Найти в Дзене
Пенсионер с удочкой

Получил "фиш каяк" часть первая

Оглавление

Чуть предыстории

Для тех, кто НЕ отслеживал причинно следственные связи моей легко-лодочной эпопеи краткая предыстория, кто в курсе, эту часть может пропустить.

Пару лет назад мне друзья подарили локу ЛЭ-3ТТ (Лодка Экспедиционная - 3 метра, производство Тайм Триал - это расшифровка модели). Лодку презентовали по моей просьбе "что-нибудь, для однодневных выездов налегке на общественном транспорте". В принципе под эту задачку лодка ЛЭ-3ТТ подошла. Сделанная из ТПУ (термопластичного полиуретана) она обладала небольшим весом, а по комфорту пользования на воде вполне меня устраивала. По крайней мере она точно удобнее многих классических одно- двух - местных надувнушек. Но случилось мрачное, на одной из рыбалок в конце августа этого года внезапно надула два пузыря, как раз слоем полиуретана. Об этом писал статью на моем канале. Статья попала на глаза директору производства фирмы Тайм Триал, он заинтересовался причинами такого поведения ткани, и после привоза лодки на производство, эксперты фирмы оценили это как производственный брак, сказавшийся с опозданием (кому интересно, в конце статьи напишу, каков механизм что послужило причиной брака). И мне была предложена лодка на замену. К этому времени я уже несколько поостыл к легкости ТПУ, и мне захотелось привычной надежности ПВХ. Я высказал пожелание...

И мне предложили находящийся в той же ценовой категории "Фиш каяк".

Поскольку в летний период на производстве у фирмы запаса готовых изделий нет, с конвейера все уходит в магазины, то мне предложили некоторое время подождать, пока под меня сделают новую лодку.

И вот через две с небольшим недели я получаю новую лодку.

Первая распаковка

Скажу сразу. Полного анализа качеств лодки в этой статье не будет. Вообще не собирался ее распаковывать до водоема, но конечно же не выдержал. Накачивать ее дома нет пространства, все же лодка почти 4 метра в длину. А у меня жизненное пространство довольно компактное. Но раскинуть лодку от холодильника до дивана удалось.

И так. Упаковка лодки выглядит стандартно для многих Тайм Триаловских изделий.

Не волнуйтесь, это фото сделал пока вез лодку домой, фонарных столбов у меня дома нет, и пол не асфальтовый).

Габарит упаковки по моим субъективным ощущениям, чуть больше, чем у бывшей моей ЛЭ 3ТТ. Вес тоже существенно отличается. По паспорту написано 13 кг, вес изделия в сборе. Не знаю, у меня по электронному безмену получилось ровно 18 кг. Это значит, что если я в упаковку положу весла (их не было, поскольку я оставил весла с предыдущей лодки), якорь, спасик, коней Александрова, и насос, то вес упаковки вылезет за 20 кило. На сегодня - терпимо. Хоть и хотелось бы полегче.

В комплекте поставки, сама лодка

-2

кстати, вызвавшая огромный незамедлительный интерес и у остальных живых существ моей квартиры, сначала у черного

-3

а потом и у белого

-4

К лодке штатное надувное сиденье со спинкой

-5

(кота ей-богу, специально не сажал, он сам проявил чрезвычайно активную заинтересованность новинками, я только успевал следить, что б он не начал об новый предмет точить когти)

Дополнительная опция - вкладыш на дно лодки - аэрдэк.

-6

Разворачивать его не стал, но по весу он достаточно тяжелый, что б задуматься о том, что именно он служит существенной частью, поднимающей суммарный вес комплекта. С другой стороны, очень полезная вещь, особенно для периодов с холодной водой. И доп жесткость корпусу и теплоизолятор от дна лодки.

Приспособы для установки весел.

-7

Я напомню, что каяк - это в принципе одноместная байдарка, и уключин на байдарке нет. Комплект весел этой лодки (как и ЛЭ-3ТТ) предполагает возможность их трансформации как в байдарочный вариант цельного двухлопастного весла, так и в два весла для классической распашной гребли. Вот, что б реализовать вариант "распашной" и приложены две дуги с уключинами. Пока меня немного напрягают ремни на них. Все что связано ремнями на надувной лодке имеет обыкновение раскачиваться и развязываться. Но, пока не понимаю, как и куда их устанавливать. Надеюсь разобраться.

