Не секрет, что отечественные рок-группы, которые записывали свои альбомы в 1992-м, всего через пару-тройку месяцев после развала СССР в 1991-м, по факту еще оставались группами советскими, и музыку они исполняли именно ту, которую сочиняли по советским лекалам. К таким группам относится и группа «Черный Обелиск» Анатолия Крупнова, которая записала свой первый официальный диск в марте 1992-го. И вот, можно констатировать факт, что это был первый металлический альбом постсоветской эпохи, причем для меня и по сей день этот альбом остается лучшим из всего, что сочинили и записали наши металлисты как во времена СССР, так и за всю последнюю треть века.
Я прекрасно помню тот зимний день 1993 года, когда я пришел вечером домой, и еще не сняв куртку, включил телевизор. И вдруг я увидел в нем нечто такое, что поразило меня в самый мозг. Там играла какая-то группа, музыка которой была на порядки выше всего, что я когда-то слышал в советском и российском роке.
На видео: это альтернативный клип песни "Черного Обелиска", которую я услышал по телевизору в 1993-м, а сам клип, которыйя тогда увидел, я разместил ниже
Группа эта называлась «Черный Обелиск», и я о такой никогда не слышал, и до того не слышал никто из моих корефанов-рокеров и металлистов, по крайней мере, я от них никогда не слышал, чтобы они об этой группе слышали.
И вот, поперся я в ближайший магазин «Мелодия» (тогда они еще не позакрывались), и сказал тамошнему продавцу, который меня знал, как собирателя винила, что желаю купить CD, или хотя бы кассету группы «Черный Обелиск», которую давеча услышал по телевизору. На что мне продавец ответил:
- Вай, дарагой, зачэм тэбэ какая-то кассэта! Пакупай сразу выныл – будэт краса всей твоей коллэкции!
Нифига себе! - подумал я, - они уже даже и винил выпустили!
На видео: оригинальный промо-клип
Это потом я узнал, что в том клипе, который я видел, как раз рекламировалась и виниловая пластинка «Черного Обелиска» под названием «Ещё один день», но я-то ведь клип видел не сначала, поэтому пропустил этот момент. Я схватил эту пластинку, и хотя за нее заломили как за бочку свежих соленых помидор, потащил домой.
Притащив диск домой, я немедленно кинул его на иглу и целых сорок минут наслаждался чарующими звуками гитар (с) и чуть ли в пляс не пускался (с), потому что слушать этот задор, просто сидя на диване, не получалось.
Короче, я слушал этот диск несколько дней подряд, пока не выучил наизусть каждую ноту, а потом, сделав ревизию всей советской и российской рок-музыки, рок-н-ролльного и металлического типа, которую я когда-либо слушал, пришел к выводу, что впервые услышал шедевр.
Да, это был шедевр. Нет, конечно, всякие «Круизы», «Черные Кофе», «Парки Горького», «Арии», «Мастеры» играли более профессиональную и возвышенную музыку, но по саунду и оригинальности они с «Черным Обелиском» и рядом не валялись. Другими словами – все наши тяжелые группы продуцировали сугубо вторичную музыку, часто основанную на хайпе, но не здоровом и задорном, а на зажатом и подражательном.
До этого я думал, что ничего своего наши группы придумать уже не смогут, но услыхав диск от «Черного Обелиска», душа моя воспрянула. Оказывается, есть еще порох в пороховницах, еще могут наши умельцы создавать шикарную тяжелую музыку, не копируя западные образцы! Я впервые услышал чисто русский металл, хоть и не совсем затейливый, как у «Арии» или «Парка Горького», но зато по-настоящему интересный, а по большому счету – совершенно зажигательный.
На аудио: тут весь альбом "Черного Обелиска" "Еще один день" 1992 года - с начала и до конца
Короче, принялся я искать другие записи «Черного обелиска», но меня ждало очень большое разочарование. Я нашел только одну кассету с ранними записями, но на ней была такая неинтересная музыка, что сразу было ясно – это демо-записи группы, которая еще не умела не только записываться и играть, но и сочинять.
Ну ладно, я эту кассету «Черному Обелиску» простил, потому что я до этого на таких же кассетах слышал еще более ужасные ранние демо-записи гремевших уже тогда по всей стране «Круиза», «Арии», «Черного Кофе» и прочих. И поэтому я стал ждать новых релизов «Черного Обелиска», полагая, что на достигнутом Крупнов и Компания останавливаться не будут, а выдадут что-то еще более шикарное.
Но как же я здорово обмишурился! В 1994 году на CD вышли сразу два альбома «Обелиска», но первый – «Стена» - оказался просто перезаписанными заново старыми песнями еще 80-х годов, хоть и сыгранными хорошо, но так безвкусно сочиненными, что за оригинальную, а тем более задорную музыку это принять нельзя.
Второй альбом, уже с новой музыкой – «Я остаюсь» - это тоже новым альбомом считать нельзя, это были просто переформатированные мелодии с диска «Ещё один день» 1992 года. У меня сложилось такое впечатление, что Анатолию Крупному сочинять новую музыку уже надоело, и он пошел по старым калькам. Единственная по-настоящему шикарная песня там – это деревенский фолк-рок «Я остаюсь», и больше ничего уникального на диске нет.
Возможно, если бы я не слышал совершенно шедевральный альбом «Ещё один день», то я бы диск «Я остаюсь» принял бы на ура, но так как я его слышал, то перелицованный полушубок, хоть и такой же шедевральный, меня совсем не прельстил.
В общем, я подумал, что еще не всё потеряно, и стал ждать новых релизов группы «Черный Обелиск» в надежде, что Маэстро Крупнов все же одумается и сочинит все же что-то такое же интересное, что он сочинил когда-то для альбома «Ещё один день».
Но в 1997 году Анатолий Крупнов взял и умер, и на это прискорбном событии группа «Черный Обелиск» просто закрылась.
Нет, в начале 2000-х группа снова возродилась, но уже без Анатолия Крупнова. Однако это уже была совсем другая группа, и с «Черным Обелиском» она не имеет сегодня ничего общего. Новый состав группы выпустил с 2002 по 2019 гг. еще девять студийных альбомов, но на них был записан такой хэви-металлический шлак, который я просто не могу слушать.
Конечно же, я этот шлак все равно прослушал весь, чтобы не быть голословным, но ни одна песня ни на одном альбоме меня совершенно не впечатлила. Даже у хереновых рок-групп хоть изредка, но попадаются шедевры, но ни на одном альбоме нового «Черного Обелиска» не было даже проблеска какого-то не то что шедевра, а просто не шлака.
На видео: песня с альбома "Еще один день"
Ну, а раз так, то я не стану крошить батон на эту группу – многим она нравится, ну пусть они ее и слушают, а я портить нервы своим читателям, которые считают, что «Черный Обелиск» сегодня имеет какую-то музыкальную ценность, я не стану.
Впрочем, вполне возможно, что в группе появится какой-то хороший композитор, который все же сочинит для ее нового диска такой же убойный материал, который когда-то сочинил для своего первого альбома Анатолий Крупнов. Но пока этого не произошло, я на «Серном Обелиске» поставлю крест.
Надеюсь, что временно.
На видео: песня с альбома "Еще один день"
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Первый виниловый диск Машины Времени ~ «Охотники за удачей», 1982 г. Интересные факты
Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»