Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом Карла Гутхейля в Денежном переулке. Деревянный особняк, где гостил Рахманинов

Денежный переулок назвали так потому, что здесь когда-то располагалась слобода работников Государева Монетного двора – чеканщиков и граверов. Побывал он и Покровским по одноименному храму, что здесь стоял, и Плещеевым по имени домовладельца. В советские годы его переименовали в улицу Веснина, и к этому названию я вернусь в одной из ближайших зарисовок. Как говорится, не переключайтесь! Сегодня расскажу еще об одном одноэтажном особняке, что стоит по соседству с моим вчерашним архитектурным персонажем, усадебным домом Михаила Грачева. В начале девятнадцатого века переулок был преимущественно застроен одноэтажными домами московского купечества. Жилища были в основном деревянными, на каменных подвалах. Та застройка практически дотла сгорела в «Грозе двенадцатого года». Таким был и дом, стоявший до Отечественной войны на месте моего сегодняшнего героя. После изгнания французов пепелище расчистили и выстроили новый классицистический особняк по одному из проектов, что входил в альбомы «образ
Оглавление

Денежный переулок назвали так потому, что здесь когда-то располагалась слобода работников Государева Монетного двора – чеканщиков и граверов. Побывал он и Покровским по одноименному храму, что здесь стоял, и Плещеевым по имени домовладельца. В советские годы его переименовали в улицу Веснина, и к этому названию я вернусь в одной из ближайших зарисовок. Как говорится, не переключайтесь!

Сегодня расскажу еще об одном одноэтажном особняке, что стоит по соседству с моим вчерашним архитектурным персонажем, усадебным домом Михаила Грачева.

В начале девятнадцатого века переулок был преимущественно застроен одноэтажными домами московского купечества. Жилища были в основном деревянными, на каменных подвалах. Та застройка практически дотла сгорела в «Грозе двенадцатого года». Таким был и дом, стоявший до Отечественной войны на месте моего сегодняшнего героя.

После изгнания французов пепелище расчистили и выстроили новый классицистический особняк по одному из проектов, что входил в альбомы «образцовых фасадов» Комиссии для строения в Москве. С 1830-х по 1850-е годы им владела генерал-майорша Александра Петровна Ермолова, урожденная Хлопкова.

Впоследствии у дома сменилось несколько владельцев, из которых в Москвоведении известны двое, давшие особняку свои имена.

Первым из них был…

…Купец с необычной фамилией Боль

Николай Константинович Боль купил владение у прежней его хозяйки, купчихи Анны Сергеевны Грачевой, по всей вероятности, родственницы тех самых Грачевых, которых я упоминал вчера. По его заказу в 1887 году дом перестроил архитектор Владимир Петрович Гаврилов.

На старом, еще восемнадцатого века, фундаменте возвели новый особняк, все так же одноэтажный и деревянный, но с полуэтажом мезонина над парадным входом. Мы помним, что в те времена налог за недвижимость платили не только по ширине участка, но и за этажность построек, тогда как полуподвалы, антресоли, мансарды и мезонины не считались этажами и не учитывались в этом немаловажном экономическом действе. Чем многие и пользовались.

-2

Стены особняка оштукатурили, фасад украсили изящной лепниной, а над мезонином и поверх карниза с правой стороны устроили нарядные аттики.

(9 фото)

Напомню, это был 1887 год, но, тем не менее, «всезнающая Вики» утверждает, что дом Гаврилов выстроил в модерне. Одна лишь тонкость: первой в Москве жилой постройкой в стиле модерн считается особняк Листа, что спроектировал десятком лет позднее Лев Кекушев в соседнем Глазовском переулке.

Дом этот скорее напоминает умеренное барокко на фоне неоклассицизма, впрочем, классификации лучше оставить специалистам, формулировки важны для них, а нам важны История и Красота.

Болю особняк принадлежал до 1890 года, когда его приобрел…

…Нотоиздатель, австрийский подданный Карл Александрович Гутхейль

Тот прожил здесь совсем недолго, уже спустя два года переселившись на Пречистенку, в доходный дом Евдокии Андрониковны Костяковой, про который я писал год и неделю назад.

Собственно говоря, Карла Гутхейля я упоминал уже неоднократно. К слову сказать, еще один из его домов, что стоит в Пречистенском переулке, внешне чем-то похож на этот особнячок в Денежном.

Значительно расширив и развив дело, что унаследовал от отца, Гутхейль сделался одним из крупнейших издателей нотных сборников по всей России. Член совета Лютеранского прихода Святых Петра и Павла, один из директоров Московского филармонического общества, дружил он и с русскими, и с западными композиторами и музыкантами.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Произведения Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского, Александра Николаевича Серова, Джузеппе Верди и Шарля Франсуа Гуно – все они, как и ноты многих других композиторов печатались в Москве именно его издательством.

Первым издателем сочинений Сергея Васильевича Рахманинова также стал Карл Александрович.

С Рахманиновым у Гутхейля вообще завязалась долгая и крепкая дружба, композитор, пианист и дирижер часто гостил у издателя в этом доме в Денежном переулке.

(7 фото)

Помимо прочего, был Карл Гутхейль известным меценатом, состоял членом благотворительного «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве».

Последней до революции владелицей дома стала некая Екатерина Федоровна Левина. А потом…

…Особняк национализировали

Он успел побывать и конторским зданием, и вместить в себя коммунальные квартиры-клетушки. А в годы Перестройки, так же как и его сосед, перешел в ведение Министерства иностранных дел.

Правда, за долгие и непростые десятилетия пришел особняк в весьма плачевное состояние, утратил большую часть декора, интерьеры были загублены много раньше. В 2010-х у него появился новый владелец – клиника эстетической медицины. Ее руководство решило не ограничиться эстетикой пациентов, но привела в порядок и лицо самого дома.

Отреставрировали деревянный сруб, воссоздали историческую планировку и декор фасада, восстановили дубовые паркеты в парадном зале.

Как видите, в Москве сохранилось не так уж мало деревянных дореволюционных домов, хранящихся городскими властями и занимающими их коммерческими организациями в достойном виде.

-6
Особняк Н.К. Боля - К.А. Гутхейля

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-7

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!