказ служанки» — это не только о будущем, но и о нашем прошлом

5 Книг, которые надо прочитать, если вам понравился «Рассказ служанки»

Точно сказка? Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать...»