Время не остановить, прошлое безвозвратно уходит, события и факты
забываются как и люди, и корабли, и происшествия. Но люди всегда имели возможность сохранить память о былом - только от их желания и возможностей зависит как и в какой форме сохранить то, что напоминает о прошлом. Часто о желании что-то сохранить вспоминают слишком поздно, но есть много примеров, когда о сохранении того или иного экспоната-образца техники задумываются до того, как эта "боевая единица" превратится в ржавый остов или будет разобрана на "иголки". Считаю правильным приветствовать то, когда объединения граждан и властей бережно относятся к технике (боевым кораблям), которые есть в их распоряжении, и своевременно принимаю решение о том, чтобы ее сохранить. Вот еще одна возможность того как сохраняются относительно "современные" подводные корабли.
97. Памятный объект: Подводная лодка SS-394 "Razorback" ("Рэйзорбэк") типа "Balao" ("Балао"), США
Статус: подводная лодка - музей на плаву
Место расположения: США, штат Арканзас, г.Северный Литл-Рок (Норт-Литл-Рок)
Открыт: 15 мая 2005 года
Большая подводная лодка "Рэйзорбэк" типа "Балао" была заложена 9
сентября 1943 года на верфи "Портсмут Нэви Шипярд" в Киттери (США). 27
января 1944 года субмарину спустили на воду, а 3 апреля 1944 года - ввели в
состав флота.
Интересно, что дата спуска на воду - 27 января 1944 года - памятная дата, так как это был единственный случай, когда ВМС США спустили на воду четыре подводные лодки на одной верфи за один день - SS-394, SS-395, SS-396, SS-397.
Для справки (для подводных лодок данного типа): водоизмещение (надводное/подводное) - 1990-1998/ 2391-2424 т; размерения: 93,5-95 х 8,3 х 5,2 м; глубина погружения - 120 м; экипаж - 80-85 человека; архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная. Энергетическая установка субмарины - дизель-электрическая, 4х1350 л.с., электродвигатель: 4х1375 л.с. Скорость хода: надводная наибольшая - 20,25 узлов, наибольшая подводная - 8,75 узлов, в режиме РДП - 5 узлов. Дальность плавания: надводная/подводная - 11000/100 миль при скорости - 10/2 узла.
После завершения строительства подводная лодка бала переведена в Перл-Харбор; приняла участие в боевых действиях на Тихом океане. подводная лодка действовал в районе островов Мидуэй, Палу, Филиппинских и Курильских островов против японских кораблей и судов. Привлекалась для обеспечения проведения десантных операций и спасения экипажей подбитых американских самолетов.
Подводная лодка SS-394 "Рэйзорбэк" закончила войну в Токийском заливе. На ее боевом счету пять потопленных кораблей и судов противника, спасение четырех пилотов с бомбардировщика Б-29 и пр. После окончания войны подводная лодка оставалась в боевом составе флота.
В 1952-1954 годах она была модернизирована по программе GUUPY IIA. Подводная лодка участвовала во Вьетнамской войне.
В 1962 году подводная лодка в качестве наблюдателя принимала участие в испытаниях ядерного оружия "Свордфиш", когда испытывалась противолодочная ракета "Асрок" с ядерной БЧ (10 кТ). Во время взрыва - субмарина находилась на перископной глубине на расстоянии в 2 мили от мишени.
Из состава американских ВМС была исключена 30 ноября 1970 года и передана Турции - в турецких ВМС получила наименование SS-336 "Мурат Рейс" ("Murat Reis"). В 2001 году подводная лодка была возвращена США.
В боевой состав флота не вводилась, после хранения 18 июня 2004 года ее передали городу Северный Литл-Рок (штат Арканзас) для организации музея. По другим данным события развивались несколько иначе.
Для справки: Вооружение (проектное для лодок данного типа): 10х533-мм торпедных аппаратов (6 - носовых ТА Mk32, Mk33 и 4 кормовых Mk34, Mk35), 24 торпеды; 1х1-76-мм или 1х1-102-мм или 1х1-127-мм орудие, 1х2-20-мм или 1-1х1-40-мм зенитные установки.
Город Норт-Литл-Рок (Северный Литл-Рок, шт.Арканзас) приобрёл бывший корабль ВМС - подводную лодку "Мурат Рейс" у Турции 25 марта 2004 года за 37500 долларов США. Средства на покупку и все расходы на буксировку были покрыты за счёт частных пожертвований.
Подводная лодка вышла из Турции на буксире 5 мая 2004 года, пересекла Средиземное море до Гибралтара, а затем была отбуксирована через Атлантический океан и прибыла в Ки-Уэст (шт.Флорида), вечером 13 июня 2004 года. 14 июня 2004 года ее снова взяли на буксир, и 19 июня 2004 года она прибыла в Новый Орлеан (шт.Луизиана). Оттуда ее отбуксировали вверх по рекам Миссисипи и Арканзас к месту постоянного базирования в Норт-Литл-Роке. Судя по длинному пути и удачной буксировке - состояние субмарины было довольно неплохое!
Часть пути по реке Арканзас лодка прошла с использование двух
барж в качестве понтонов, которые поднять подводную лодку на несколько футов, для уменьшения ее осадки (глубина реки местами - 2,7 м, а осадка субмарины - 3,5 (носом)-4,6 (кормой) м), при этом чтобы ее силуэт не мешал проходу под мостами по её маршруту.
29 августа 2004 года «Рэйзорбэк» прибыла к причалу в Норт-Литл-Роке, в Арканзасский музей внутреннего судоходства. Официальное открытие музея для публики состоялось 15 мая 2005 года.
Подводная лодка SS-394 названа в честь одного из типов китов (возможно - сельдевый кит или настоящий полосатик), обитающего в дальних южных районах Тихого океана. Лодка считается одной из самых "долгожителей" среди боевых подводных лодок в мире, находящихся в строю, причем служившей в двух разных странах в течение 56 лет активной службы.
Как всегда, возможно риторический вопрос: "А кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видели эту субмарину в Норт-Литл-Рок (штат Арканзас) ? Вопрос звучит необычно, но мало ли, всякое может быть в современном мире.
Интересно в каком состоянии субмарина сейчас. Поделитесь впечатлениями!
PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).