Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Лучший советский Шерлок Холмс, легендарный борец с бандитизмом 1920-х, реальный герой книги «Записки следователя» Е. Рысса и И. Бодунова

На фотографии ниже – кадр из советского фильма «Мой друг Иван Лапшин». Слева - Иван Лапшин, прототипом которого является самый первый советский Шерлок Холмс – «старейший и лучший оперативный работник МУРа, имеющий блестящие боевые заслуги в деле борьбы с бандитизмом» руководитель легендарной 7-й бригады уголовного розыска Ленинграда Иван Васильевич Бодунов. И вот этот самый первый и даже легендарный сыщик, которому посвящены и книги, и фильмы, решил написать свою собственную книгу, которую не мудрствуя лукаво, назвал проще некуда – «Записки следователя». Но, так как он был вовсе не Конан Дойл, а всего лишь Шерлок Холмс, И. Бодунов позвал на помощь известного уже к тому времени советского писателя, прошедшего всю Великую Отечественную войну корреспондентом ТАСС – Евгения Самойловича Рысса. И вместе они создали шедевр, который хоть и не стал бестселлером, тем не менее стал вершиной советской детективной тематики, того ее направления, которое касается борьбы с бандитизмом в первое десятил

На фотографии ниже – кадр из советского фильма «Мой друг Иван Лапшин». Слева - Иван Лапшин, прототипом которого является самый первый советский Шерлок Холмс – «старейший и лучший оперативный работник МУРа, имеющий блестящие боевые заслуги в деле борьбы с бандитизмом» руководитель легендарной 7-й бригады уголовного розыска Ленинграда Иван Васильевич Бодунов. И вот этот самый первый и даже легендарный сыщик, которому посвящены и книги, и фильмы, решил написать свою собственную книгу, которую не мудрствуя лукаво, назвал проще некуда – «Записки следователя». Но, так как он был вовсе не Конан Дойл, а всего лишь Шерлок Холмс, И. Бодунов позвал на помощь известного уже к тому времени советского писателя, прошедшего всю Великую Отечественную войну корреспондентом ТАСС – Евгения Самойловича Рысса. И вместе они создали шедевр, который хоть и не стал бестселлером, тем не менее стал вершиной советской детективной тематики, того ее направления, которое касается борьбы с бандитизмом в первое десятилетие Советской власти.

Кадр из фиоьма "Мой друг Иван Лапшин", 1984 г. Слева - Андрей Болтнев в роли Ивана Лапшина, начальника уголовного розыска, прототипом которого был соавтор книги Е. Рысса "Записки следователя" Иван Бодунов. Справа - Андрей Миронов в роли писателя Ханина, друга Лапшина-Бодунова
Кадр из фиоьма "Мой друг Иван Лапшин", 1984 г. Слева - Андрей Болтнев в роли Ивана Лапшина, начальника уголовного розыска, прототипом которого был соавтор книги Е. Рысса "Записки следователя" Иван Бодунов. Справа - Андрей Миронов в роли писателя Ханина, друга Лапшина-Бодунова

В детстве моим самым любимым чтением были похождения Шерлока Холмса. Конан Дойл написал много рассказов о нем, но в тех книгах, которые попадали мне в руки, был практически один и тот же их набор, довольно небольшой. Однако встречались мне со временем издания все с новыми и новыми рассказами, а то я находил не изданные ранее на русском языке рассказы в журналах, таких как «Наука и жизнь», «Искатель», «Вокруг света» и других.

Иван Васильевич Бодунов (1900-1975 гг.) и Евгений Самойлович Рысс (1908-1973 гг.)
Иван Васильевич Бодунов (1900-1975 гг.) и Евгений Самойлович Рысс (1908-1973 гг.)

Да, сначала Шерлок Холмс казался мне верхом детектива, но потом я узнал, что и у нас в СССР был свой литературный Шерлок Холмс в лице сыщика Нила Кручинина из детективных книг Николая Шпанова, причем ничем не хуже, чем английский его коллега. И этот отечественный герой был не менее интересным, чем Шерлок Холмс, жаль только, что рассказов о похождениях Нила Кручинина я успел прочитать мало, да их, в принципе, и немного у Шпанова было.

Бодунов И., Рысс Е. "Записки следователя". Роман из девяти повестей. 1966 г.
Бодунов И., Рысс Е. "Записки следователя". Роман из девяти повестей. 1966 г.

