Неудобная наследница и хлипкий муж
История Хатшепсут, первой в мировой истории женщины, которая не просто влияла на власть из-за трона, а официально взгромоздилась на него, началась в эпоху больших перемен. Египет только-только приходил в себя после столетнего унижения под пятой гиксосов — чужеземных правителей, которых дед нашей героини, фараон Яхмос I, с горем пополам вышвырнул из страны около 1550 года до н.э. Воздух был пропитан запахом победы, реванша и, как это всегда бывает, новых придворных интриг. На этом фоне и родилась девочка, которой суждено было нарушить все мыслимые и немыслимые правила.
Ее отцом был Тутмос I, фараон-вояка, расширивший границы Египта до невиданных пределов, а матерью — царица Яхмес. И вот тут кроется первая и главная загвоздка всей династической головоломки: единственной носительницей чистой царской крови, прямой наследницей престола была именно Яхмес. Тутмос стал фараоном лишь потому, что удачно на ней женился. Все сыновья этой пары благополучно отправились в мир иной еще в младенчестве, оставив Тутмосу I единственную законную дочь — Хатшепсут. Для египетской аристократии, помешанной на чистоте крови, ситуация была патовая. Чтобы хоть как-то укрепить ее статус, отец провозгласил дочь «Супругой бога Амона-Ра» — верховной жрицей главного солнечного божества. Это был не столько духовный сан, сколько политический маневр, дававший ей огромное влияние и сакральный статус, но не прямую дорогу к трону.
Проблема престолонаследия требовала мужского решения. У Тутмоса I, как у любого порядочного фараона, имелся целый гарем второстепенных жен, которые исправно рожали ему детей. Чтобы хоть как-то связать концы с концами и укрепить династию, отец пошел на стандартный для тех времен шаг: выдал чистокровную Хатшепсут замуж за ее сводного брата, сына от второстепенной жены Мутнофрет. Мальчика, чтобы никому не было обидно, тоже звали Тутмосом. Этот союз должен был легитимизировать права сына наложницы на престол через брак с единственной законной наследницей.
Тутмос II, ставший соправителем отца в последние годы его жизни, был, по всей видимости, личностью совершенно ничтожной. Болезненный, слабый, нерешительный — он был бледной тенью своего воинственного папаши и амбициозной жены. Многие историки полагают, что уже тогда реальной властью в Египте обладала Хатшепсут, которая вертела своим хлипким муженьком, как хотела. Их брак, впрочем, не принес династии долгожданного наследника мужского пола. Родились две дочери, Нефрура и Меритра, но они покинули этот мир в юном возрасте. Зато у Тутмоса II от наложницы по имени Исида подрастал крепкий и здоровый мальчик — и его, следуя семейной традиции не утруждать себя разнообразием, тоже назвали Тутмосом. Именно этого ребенка и объявили наследником престола.
Правление Тутмоса II было недолгим и бесславным. Он просидел на троне всего три года и тихо скончался, как показали исследования его мумии, не от кинжала заговорщика, а от какой-то болезни, оставив после себя клубок неразрешимых противоречий: малолетнего наследника от наложницы и властную, полную сил вдову с безупречной родословной. Политическая сцена была готова к большой игре.
Тихий переворот под аккомпанемент жреческих гимнов
Кончина Тутмоса II открыла ящик Пандоры. При дворе немедленно сформировались две противоборствующие партии. С одной стороны — военная элита, генералы и ветераны походов Тутмоса I, которые видели будущее Египта в продолжении завоевательной политики и делали ставку на единственного мужчину в роду, пусть и полукровку, — юного Тутмоса III. С другой стороны — могущественное жречество бога Амона-Ра, которое прекрасно понимало, что их влияние напрямую зависит от поддержки законной наследницы, верховной жрицы Хатшепсут. Началась одна из первых в истории документально зафиксированных подковерных битв за власть.
В итоге стороны пришли к шаткому компромиссу. Малолетнего Тутмоса III, которому на тот момент не было и двенадцати лет (возраст, с которого египетские законы позволяли короноваться), провозгласили фараоном. Хатшепсут, как вдова и единственная носительница царской крови, стала при нем регентом. Но все понимали, что это лишь временная мера. По законам Древнего Египта, право на престол передавалось по материнской линии, а матерью мальчика-фараона была простая наложница. Его права на власть висели на волоске. Чтобы хоть как-то их укрепить, жрецы, скрипя сердце, от имени оракула Амона объявили, что Тутмос III стал фараоном по воле самого бога. Это произошло в первый же год его номинального правления.
