Городской транспорт
В 1948 г на Рижском вагоностроительном заводе начались разработки новой модели трамвая на смену устаревшим МТБ-82. В 1950 г был построен прототип вагона РВЗ-50, однако ещё в течении десяти лет в прототипы вносились необходимые изменения. Серийные вагоны получили обозначение РВЗ-6 и их серийное производство началось в 1960 г. Впервые для снижения шума при движении на РВЗ-6 применили колёса с внутренней резиновой амортизацией.
Первая опытная партия из восьми новых трамваев прибыла в Москву осенью 1960 г в депо им. Апакова. После этого вагоны РВЗ-6 в Москву больше не поставлялись из-за массовых поставок чешских вагонов "Татра" Т-2, а в 1966 г все восемь вагонов передали Ташкенту, пережившему землетрясение.
Все трамваи этого варианта имели большую эмблему завода-производителя в виде крылатой звезды на передней панели кузова и трёхоконную заднюю оконечность, а лобовое остекление состояло из четырёх стёкол.
По центру лобовой стенки располагалась единственная круглая фара. Кузов обшивался алюминиевыми листами на заклёпках. У вагонов РВЗ-6 этого выпуска в оконечностях кузова юбки вагона были сплошные.
Изнутри кузов обшивался отделочной лакированной фанерой. РВЗ-6 оснащался тележками мостового типа с одинарным подвешиванием на винтовых пружинах. Вагон имел реостатно-контакторную систему управления и получал электрическую энергию от контактной сети напряжением 600 В посредством токоприёмника бугельного типа.
Две четырёхстворчатые двери были сделаны поворотно-складными с двойными створками и оснащались пневматическим приводом. Тормоза вагона также имели пневматический привод. Пассажиры располагались в салоне на мягких сиденьях диванного типа.
Вагоны РВЗ-6 базовой модели строились с 1960 по 1966 г, и за этот период было построено 918 вагонов.
По сохранившемуся вагону № 222 в разные годы предоставлялсь противоречивая информация. Когда он выезжал на парад трамваев, то на сопроводительной табличке писалось будто он выпущен то в 1960 г, то в 1965 г. Да и по его эксплуатации тоже нет точных данных. Считается, что он эксплуатировался в подмосковном городе Коломна, сначала с пассажирами, а потом в качестве учебного. В 1999 г вагон был передан в Москву и восстановлен в качестве музейного экспоната.
По другим данным этот вагон эксплуатировался в Москве с 1960 по 1964 или 1966 г. Число мест для сидения - 36 (в музейном трамвае 34 места). Скорость - 50 км/час.
В 1966 г начался выпуск модернизированного вагона РВЗ-6М (буква "М" означала - "модернизированный") с автоматической и полуавтоматической системой управления. Применен пневматический тормоз для автоматического затормаживания вагона при истощении электродинамического тормоза со скорости 5 км/ч до полной остановки. На вагонах этой серии модернизирована тележка, увеличена мощность тяговых двигателей, добавилось оборудование электромагнитными рельсовыми тормозами. В движение вагон приводился четырьмя четырехполюсными самовентилируемыми тяговыми электродвигателями ДК-259Д мощностью по 43 кВт. С 1972 года изменилась эмблема завода-производителя - вместо "крылатой звезды" стали устанавливаться логотип из трёх латинских букв RVR - аббревиатуры РВЗ на латышском языке (Rīgas Vagonbūves Rūpnīca). Трамвайные вагоны серии РВЗ-6М строились с 1966 по 1974 г, выпущено 1 988 вагонов.
В 1974 г была произведена очередная модернизация РВЗ-6, которая позволила им работать в составе поездов по системе многих единиц (в составе поездов из 2 и 3 вагонов). Для этого в передней и задней частях кузова появились вырезы для балок сцепных приборов.
Над фарой монтировалась розетка межвагонного соединения. На задней стенке окно стало односекционное, а внутреннюю обшивку стали делать из пластика. Такой вариант вагона получил заводское обозначение РВЗ-6М2 и индекс 71-17 в единой системе наименования подвижного состава трамвая и метро. Один из вагонов этой модификации сохранён в Нижегородском музее горэлектротранспорта, но на нём эмблема от РВЗ-6.
Вагон как и прежде имел по центру лобовой стенки единственную фару, а над и под задней лестницей на крышу появились по две розетки в прямоугольной выштамповке для соединения межвагонных кабелей, эмблема RVR перенесена на правый борт вагона за первую дверь. С 1983-1984 гг на РВЗ-6М2 перестал устанавливаться верхний хромированный молдинг, а с 1985 года и нижний. Двери у вагона четырёхстворчатые с поворотно-складными двойными створками.
В декабре 1987 г последние РВЗ-6М2 покинули сборочные линии завода. Однако со склада они продолжали отпускаться и в начале следующего года, поэтому 1988 г иногда приводится в некоторых источниках информации как год окончания серийного выпуска РВЗ-6. Построено 3 110 вагонов модификации РВЗ-6М2.
Фотографии из личной коллекции.
Возможно, Вам также будет интересно:
В Контакте - https://vk.ru/avtofoto77
На личном сайте - http://avtofoto77.ru/books-video.php
Книги по автомобилям, авиации, военной технике - http://avtofoto77.ru/