Найти в Дзене
Культурная кругосветка

ЛОЗУНГИ у театра, а в зале ОВАЦИИ: феномен Анны Нетребко

Когда Анна Нетребко выходит на сцену, её голос перекрывает даже шум улицы. Но, всё равно возле Royal Opera House в Лондоне собираются люди с плакатами. Они приходят не слушать Tosca, а спорить о том, что означает её имя. Для одних — это великая певица, для других — символ, вокруг которого легко развести шум. И вот главный парадокс: билеты на спектакли с её участием раскуплены, публика аплодирует стоя, а за пределами зала звучат лозунги. Вокруг неё спорят о политике и идеологии, но, при этом, слушают её с восхищением. В начале сентября 2025 года у здания Royal Opera House прошли акции. Несколько десятков демонстрантов с украинскими флагами и плакатами выступали против участия Нетребко в постановке Tosca. Их лозунги были направлены не против её таланта, а против того, что её имя якобы несёт «чужую символику». Тем не менее, спектакль прошёл при полном зале. Театральные критики писали, что вечер удался: мощный вокал, тонкая игра, традиционно сильная постановка. Зрители встали, чтобы аплод
Оглавление

Когда Анна Нетребко выходит на сцену, её голос перекрывает даже шум улицы. Но, всё равно возле Royal Opera House в Лондоне собираются люди с плакатами. Они приходят не слушать Tosca, а спорить о том, что означает её имя. Для одних — это великая певица, для других — символ, вокруг которого легко развести шум.

И вот главный парадокс: билеты на спектакли с её участием раскуплены, публика аплодирует стоя, а за пределами зала звучат лозунги. Вокруг неё спорят о политике и идеологии, но, при этом, слушают её с восхищением.

Протесты в Лондоне

В начале сентября 2025 года у здания Royal Opera House прошли акции. Несколько десятков демонстрантов с украинскими флагами и плакатами выступали против участия Нетребко в постановке Tosca. Их лозунги были направлены не против её таланта, а против того, что её имя якобы несёт «чужую символику».

Тем не менее, спектакль прошёл при полном зале. Театральные критики писали, что вечер удался: мощный вокал, тонкая игра, традиционно сильная постановка. Зрители встали, чтобы аплодировать, и многие делились впечатлениями о том, как вторая ария Флории Тоски «Vissi d’arte» прозвучала особенно пронзительно. Музыка, как это бывает с большой оперой, оказалась выше политического фона.

-2

Почему вокруг неё всегда споры

Анна Нетребко уже давно не просто певица. Она — имя, которое стало символом мировой оперы. Именно поэтому каждый её выход на сцену вызывает реакцию далеко за пределами концертного зала.

Символы всегда привлекают внимание. Одни хотят видеть в ней олицетворение высочайшего уровня русской вокальной школы. Другие используют её фамилию как повод для уличных протестов. Но и тем, и другим свойственно одно: они воспринимают её не только как артистку, но и как знак времени, которому приписывают собственные смыслы.

Когда опера превращается в арену

Классическое искусство редко становится полем для споров. Но, сегодня даже опера, один из самых консервативных жанров, оказывается втянутой в общественные конфликты.

На примере Tosca это видно особенно отчётливо. Внутри театра публика следит за трагической историей певицы Флории и её возлюбленного Каварадосси. А за пределами театра в тот же момент обсуждают вовсе не сюжет Пуччини, а то, кто стоит на сцене. Для одних зрителей это шедевр музыки, для других — повод вынести на улицу политические лозунги.

И в этом что-то есть: опера всегда была зеркалом человеческих страстей, но теперь в это зеркало глядит и сама современность.

-3

Голос выше шума

Что бы ни происходило вокруг, одно очевидно: Нетребко остаётся одной из самых востребованных певиц современности. Её приглашают в лучшие театры мира, афиши с её именем собирают полные залы, а каждое выступление становится событием.

Протесты у дверей — это десятки людей. Аплодисменты внутри зала — тысячи. Этот контраст говорит больше любых заголовков. Потому что реальный масштаб искусства виден там, где за тишиной оркестровой ямы звучит голос, а не на улице под вспышками камер.

Россия и культура без ярлыков

Особое значение здесь имеет ещё один аспект. Нетребко — часть российской культурной традиции, которая на протяжении веков давала миру великие имена. От Чайковского до Рахманинова, от Большого театра до Мариинки — всё это наследие стало визитной карточкой страны.

Сегодня кто-то пытается спорить с этим, навешивая ярлыки. Но, отменить факты невозможно: именно Россия воспитала голоса, которыми восхищается планета. И Анна Нетребко среди тех, кто несёт эту традицию дальше.

Музыка дольше, чем шум

Протесты против Нетребко не первые и, вероятно, не последние. Но, история искусства показывает: лозунги всегда уходят, а музыка остаётся. Имя певицы останется в афишах, в записях, в памяти зрителей, которые видели её на сцене.

В этом и есть сила искусства. Оно не требует доказательств, не нуждается в оправданиях. Оно просто существует и переживает любую политическую бурю.

Анна Нетребко продолжает выходить на сцену. Для одних она — повод спорить, для других — символ музыкального искусства.

Но, решает всё-таки третье: её голос, который звучит дольше и сильнее, чем любой шум за окном.

А как думаете вы: может ли сегодня искусство быть выше политики, или время требует от артистов куда большего, чем просто талант?

Не забывайте ставить "👍" если статья была интересна и подписываться на канал.