Конечно, было у нас много и других сыщиков – суровых советских следователей, о которых писали книги Юлиан Семенов, Лев Овалов, Лев Шейнин и многие другие. Но что-то мне наши советские следователи не всегда нравились. Вот, например, Шерлок Холмс и Нил Кручинин никогда не болтали о советском патриотизме и смысле жизни в коммунистическом обществе, а Семенов, Овалов, Шейнин и многие другие их коллеги по детективному перу этим частенько злоупотребляли.

Форзвц книги
Форзвц книги

И это очень утомляло даже в 70-е годы, когда я начал изучать всю эту литературу, а не только сегодня.

Но тут началась перестройка, и вдруг в продаже стали появляться книги о царских еще сыщиках, которые в СССР никогда не издавались. Так, мне попалась книга «Преступления, раскрытые И. Д. Путилиным», хоть и анонимного автора, но написанная по личным рассказам бывшего начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции И. Д. Путилина.

Титульный лист
Титульный лист

Потом я нашел только-только вышедшую книгу «Записки полицейского агента», написанную уже собственноручно бывшим одесским полицмейстером полковником Валерианом Михайловичем Антоновым, и в ней он рассказывал о собственной сыщицкой работе.

А это уже был совершенно другой жанр детектива, если так можно выразиться. Это уже были не фантазии писателей-беллетристов, а воплощенные в популярную форму воспоминания реальных участников описываемых в книгах событий. Это вам не Шерлок Холмс и Нил Кручинин, которых никогда не существовало. Это были реальные люди и реальные приключения, в которых они поучаствовали.

Еще иллюстрации В. Кулькова к изданию 1966 года
Еще иллюстрации В. Кулькова к изданию 1966 года

И тут мне еще раз повезло – на букинистическом лотке я купил книгу «Записки следователя» И. Бодунова и Е. Рысса. Ну, я одни «Записки следователя», которые написал Лев Шейнин, уже читал, мне не понравилось, но не из-за того, что приключения были не интересными, а по той же причине, описанной выше – из-за всяких нравоучений. Поэтому книгу Бодунова и Рысса я купил только из-за того, что она был в серии «золотая рамка» от «Детгиза», а я тогда активно эту «рамку» собирал.

Содержание книги и выходные данные
Содержание книги и выходные данные

Ну, пока я ехал в трамвае домой, я пролистал книгу, и совершенно случайно мне попалась короткая повесть «Благородный разбойник» про известного питерского бандита Леньку Пантелеева, который мне был известен еще по старому советскому сериалу 70-х «Рожденная революцией». И мне так понравился стиль изложения этой повести, что я по приезду домой принялся перечитывать всю книгу.

Бодунов И., Рысс Е. "Записки следователя". Роман из девяти повестей. 1966 г.
Бодунов И., Рысс Е. "Записки следователя". Роман из девяти повестей. 1966 г.

Итак, «Записки следователя» были написаны только одним писателем – Евгением Рыссом, который уже давно мне был известен по приключенческим романам «Слепой гость» и «Шестеро вышли в путь» - обе они выходили в «золотой рамке», и были в моей библиотеке. А вот его «соавтор» - это герой цикла – Иван Васильевич Бодунов, бывший сотрудник милиции, боровшийся с преступностью в Ленинграде и области с 20-х годов, и после войны вышел в отставку в звании генерал-майора милиции.

Об этом написано в издательском анонсе в книге:

«…Книгу эту написали два автора: Иван Васильевич Бодунов, комиссар милиции третьего ранга в отставке, и Евгений Самойлович Рысс, литератор.

На глазах у Ивана Васильевича Бодунова прошла история борьбы Советского государства с преступностью. В его послужном списке числится ликвидация многих банд и поимка известных в свое время преступников. Еще и сейчас многие из людей старшего поколения помнят короткую, но бурную историю Леньки Пантелева, ликвидацию шайки «Черных воронов», дерзкое ограбление «Кожсиндиката».

В основе всех рассказов этой книги лежат подлинные события.

Авторы предпочли изменить фамилию главного героя и назвали его Васильевым. Это дало им право свободно обращаться с материалом и домысливать второстепенные, забытые или оставшиеся неизвестными подробности»…

И эта книга очень сильно отличалась от других подобных «Записок следователя» Льва Шейнина гораздо более простым и доступным стилем изложения, и думаю, что она не зря вышла именно в издательстве «Детская литература» для детей среднего и старшего возраста, а средний возраст – это дети 10-12 лет. «Записки следователя» Шейнина никогда детям не предлагались, и «Детгиз», насколько я помню, никогда детективы и прочие произведения этого автора не издавал. Слишком тяжелый это писатель для детей и подростков любого возраста.