Но Хатшепсут была не из тех женщин, что довольствуются ролью серого кардинала при пасынке сомнительного происхождения. Она не собиралась уступать трон предков сыну наложницы. По разным данным, то ли через 18 месяцев после воцарения Тутмоса III, то ли в конце четвертого года его правления, она провернула блестящий и абсолютно бескровный государственный переворот. Произошло это во время пышной церемонии в храме Амона в Фивах. Жрецы, как обычно, вынесли на плечах тяжелую священную барку со статуей бога. Процессия медленно двигалась по храмовым залам, и вдруг, поравнявшись с Хатшепсут, носильщики неожиданно опустились на колени. Из глубин святилища раздался голос оракула, объявившего, что сам Амон-Ра благословляет свою дочь стать новой владычицей Египта.
Хитрая регентша сделала ход, которого, похоже, не ожидали даже ее сторонники-жрецы. Они-то, вероятно, планировали провозгласить ее «Священной правительницей», оставив за собой возможность в будущем сместить ее с престола. Но Хатшепсут, ухватив момент, сама объявила себя фараоном, приняв полное мужское тронное имя Маат-Ка-Ра. Этим шагом она не просто отстранила конкурентов, но и перекрыла любую законную возможность отнять у нее власть. Женщина стала царем, земным воплощением бога Гора. Такого Египет еще не видел.
Юного Тутмоса III аккуратно перевели в статус «младшего соправителя» и наследника, после чего фактически взяли под стражу и отправили на «воспитание» в храм. Избавляться от подростка-фараона Хатшепсут не стала — возможно, из гуманных соображений, а скорее всего, из холодного расчета, понимая, что его уход из жизни может вызвать бунт в армии. Более того, в дальнейшем она не только допускала его к решению государственных вопросов (оставляя, разумеется, последнее слово за собой), но и назначила его верховным главнокомандующим египетской армии. Чтобы окончательно привязать пасынка к себе, она женила его на своей любимой дочери Нефруре, которую и готовила в наследницы. Но Нефрура покинула этот мир, и тогда Тутмосу пришлось жениться на младшей дочери Хатшепсут — Меритре. Так, через череду смертей, интриг и божественных откровений, женщина, которой по всем законам полагалось оставаться в тени, стала полновластным правителем самой могущественной державы того времени.
Божественное рождение и накладная борода
Захватить власть — это полдела, ее нужно удержать. Хатшепсут и ее команда жрецов развернули беспрецедентную идеологическую кампанию, чтобы оправдать неслыханное — женщину на троне фараонов. Поскольку традиция требовала, чтобы фараон был мужчиной, земным воплощением бога Гора, Хатшепсут пришлось пойти на радикальные меры. Она начала появляться на официальных церемониях в мужской одежде, с обнаженным торсом и с накладной церемониальной бородой — главным атрибутом царской власти. В надписях и на рельефах ее стали именовать «Его Величество».
Но этого было мало. Нужна была легенда, объясняющая, почему именно она, женщина, имеет божественное право на престол. И жрецы ее создали. По всей стране распространялась история о ее божественном рождении. Якобы сам верховный бог Амон-Ра, воспылав страстью к ее матери, царице Яхмес, явился к ней в облике ее мужа, фараона Тутмоса I. От этого божественного союза и родилась Хатшепсут. На стенах ее заупокойного храма в Дейр-эль-Бахри до сих пор сохранились подробные рельефы, иллюстрирующие эту историю: вот бог-творец Хнум лепит на гончарном круге тельце будущей царицы и ее «ка» (духовного двойника), а вот Амон-Ра предрекает ей великое будущее.
Вершиной этой пропагандистской кампании стало объявление о том, что ее земной отец, Тутмос I, еще при жизни лично назначил ее своей единственной наследницей перед всем двором и жрецами. Это была наглая, ничем не прикрытая ложь, полностью противоречившая всем известным фактам, но в отсутствие свидетелей и при полной поддержке жречества она стала официальной версией истории.
Так, опираясь на сфабрикованную мифологию, поддержку жрецов и богатство казны, оставленное ей воинственными предками, Хатшепсут правила Египтом. Ее царствование стало эпохой мира и процветания. В отличие от своих предшественников и преемника, она не вела завоевательных войн, сосредоточившись на внутренней политике, строительстве и восстановлении торговых связей. Она лавировала между интересами жречества и армии, щедро одаривая и тех, и других, и тем самым поддерживая хрупкий баланс сил в государстве. По мнению ряда исследователей, она добилась власти, «какой не было ни у одной женщины ни до, ни после нее, включая английских королев и русских императриц».
Экспедиция в страну богов и строительный бум
Хатшепсут правила мирно и благополучно почти восемь лет. Но на девятый год ее правления над Египтом нависла угроза экономического кризиса. Золотой запас, накопленный ее предшественниками в бесконечных войнах, начал истощаться. В армии, томившейся без походов и добычи, зрело недовольство. Военачальники во главе с уже повзрослевшим Тутмосом III все настойчивее требовали начать войну, чтобы пополнить казну. Хатшепсут оказалась в ловушке: и победа в войне (которая прославила бы Тутмоса), и поражение одинаково грозили ей свержением с престола.
