В 1929 году известный советский писатель Аркадий Гайдар написал свое первое сугубо приключенческое произведение, отвечавшее всем законам жанра и без всяких перегибов – это была повесть «На графских развалинах», ставшая бестселлером с миллионными тиражами. Кстати, в конце 50-х это произведение стало еще и блокбастером, так как фильм по нему за короткий срок стал в СССР настоящей сенсацией. Однако при всем этом в сталинские времена повесть «На графских развалинах» почему-то не была ни разу переиздана, и получила известность только в «хрущевскую оттепель», ну, а дальше ее популярность только повышалась. Популярна она и по сей день.
Как-то недавно я посетил нашу барахолку, остановился у одного книжного развала и услышал диалог между продавцом и немолодой уже женщиной, которая спросила у него, что он может предложить для детей среднего возраста. Продавец порекомендовал ей сборник рассказов Аркадия Гайдара, на что женщина очень сильно удивилась:
- А что, разве Гайдар писал книги для детей?
Причем она это спросила с такой издевкой, словно продавец был олух небесный.
Ну, продавец засмеялся, а я только пожал плечами. Очень печально, что даже достаточно взрослые люди, которые в принципе интересуются художественной литературой, не знают, для кого писал свои книги Аркадий Гайдар. Странно, но наверняка она ничего не слышала про «Тимура и его команду», «Чука и Гека», «Военную тайну» (про Мальчиша-Кибальчиша), «Бумбараша». И что точно – то она вообще не знала о том, что почти все свои повести и рассказы Гайдар писал именно для детей. Правда, детей он любил по большей части в лице своего сына, для которого, собственно, и писал повести и рассказы, но тем не менее это был именно детский писатель.
В общем, не только нынешнее поколение вообще ничего не знает про Аркадия Гайдара, но и многие люди из поколения, которое выросло в СССР, причем вовсе не в перестройку, а гораздо раньше. И они почему-то думают, что этот писатель создавал какую-то патриотическую лабуду для взрослых коммунистов, наверное, у них имя Гайдара ассоциируется с фамилией его внука, который в 90-х натворил в экономике России сущий бедлам и заслужил общенародную, мягко говоря, неприязнь.
Ну ладно, я не хочу эту тему развивать дальше, а просто хочу привлечь внимание к одной менее известной повести Аркадия Гайдара, которую он написал в 1929 году, через четыре года после выхода своих первых заметных произведений – «В дни поражений и побед» и «Р. В. С.». Сначала Гайдар придерживался только военной тематики, но чем дальше отходила Гражданская война, тем больше он переходил к приключениям. Так и появилась его самая, если так можно выразиться, «приключенческая» повесть «На графских развалинах».
Эту повесть, как и все остальные произведения Аркадия Гайдара, я прочитал в детстве, или ранней юности, в основном благодаря собранию сочинений писателя, которые отец купил в магазине. Потом я узнал, что повесть «На графских развалинах» после своего первого издания в 1929 году, во второй раз увидела свет именно в этом собрании сочинений, которое вышло только в 1956-м, то есть, 27 лет спустя.
Ну, некоторые повести и рассказы А. Гайдара или вообще при его жизни не вышли, а вышли только в конце перестройки, или после первого издания оказывались просто забытыми или полузабытыми. То же самое произошло и с повестью «На графских развалинах», когда в 1956 году о ней наконец-то вспомнили в «Детгизе», а потом и в Министерстве Кинематографии СССР, где в 1957-м сняли по этой повести полнометражный художественный фильм.
Я смотрел фильм, в детстве он мне понравился, но все же повесть гораздо богаче в воплощении этой истории. Сюжет разворачивается вокруг сокровищ, которые во время революции закопал во дворе своего имения сбежавший от наступавших «красных» старый граф. Через несколько лет в деревню при имении тайно прибывает сын графа, занимавшийся до этого бандитизмом в неразберихе Гражданской войны. Теперь же он решил бежать за границу, но сначала надо было забрать закопанные графом сокровища.
Сокровища были закопаны под пальмой, которая когда-то была привезена из Батуми и стояла во дворе имения. Тут стоит пояснить – дело происходило в южных районах Российской империи, где мягкий климат, потому пальма хорошо в этом климате прижилась.
Однако за годы войны крестьяне зачем-то пальму срубили, и сын графа, знавший, что сейф с драгоценностями закопан именно под пальмой, совершенно забыл, где она раньше стояла. Но он узнал, что у бывшего графского садовника сохранилась фотография, на которой была снята эта пальма, и вот вокруг этой фотографии и начинается возня.
Короче, все заканчивается хорошо, а не так, как в некоторых предыдущих произведениях Аркадия Гайдара, где половину, а то и почти всех положительных персонажей убивают белогвардейцы. На этот раз автор решил создать по-настоящему детское произведение, которое и захватило бы читателя, и не разочаровало бы его. И почему-то мне кается, что именно эта повесть стала вдохновляющим стимулом для Анатолия Рыбакова, создавшего в 40-50-х годах свою знаменитую дилогию «Кортик» и «Бронзовая птица». По крайней мере, и атмосфера та же самая, и тайна точно такая же, да и герои повестей аналогичные.
В общем, если кто не слышал ранее об этой повести Аркадия Гайдара и не смотрел фильм, поставленный по ней, то очень рекомендую. Кстати, сценарий на фильм «На графских развалинах» в 1957 году написал ставший впоследствии знаменитым соавтор романа «Адъютант его превосходительства» Игорь Яковлевич Болгарин, он же написал и сценарий для сериала по этому роману. Также его перу принадлежит и сценарий к тоже очень популярному сериалу «Секретный фарватер».
Сама же повесть Аркадия Гайдара «На графских развалинах» после 27-летнего перерыва стала переиздаваться в СССР очень активно как отдельными книгами, так и в авторских сборниках – за 35 лет было 20 изданий, и это только те, что мне известны. При этом тиражи были поистине огромными – некоторые книги, в которых появлялась повесть, доходили в тиражах до 500 тысяч (1956, 1986 и 1987 гг.) и даже 700-800 тысяч на книгу(1968 г. и в более поздние годы).
После 1991 года это произведение стало издаваться чаще – за те же 35 лет я насчитал уже 30 изданий, правда, конечно, современные тиражи смешные – по 10-20 тысяч, но и цены на книги сегодня далеко не советские копеечные.
К тому же следует учитывать, что в памяти народной, если выражаться высоким стилем, имя Аркадия Гайдара очень сильно стерлось, и если кто и слышал что-то наподобие понятий «Тимур и его команда» или «Бумбараш», то не имеет совершенно никакого представления о том, откуда эти понятия взялись.
Но все же кто-то прекрасно эти все книги помнит, раз они и сегодня издаются в относительно большом ассортименте.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Три незаслуженно забытых детских книги прекрасного советского писателя Льва Кассиля