Денежный переулок назвали так потому, что здесь когда-то располагалась слобода работников Государева Монетного двора – чеканщиков и граверов. Побывал он и Покровским по одноименному храму, что здесь стоял, и Плещеевым по имени домовладельца. В советские годы его переименовали в улицу Веснина, и к этому названию я вернусь в одной из ближайших зарисовок. Как говорится, не переключайтесь!
Сегодня расскажу еще об одном одноэтажном особняке, что стоит по соседству с моим вчерашним архитектурным персонажем, усадебным домом Михаила Грачева.
В начале девятнадцатого века переулок был преимущественно застроен одноэтажными домами московского купечества. Жилища были в основном деревянными, на каменных подвалах. Та застройка практически дотла сгорела в «Грозе двенадцатого года». Таким был и дом, стоявший до Отечественной войны на месте моего сегодняшнего героя.
После изгнания французов пепелище расчистили и выстроили новый классицистический особняк по одному из проектов, что входил в альбомы «образцовых фасадов» Комиссии для строения в Москве. С 1830-х по 1850-е годы им владела генерал-майорша Александра Петровна Ермолова, урожденная Хлопкова.
Впоследствии у дома сменилось несколько владельцев, из которых в Москвоведении известны двое, давшие особняку свои имена.
Первым из них был…
…Купец с необычной фамилией Боль
Николай Константинович Боль купил владение у прежней его хозяйки, купчихи Анны Сергеевны Грачевой, по всей вероятности, родственницы тех самых Грачевых, которых я упоминал вчера. По его заказу в 1887 году дом перестроил архитектор Владимир Петрович Гаврилов.
На старом, еще восемнадцатого века, фундаменте возвели новый особняк, все так же одноэтажный и деревянный, но с полуэтажом мезонина над парадным входом. Мы помним, что в те времена налог за недвижимость платили не только по ширине участка, но и за этажность построек, тогда как полуподвалы, антресоли, мансарды и мезонины не считались этажами и не учитывались в этом немаловажном экономическом действе. Чем многие и пользовались.
Стены особняка оштукатурили, фасад украсили изящной лепниной, а над мезонином и поверх карниза с правой стороны устроили нарядные аттики.
(9 фото)
Напомню, это был 1887 год, но, тем не менее, «всезнающая Вики» утверждает, что дом Гаврилов выстроил в модерне. Одна лишь тонкость: первой в Москве жилой постройкой в стиле модерн считается особняк Листа, что спроектировал десятком лет позднее Лев Кекушев в соседнем Глазовском переулке.
Дом этот скорее напоминает умеренное барокко на фоне неоклассицизма, впрочем, классификации лучше оставить специалистам, формулировки важны для них, а нам важны История и Красота.
Болю особняк принадлежал до 1890 года, когда его приобрел…
…Нотоиздатель, австрийский подданный Карл Александрович Гутхейль
Тот прожил здесь совсем недолго, уже спустя два года переселившись на Пречистенку, в доходный дом Евдокии Андрониковны Костяковой, про который я писал год и неделю назад.
Собственно говоря, Карла Гутхейля я упоминал уже неоднократно. К слову сказать, еще один из его домов, что стоит в Пречистенском переулке, внешне чем-то похож на этот особнячок в Денежном.
Значительно расширив и развив дело, что унаследовал от отца, Гутхейль сделался одним из крупнейших издателей нотных сборников по всей России. Член совета Лютеранского прихода Святых Петра и Павла, один из директоров Московского филармонического общества, дружил он и с русскими, и с западными композиторами и музыкантами.
Произведения Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского, Александра Николаевича Серова, Джузеппе Верди и Шарля Франсуа Гуно – все они, как и ноты многих других композиторов печатались в Москве именно его издательством.
Первым издателем сочинений Сергея Васильевича Рахманинова также стал Карл Александрович.
С Рахманиновым у Гутхейля вообще завязалась долгая и крепкая дружба, композитор, пианист и дирижер часто гостил у издателя в этом доме в Денежном переулке.
(7 фото)
Помимо прочего, был Карл Гутхейль известным меценатом, состоял членом благотворительного «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве».
Последней до революции владелицей дома стала некая Екатерина Федоровна Левина. А потом…
…Особняк национализировали
Он успел побывать и конторским зданием, и вместить в себя коммунальные квартиры-клетушки. А в годы Перестройки, так же как и его сосед, перешел в ведение Министерства иностранных дел.
Правда, за долгие и непростые десятилетия пришел особняк в весьма плачевное состояние, утратил большую часть декора, интерьеры были загублены много раньше. В 2010-х у него появился новый владелец – клиника эстетической медицины. Ее руководство решило не ограничиться эстетикой пациентов, но привела в порядок и лицо самого дома.
Отреставрировали деревянный сруб, воссоздали историческую планировку и декор фасада, восстановили дубовые паркеты в парадном зале.
Как видите, в Москве сохранилось не так уж мало деревянных дореволюционных домов, хранящихся городскими властями и занимающими их коммерческими организациями в достойном виде.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!