В 1980-е годы акустика оставалась «мебелью»: строгие ящики из дерева, тканевые решётки, минимум экспериментов. Но в 1985 году Bang & Olufsen решила всё изменить и представила линейку Red Line. Пластиковые корпуса, смелый дизайн и новые технологии — это был вызов консервативному миру hi-fi. Модель Beovox RL 60.2 стала одной из самых удачных версий, объединив внешний футуризм и улучшенное звучание.
Первые в линии
B&O всегда умела создавать аппаратуру, которая выглядела так, словно прилетела из будущего. Усилители и тюнеры с сенсорными кнопками и логикой управления давно стали фирменным стилем компании. Но акустика застряла в 1970-х — кубы из дерева и тканевые сетки.
Red Line, показанная в 1985 году, стала настоящим поворотом. Дерево заменили на ABS-пластик, строгие линии — на скульптурные формы. Колонки можно было поставить на пол, закрепить на стене или даже подвесить к потолку. Покупателям предлагали набор стоек и кронштейнов, а фирменные спиральные кабели красного и чёрного цвета подчёркивали стиль.
Главной технической новинкой было использование лазерной интерферометрии для измерения резонансов корпуса. Отсюда и название — Red Line («красная линия»), от цвета лазерного луча.
Shape Shifting: корпус против резонансов
Инъекционно-литой пластик позволил B&O оптимизировать конструкцию:
- внутри появились рёбра жёсткости и панели с битумом,
- форма без параллельных стенок уменьшала окраску,
- уровень звука, излучаемый тыльной стороной корпуса, снизился на ~20 дБ (важно для настенного монтажа).
Первая версия RL 60 использовала ABR-излучатель (auxiliary bass radiator) — тяжёлую стальную пластину на подвесе. Но у решения были минусы, и в 1987 году появилась обновлённая RL 60.2, где вместо ABR применили компактный фазоинвертор.
Tweeter Philips сменили на более качественный Vifa (Дания), а кроссоверы переработали. Итог — заметный прирост в звучании: акустика стала более универсальной и музыкальной.
On A Roll: эволюция Red Line
В линейку входили:
- RL 45 / RL 45.2 — более простая версия с одним вуфером (165 мм) и твитером.
- RL 60 / RL 60.2 — старшая, с двумя 130-мм вуферами Standard Elektrik Lorenz и твитером Vifa.
- Позже появились RL 35 (мини), RL 140 (большие напольники).
В 1990-е их переименовали: RL 1000, 2000, 6000 и 7000.
Tim Listens: впечатления от звука
Даже спустя почти 40 лет RL 60.2 выглядит необычно. Невысокие, наклонённые вперёд, они больше напоминают студийные мониторы, чем домашние «ящики».
Характер звучания:
- на полу дают дополнительный басовый подъём;
- умеют играть громко, долго и без перегрузки — идеальны для вечеринок;
- создают широкую сцену, около метра в высоту, с чёткой локализацией;
- бас слегка размывается от «подпора» пола, но не сваливается в «гул»;
- середина имеет лёгкую «впадину», из-за чего вокал иногда уходит назад;
- верх мягкий и деликатный, как у многих B&O, без яркой «искры».
Общее впечатление: звук не студийно-точный, но тёплый, насыщенный и музыкальный.
Технические характеристики
Bang & Olufsen Beovox RL 60.2 :
- Чувствительность (SPL/1м/2.83В): 90.4 дБ @ 1 кГц / 90.1 дБ (средняя) / 88.3 дБ (IEC)
- Импеданс (20 Гц – 20 кГц):
минимум: 4,75 Ом @ 172 Гц
максимум: 18,6 Ом @ 79 Гц - Фаза импеданса:
минимум: –42° @ 99 Гц
максимум: +33° @ 60 Гц - Согласованность пары / ошибка АЧХ (200 Гц – 20 кГц): 2,4 дБ / ±3,0 дБ / ±3,8 дБ
- Расширение диапазона (–6 дБ ref. 200 Гц/10 кГц): 53 Гц / 28,3 кГц / 33,0 кГц
- КНИ при 90 дБ SPL/1м:
100 Гц: 4,8%
1 кГц: 0,3%
10 кГц: 0,9% - Размеры (В×Ш×Г): 405 × 540 × 180 мм
- Вес: 9 кг
Итог
Beovox RL 60.2 — это сочетание смелого дизайна и продуманной инженерии. Они выглядели футуристично в 1987-м и до сих пор способны удивить, а по звучанию остались узнаваемо «датскими»: мягкие, масштабные, с акцентом на комфорт, а не на кристальную аналитичность.
❓А вы бы рискнули поставить у себя в комнате колонки на стену или под потолок, как задумывала B&O, или предпочли бы классические стойки?