А вот произведения Евгения Рысса преимущественно в «Детгизе» и выходили, потому что писал он в первую очередь для детей, и даже книгу по такой, казалось бы, серьезной теме, как борьба с бандитизмом, причем, не вымышленном, а реальном, он умудрился сделать легкой для всех категорий читателей, а не только для взрослых.

Но вот что удивительно. В то время как «Записки следователя» Льва Шейнина издавались и переиздавались всегда, вплоть до сего дня, «Записки следователя» Бодунова и Рысса больше так никогда и нигде и не издавались. Были только издания двух повестей в том же, 1966-м году, в журнале «Искатель» и журнале «Уральский следопыт». Я отыскал иллюстрации к этим публикациям, поэтому я представляю своему читателю всё, что когда-то к этой книге было нарисовано тремя художниками.

Все иллюстрации к повести "Обрывок газеты", она же - шестая глава романа "Записки следоватеоя", журнал "Искатель", №3, 1966 г., художник - Ю. Макаров
Все иллюстрации к повести "Обрывок газеты", она же - шестая глава романа "Записки следоватеоя", журнал "Искатель", №3, 1966 г., художник - Ю. Макаров

Правда, в 2020 году книга «Записки следователя» была выпущена рязанским издательством В. С. Митина, но, во-первых, тираж в 480 экземпляров не делает эту книгу доступной по цене, а, во-вторых, букинистами ценится именно оригинальное издание 1966 года.

И. Бодунов, Евг. Рысс, "Записки следователя", Книга 5 пятитомника, "Издатель Митин А. С.", Рязань, 2020 г., серия "Библиотека приключений и научной фантастики. Золотая полка", тираж 330 экз. + 150 экз. (доп.тираж), формат 84x108/32 (130x200 мм), 432 страницы, иллюстрации взяты с оригинальной книги 1966 г. и из жкурнала "Искатель", 1966 г. На фото корешок синей книги - оригинальное издание
И. Бодунов, Евг. Рысс, "Записки следователя", Книга 5 пятитомника, "Издатель Митин А. С.", Рязань, 2020 г., серия "Библиотека приключений и научной фантастики. Золотая полка", тираж 330 экз. + 150 экз. (доп.тираж), формат 84x108/32 (130x200 мм), 432 страницы, иллюстрации взяты с оригинальной книги 1966 г. и из жкурнала "Искатель", 1966 г. На фото корешок синей книги - оригинальное издание

Однако я только что побродил по некоторым книжным Интернет-магазинам и обнаружил, что, оказывается, сегодня малотиражный «новодел» стоит дешевле, чем оригинальное издание с 75-тысячным тиражом в хорошем состоянии на целую 1 тысячу рублей. А так с книгами не бывает - «новоделы» всегда стоят дороже оригиналов, каким бы раритетным оригинал не был.

Иллюстрация из издания 2020 года
Иллюстрация из издания 2020 года

Но показательно другое. Любое издание бестселлера «Записки следователя» Льва Шейнина в приличном состоянии (кроме первого раритетного издания 1938 года) в тех же Интернет-магазинах оценивается в 10, а то и в 20 раз дешевле «Записок следователя» Евгения Рысса. Это как раз тот случай, когда бывший бестселлер так обесценился, что сегодня почти никому не нужен.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Дилогия «Записки полицейского агента» 1874 г. - незаслуженно забытый детективный роман одесского полицмейстера

Кто на самом деле написал книги о похождениях начальника С.-Пб сыскной полиции И. Д. Путилина?

Николай Шпанов первым в советской литературе создал целых три жанра – детектив, военно-политический триллер и авантюрную фантастику

Самый убойный, но сразу же запрещенный властями СССР детективно-исторический роман о сталинской эпохе – «Желтый металл» Валентина Иванова

«Тайна музея восковых фигур»,1964 г. - крутой многотиражный советский детектив от крутого разведчика А. Коробицина

И бестселлер, и блокбастер – повесть «На графских развалинах» А. Гайдара – одно из первых советских чисто приключенческих произведений

Самый настоящий детективный триллер времен СССР – «Пропавшее сокровище» Григория Гребнева, 1956 г., общий тираж в СССР – более 2,5 миллиона