Сегодняшняя заметка, как я и обещал, будет косвенным продолжением вчерашнего рассказа. Я упоминал, что Яков Андреевич Рекк, создатель и глава Московского торгово-строительного акционерного общества, в самом конце девятнадцатого века приобрел обширный участок земли на углу Староконюшенного и Мертвого (нынешнего Пречистенского) переулков, дабы и на нем реализовать свой план по застройке Москвы и ее окрестностей модными, современными благоустроенными домами с европейским шиком и техническими удобствами, но с русским колоритом. И выстроил на том участке три особняка, как это теперь называется «под ключ».
Вчерашняя история была о неоклассическом доме, приобретенном Николаем Ивановичем Миндовским. А сегодня я покажу соседний с ним особняк.
Строительство этого дома велось с 1902 по 1903 год по проекту Вильяма Францевича Валькота – одессита британского происхождения, немало потрудившегося и в Москве с Санкт-Петербургом, и в Лондоне, и даже в Нью-Дели.
Обучался в Петербургском Высшем художественном училище Императорской Академии художеств, продолжив получать образование в Париже. А когда переселился в Москву, какое-то время трудился в Абрамцевских керамических мастерских Саввы Мамонтова.
Нам, к слову сказать, он в первую очередь известен как автор фасадов гостиницы «Метрополь». Что, собственно, как раз и стало возможным благодаря знакомству с Саввой Ивановичем. В конкурсе проектов Валькот занял всего лишь скромное четвертое место, но Мамонтов все равно выбрал его. Но случившийся вскоре арест Мамонтова по подозрению в растратах
способствовал тому, что основную часть работ выполнял не Вильям Францевич, а Лев Николаевич Кекушев. Впрочем, это совсем другая история.
В проектах же для Общества Якова Рекка…
…Валькот работал самостоятельно и безраздельно
Собственно, в Мертвом переулке он трудился не только над этим домом, но и над строительством соседнего слева, о котором речь пойдет в следующей заметке.
В итоге новый особняк был построен в стиле модерн, словно собранный из трех частей. Центральный объем с парадным входом, будто единый массивный ризалит, выдается вперед и вверх относительно боковых невысоких крыльев.
Стеклянный козырек над входом, кстати, оригинальный, выполненный Валькотом в стиле ар-нуво (5 фото).
Стены мастер облицевал светло-сиреневым «кабанчиком», а симметричные группы полуциркулярных окон и центральный вход украсил лепными панно с декором в рококо. Тут и красавица лорелея, и игривые путти, и традиционная для модерна лепная растительность (7 фото).
Окон в центральной части нет, и вряд ли там располагалось жилое пространство, скорее, его отвели под холл и, судя по всему, с «верхним светом» – то бишь со световым фонарем. В передних частях крыльев разместились кабинет хозяина и парадный зал, а в глубине – комнаты хозяйки, спальни и гостиная.
Кстати, ни в традициях модерна, ни в предпочтениях самого архитектора не было манеры устраивать объемы строго симметричными, но здесь как раз симметрия в первую очередь и бросается в глаза. Предполагают, что таковым было пожелание заказчика. Даже липы по правую и левую сторону от входа посадили строго симметрично. Правда, это сделали уже во второй половине века.
При этом интересно то, что стоящий рядом особняк Миндовского, хоть и построен в неоклассицизме, к полной симметрии отношение имеет весьма опосредованное.
Владельцем особняка в 1903 году сделался...
...Карл Александрович Гутхейль, владелец нотного издательства
Дело свое он унаследовал от отца и развил в одно из крупнейших в России. Большая часть произведений Рахманинова, Балакирева, Александра Алябьева и Михаила Ивановича Глинки была выпущена именно в его фирме.
(4 фото из открытых источников)
Владел он домом до 1913 года, пока не продал его ярославскому купцу Дионисию Карзинкину. А чуть позднее, после начала первой мировой войны и немецких погромов в Москве, уступил за бесценок и весь бизнес супругам Кусевицким, а сам эмигрировал в Германию, на родину предков.
(3 фото интерьеров, заимствованные из Сети)
Вскоре особняк национализировали и открыли в нем сначала детский дом, а позднее Центральный дом вожатых ЦК ВЛКСМ.
А начиная с 1958 года он, как и его сосед справа, был отдан под посольство. В данном случае – посольство Королевства Марокко в России.
В 2011 году особняк тщательно отреставрировали, в ходе работ вернув прежний, исторический облик фасадам и кованой ограде вокруг дома, за что он получил звание лауреата конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения объектов культурного наследия «Московская реставрация». А об интерьерах, как свидетельствуют знающие люди, посольство и само следит тщательно и бережливо.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!