Эта книга- внезапный гул в ушах после вспышки. «Последний бумажный журавлик» Кэрри Дрюри - о трагедии 20-го века, которая разделила жизнь на до и после для тысяч людей. О об одном роковом дне в Хиросиме и Мире, который не станет прежним. Короткая, но оставляющая длинную тень.
Пару слов о Кэрри Дрюри
Кэрри Дрюри — британский автор из Линкольншира, пришедшая к книгам не «с наскока», а через годы работы, отказов и конкурсов.
Она пишет подростковые романы о взрослых дилеммах: Ирак («A Brighter Fear»), Северная Корея («A Dream of Lights»), справедливость и смертная казнь («Cell 7»).
«Последний бумажный журавлик» был создан из её собственного холодновоенного опыта — страха перед ядерной угрозой, на котором выросло британское поколение 1980-х.
Дрюри честно признаёт: она не японка и не свидетель трагедии.
Отсюда — выбранная форма: проза, которую перебивает верлибр и хайку, чтобы читатель смог выдержать боль и не захлопнуть книгу.
Иллюстрации доверены японской художнице Натско Сэки, а в финале — лист бумаги с инструкцией: сложите журавлика сами, превратите память в действие.
Для неё важна не политическая риторика, а человеческий долг: довести обещание до конца и сохранить услышанное.
Поэтому тема Хиросимы у Дрюри — не экзотика и не «чужая история», а личная попытка передать память дальше и научить разговаривать о ней в семье.
А теперь о самой книге: сюжет и мое впечатление
Современная Япония. Подросток Мидзуки замечает, что её дед Итиро замыкается и по ночам складывает бумажных журавликов. В старой коробке — карта Хиросимы, несколько имён и незавершённый список журавликов. Это не хобби: каждому журавлику соответствует человек или место из его прошлого. Недостаёт «последнего».
Ичиро наконец решается говорить и возвращает нас в август сорок пятого, когда город ослеп и оглох от взрыва, по силе не имеющего аналогов в истории. Это тот самый день в Хиросиме.
Он идёт по улицам, где камни дышат жаром, а колодцы выкипели до ржавчины. Раненый друг Хиро просит его найти сестру Кейко — просьба превращается в клятву. Ичиро находит девочку и несёт, лавируя между огнём и толпой у реки, но в этой неразберихе, обессиленный, вынужден расстаться с ней.
«Воспоминания — тяжёлая ноша души. Как листья на умирающем дереве».
Кажется, больше им не суждено встретиться. В каждом слухе, в каждом снесённом доме он ищет ту точку, где клятва станет выполненной. Мидзуки слушает и не даёт рассказу снова превратиться в тишину: герой составляет план, звонит, пишет, сверяет списки школ и храмов. Его путь — не расследование, а медленное возвращение достоинства тем, кого поглотила вспышка.
Факты, награды, критика, детали издания
Книга номинирована на CILIP Carnegie Medal (2021), совместный победитель UKLA Book Awards (11–14+) 2021 и победитель Warwickshire Schools Library Award (2021) — редкое совпадение читательской и профессиональной оценки.
Интересная деталь
В издании есть инструкция по складыванию журавлика — это важный «читательский» ритуал, подмеченный в рецензии Japan Society: книга буквально предлагает действие вместо молчания.
Экранизации нет, но доступна официальная аудиокнига (3 ч. 34 мин., чит. Bruno Roubicek и Rina Takasaki) и короткий буктрейлер Hot Key Books — формат, который удобно слушать/показывать подросткам и читать вместе с детьми.
Мое мнение
Это не «книга о Хиросиме» в историческом смысле — это книга о том, как одно мгновение меняет судьбы, обрывает привычный уклад жизни и создает точку невозврата и о том, как жить с этим всю жизнь. Она короткая по объёму и длинная по послевкусию; строгая, но теплая; местами «детская» по манере — и оттого честная. Меня зацепило отсутствие идеологии и «споров о правоте» — есть человеческий голос, который наконец решился говорить, и поступок, который нужно довести до конца. После финала возникает то самое правильное желание — вернуться к хроникам августа 1945-го и перечитать документальные свидетельства, чтобы не путать сочувствие с слабостью и историю — с громкими заявлениями.
А вы когда-нибудь задумывались, сколько человеческих историй умещается в одном слове «Хиросима»?
__________________________________________________________________________________________
После книги Дрюри мне захотелось узнать чуть больше о событиях тех дней. И вот мой список литературы, который я планирую прочитать на эту тему:
- Джон Херси, «Хиросима» — документальный фундамент разговора о 6 августа 1945-го; «Журавлик» наследует эту честную интонацию, переводя её в форму семейного рассказа.
- «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзава — если готовы к графической прямоте свидетельства; рецензии для школ часто ставят его рядом с «Журавликом» как более жёсткую оптику выжившего.
__________________________________________________________________________________________
Пригашаю вас подписаться на мой канал, а так же, пожалуйста, не жалейте поставить Лайк, для меня это очень важно. Спасибо
__________________________________________________________________________________________
Читайте и другие статьи на моем канале:
Почему «Рассказ служанки» — это не только о будущем, но и о нашем прошлом
5 Книг, которые надо прочитать, если вам понравился «Рассказ служанки»
Точно сказка? Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать...»