Две упругие "палочки", то ли полистирольные, то ли фиберглассовые.

-8

Сначала не понял, для чего они. (волков что ли отгонять? Вспомнился анекдот про "немецкий гарнитур") Но глянув на техпаспорт лодки

-9

догадался о назначении. На модели, фото которой на сайте ТТ , передний и задний фартуки лодки на люверсах и стяжках. В этой модели фартуки меньше, зато объем им придают вот эти две пластиковые вставки.

Еще одно вложение вызвало у меня сначала недоумение

-10

Пластмассовая пластина, по форме больше всего мне напоминающая руль у старого доброго "тайменя", на котором я ходил в молодости в походы. Но здесь вроде рулевые педали не предусмотрены. Поглядев на сайте ТТ, выяснил, что это "стабилизатор хода". То есть по смыслу, тот же руль, но наоборот.Скорее "антируль".

И последняя, порадовавшая меня опция, вложенная в упаковку: 4 стакана!

Нет, в хорошем, рыболовно-водномоторном смысле слова. "Стаканы" - пластиковые держатели для удилищ, вставляемые в специальные наклееные кармашки на лодке.

-11

А, нет, не последнее вложение, просто я не стал его фотографировать. В комплекте еще стандартный ремнабор.

На этом моя первая ознакомительная часть завершилась, и я, как сумел, собрал все обратно в упаковку. Удалось! Но правда получилось не так элегантно, как на заводе.

-12

Ну что ж, буду стараться и тренироваться укладывать - раскладывать.

Ну и теперь, кому интересна техника и суть проблемы, возникшей с предыдущей лодкой:

Что же случилось с предыдущей :

Все дело в ацетоновой основе лодочного клея, которым приклеивались фирменные наклейки на лодку (именно под ними и произошло вздутие). Видимо при сбсорке лодки был нарушен технологический процесс, при котором нанесенный клей высушивается (из него должен испариться этот самый ацетон). Если сушка произошла некачественно и термоактивация клеевого слоя прошла при наличии в нем остатков ацетона то можем наблюдать не мгновенный брак, а отсроченный, латентный дефект, который проявляется через месяцы под нагрузкой. (что и произошло)

Подробно механизм выглядит так:

Фаза 1: Мгновенное повреждение (день склейки). Ацетон, сохранившийся в составе клея — мощный растворитель и пластификатор. При нанесении клея он интенсивно растворяет и размягчает термопластичное полиуретановое (ТПУ) покрытие, проникая глубоко в слой ТПУ, вплоть до границы с нейлоновой сеткой, нарушая внутреннюю структуру покрытия.

Фаза 2: Миграция и ослабление (недели/месяцы)

Не испарившаяся часть ацетона остается после склейки "запертой" в толще ТПУ-покрытия. Она продолжает мигрировать внутри материала, действуя как внутренний пластификатор, снижая молекулярное взаимодействие между молекулярными цепями полиуретана. И критически важно, что это происходит на границе раздела ТПУ и нейлона. Получается границе двух материалов образуется дополнительный клеевой слой, создающий постоянное механическое напряжение на слой ТПУ.

Фаза 3: Расслоение (проявление через месяцы)

Под действием этого постоянного напряжения и ослабленной внутренней структуры (из-за остаточного пластификатора-ацетона) происходит медленное расслоение материала. Связь между нейлоновой основой и поврежденным, "разбавленным" ацетоном слоем ТПУ оказывается самым слабым звеном.

Под воздействием внешнего фактора, в данном случае - нагрева солнечным светом наклейки, происходит когезионное разрушение, не клея, а самого ослабленного ТПУ-покрытия прямо у границы с нейлоном. Материал рвется не по шву, а рядом с ним, внутри себя. Нейлоновая основа - тканая, то есть не является сплошной и герметичной, через микропоры воздух из баллона проникает в разрыв, и в результате - надувается пузырь из ТПУ. При дальнейшей эксплуатации он представляет опасность, поскольку ТПУ без нейлоновой основы - существенно менее прочен.

-13

Такое вот объяснение. Меня уверили, что подобное нарушение технологии крайне редко на производстве Тайм Триал. Посмотрим.

Надеюсь, что ПВХ лодка окажется более долговечной.

В ближайшее время постараюсь провести полное тестирование новой лодки.