И тогда она приняла гениальное и совершенно нетривиальное решение. Вместо того чтобы отправлять армию на север, грабить Сирию и Палестину, она организовала грандиозную торгово-военную экспедицию на юг, в таинственную и полумифическую страну Пунт. В египетской мифологии Пунт считался «землей богов», родиной предков, источником благовоний и экзотических товаров. Снарядили пять больших кораблей, на которые погрузили пятитысячный военный отряд под командованием Тутмоса III, а также послов, купцов и разведчиков. Целью экспедиции было не завоевание, а установление торговых и дипломатических отношений.
Экспедиция увенчалась оглушительным успехом. Правитель Пунта, пораженный мощью египетского флота, признал себя вассалом фараона и преподнес щедрые дары. Египтяне вернулись домой с кораблями, доверху груженными сокровищами: миррой, ладаном, черным деревом, слоновой костью, золотом, шкурами экзотических животных и, что самое ценное, живыми мирровыми деревьями, которые затем были высажены у храма в Дейр-эль-Бахри. Богатства, привезенные из Пунта, оказались настолько велики, что полностью покрыли дефицит казны. Кризис был преодолен, престиж Хатшепсут как мудрой правительницы, приносящей стране процветание без кровопролития, взлетел до небес. Вся история экспедиции была подробно запечатлена на рельефах ее заупокойного храма, став одним из самых ярких памятников ее правления.
Помимо экспедиции в Пунт, эпоха Хатшепсут ознаменовалась грандиозным строительством по всему Египту. Она восстанавливала храмы, разрушенные во времена гиксосов, и возводила новые. Жемчужиной ее строительной программы стал великолепный террасный храм в Дейр-эль-Бахри, построенный ее фаворитом и архитектором Сененмутом. Этот храм, вырубленный в скалах, до сих пор поражает своей гармонией и изяществом. Она также воздвигла в Карнакском храме два гигантских обелиска из красного гранита, самые высокие из всех, что когда-либо видел Египет.
Месть пасынка и вечная жизнь в камне
Хатшепсут правила Египтом около двадцати двух лет и умерла примерно в 1458 году до н.э. в возрасте около 50 лет. Исследования ее мумии, идентифицированной в 2007 году, показали, что она страдала от целого букета болезней: диабета, артрита и рака костей, который, вероятно, и стал причиной ее ухода. После ее кончины на престол наконец взошел ее пасынок, Тутмос III, который все эти годы терпеливо ждал своего часа, находясь в тени своей властной мачехи.
И он не забыл ничего. Как только Тутмос III стал единовластным правителем, он с головой ушел в то, чего был лишен все эти годы, — в войну. Он совершил семнадцать победоносных походов в Азию, создав огромную Египетскую империю и вписав свое имя в список величайших завоевателей в истории, наряду с Александром Македонским и Наполеоном.
А затем он развязал новую войну — войну не с живыми врагами, а с каменной вечностью своей предшественницы. Был отдан приказ приговорить Хатшепсут к высшей мере наказания для правителя — полному и окончательному забвению. По всему Египту застучали молотки: со стен храмов, с гигантских обелисков и изящных статуй сбивали ее царские картуши. Ее лики, застывшие в граните и известняке, превращались в безымянную пыль, а разбитые изваяния находили свой последний приют в земле. Великая женщина-фараон должна была раствориться во времени, стереться из памяти народа, словно ее двадцатидвухлетнего правления никогда и не было. Долгое время считалось, что Тутмос III сделал это из мести, желая поквитаться с женщиной, отнявшей у него трон на два десятилетия. Однако сегодня многие египтологи придерживаются другой точки зрения. Возможно, это был не акт личной ненависти, а холодный политический расчет. Уничтожая память о Хатшепсут, Тутмос III не столько мстил, сколько восстанавливал традиционный порядок вещей, согласно которому править мог только мужчина. Он стирал опасный прецедент, чтобы ни одна женщина в будущем не смогла посягнуть на трон фараонов.
Как бы там ни было, его попытка провалилась. Несмотря на все усилия, полностью уничтожить память о Хатшепсут ему не удалось. Археологи XIX и XX веков, раскопав ее храм и восстановив разбитые статуи, вернули миру имя великой царицы. Сегодня ее фигура вызывает ожесточенные споры: была ли она коварной узурпаторшей, третировавшей великого полководца, или выдающейся правительницей, опередившей свое время? Вероятно, и то, и другое. Но одно несомненно: ее жизнь была одной сплошной интригой, из которой она, несмотря на посмертное проклятие, в конечном счете вышла абсолютной победительницей.
Военачальники - Истории о полководцах разных эпох
Дела монаршие - Все могут короли, все могут короли... Про любовь, войну, горе и радость монарших особ
Исторические курьезы - Разное забавное из истории нашего шарика
Баблия, история, наука - Библейские сюжеты в контексте истории и науки
Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера