Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Диск «Черного обелиска», который поразил меня в самый мозг - лучшее творение советского металла за всю постсоветскую эпоху

Не секрет, что отечественные рок-группы, которые записывали свои альбомы в 1992-м, всего через пару-тройку месяцев после развала СССР в 1991-м, по факту еще оставались группами советскими, и музыку они исполняли именно ту, которую сочиняли по советским лекалам. К таким группам относится и группа «Черный Обелиск» Анатолия Крупнова, которая записала свой первый официальный диск в марте 1992-го. И вот, можно констатировать факт, что это был первый металлический альбом постсоветской эпохи, причем для меня и по сей день этот альбом остается лучшим из всего, что сочинили и записали наши металлисты как во времена СССР, так и за всю последнюю треть века.

Анатолий Германович Крупнов (1965-1997 гг.), родился в Москве, и в Москве умер
Анатолий Германович Крупнов (1965-1997 гг.), родился в Москве, и в Москве умер

Я прекрасно помню тот зимний день 1993 года, когда я пришел вечером домой, и еще не сняв куртку, включил телевизор. И вдруг я увидел в нем нечто такое, что поразило меня в самый мозг. Там играла какая-то группа, музыка которой была на порядки выше всего, что я когда-то слышал в советском и российском роке.

На видео: это альтернативный клип песни "Черного Обелиска", которую я услышал по телевизору в 1993-м, а сам клип, которыйя тогда увидел, я разместил ниже

Группа эта называлась «Черный Обелиск», и я о такой никогда не слышал, и до того не слышал никто из моих корефанов-рокеров и металлистов, по крайней мере, я от них никогда не слышал, чтобы они об этой группе слышали.

"Черный Обелиск" на выступлении в самый канун исчезновения СССР, но уже тогда группа полностью сформировала свой стиль
"Черный Обелиск" на выступлении в самый канун исчезновения СССР, но уже тогда группа полностью сформировала свой стиль

И вот, поперся я в ближайший магазин «Мелодия» (тогда они еще не позакрывались), и сказал тамошнему продавцу, который меня знал, как собирателя винила, что желаю купить CD, или хотя бы кассету группы «Черный Обелиск», которую давеча услышал по телевизору. На что мне продавец ответил:

- Вай, дарагой, зачэм тэбэ какая-то кассэта! Пакупай сразу выныл – будэт краса всей твоей коллэкции!

Нифига себе! - подумал я, - они уже даже и винил выпустили!

На видео: оригинальный промо-клип

Это потом я узнал, что в том клипе, который я видел, как раз рекламировалась и виниловая пластинка «Черного Обелиска» под названием «Ещё один день», но я-то ведь клип видел не сначала, поэтому пропустил этот момент. Я схватил эту пластинку, и хотя за нее заломили как за бочку свежих соленых помидор, потащил домой.

Чёрный Обелиск "Ещё один день", 1992 г.
Чёрный Обелиск "Ещё один день", 1992 г.

Притащив диск домой, я немедленно кинул его на иглу и целых сорок минут наслаждался чарующими звуками гитар (с) и чуть ли в пляс не пускался (с), потому что слушать этот задор, просто сидя на диване, не получалось.

Короче, я слушал этот диск несколько дней подряд, пока не выучил наизусть каждую ноту, а потом, сделав ревизию всей советской и российской рок-музыки, рок-н-ролльного и металлического типа, которую я когда-либо слушал, пришел к выводу, что впервые услышал шедевр.

Чёрный Обелиск "Ещё один день", 1992 г.
Чёрный Обелиск "Ещё один день", 1992 г.

Да, это был шедевр. Нет, конечно, всякие «Круизы», «Черные Кофе», «Парки Горького», «Арии», «Мастеры» играли более профессиональную и возвышенную музыку, но по саунду и оригинальности они с «Черным Обелиском» и рядом не валялись. Другими словами – все наши тяжелые группы продуцировали сугубо вторичную музыку, часто основанную на хайпе, но не здоровом и задорном, а на зажатом и подражательном.

До этого я думал, что ничего своего наши группы придумать уже не смогут, но услыхав диск от «Черного Обелиска», душа моя воспрянула. Оказывается, есть еще порох в пороховницах, еще могут наши умельцы создавать шикарную тяжелую музыку, не копируя западные образцы! Я впервые услышал чисто русский металл, хоть и не совсем затейливый, как у «Арии» или «Парка Горького», но зато по-настоящему интересный, а по большому счету – совершенно зажигательный.

На аудио: тут весь альбом "Черного Обелиска" "Еще один день" 1992 года - с начала и до конца

Короче, принялся я искать другие записи «Черного обелиска», но меня ждало очень большое разочарование. Я нашел только одну кассету с ранними записями, но на ней была такая неинтересная музыка, что сразу было ясно – это демо-записи группы, которая еще не умела не только записываться и играть, но и сочинять.

Передняя сторона конверта
Передняя сторона конверта

Ну ладно, я эту кассету «Черному Обелиску» простил, потому что я до этого на таких же кассетах слышал еще более ужасные ранние демо-записи гремевших уже тогда по всей стране «Круиза», «Арии», «Черного Кофе» и прочих. И поэтому я стал ждать новых релизов «Черного Обелиска», полагая, что на достигнутом Крупнов и Компания останавливаться не будут, а выдадут что-то еще более шикарное.

Задняя сторона конверта
Задняя сторона конверта

Но как же я здорово обмишурился! В 1994 году на CD вышли сразу два альбома «Обелиска», но первый – «Стена» - оказался просто перезаписанными заново старыми песнями еще 80-х годов, хоть и сыгранными хорошо, но так безвкусно сочиненными, что за оригинальную, а тем более задорную музыку это принять нельзя.

Второй альбом, уже с новой музыкой – «Я остаюсь» - это тоже новым альбомом считать нельзя, это были просто переформатированные мелодии с диска «Ещё один день» 1992 года. У меня сложилось такое впечатление, что Анатолию Крупному сочинять новую музыку уже надоело, и он пошел по старым калькам. Единственная по-настоящему шикарная песня там – это деревенский фолк-рок «Я остаюсь», и больше ничего уникального на диске нет.

Возможно, если бы я не слышал совершенно шедевральный альбом «Ещё один день», то я бы диск «Я остаюсь» принял бы на ура, но так как я его слышал, то перелицованный полушубок, хоть и такой же шедевральный, меня совсем не прельстил.

В общем, я подумал, что еще не всё потеряно, и стал ждать новых релизов группы «Черный Обелиск» в надежде, что Маэстро Крупнов все же одумается и сочинит все же что-то такое же интересное, что он сочинил когда-то для альбома «Ещё один день».

Вырезка с информацией, задняя сторона конверта
Вырезка с информацией, задняя сторона конверта

Но в 1997 году Анатолий Крупнов взял и умер, и на это прискорбном событии группа «Черный Обелиск» просто закрылась.

Нет, в начале 2000-х группа снова возродилась, но уже без Анатолия Крупнова. Однако это уже была совсем другая группа, и с «Черным Обелиском» она не имеет сегодня ничего общего. Новый состав группы выпустил с 2002 по 2019 гг. еще девять студийных альбомов, но на них был записан такой хэви-металлический шлак, который я просто не могу слушать.

Лейблы виниловой пластинки 1992 года
Лейблы виниловой пластинки 1992 года

Конечно же, я этот шлак все равно прослушал весь, чтобы не быть голословным, но ни одна песня ни на одном альбоме меня совершенно не впечатлила. Даже у хереновых рок-групп хоть изредка, но попадаются шедевры, но ни на одном альбоме нового «Черного Обелиска» не было даже проблеска какого-то не то что шедевра, а просто не шлака.

На видео: песня с альбома "Еще один день"

Ну, а раз так, то я не стану крошить батон на эту группу – многим она нравится, ну пусть они ее и слушают, а я портить нервы своим читателям, которые считают, что «Черный Обелиск» сегодня имеет какую-то музыкальную ценность, я не стану.

Впрочем, вполне возможно, что в группе появится какой-то хороший композитор, который все же сочинит для ее нового диска такой же убойный материал, который когда-то сочинил для своего первого альбома Анатолий Крупнов. Но пока этого не произошло, я на «Серном Обелиске» поставлю крест.

Надеюсь, что временно.

На видео: песня с альбома "Еще один день"

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Почему у миллиардов советских и современных российских рок-групп обнаружилось всего 15 хороших рок-песен?

И при Брежневе в СССР умели создавать прог-рок высшей пробы мирового уровня. Альбом «На острове Буяне» группы «Ариэль», 1980 г.

«Декаданс», 1991 г. - лучший рок-альбом не только в дискографии «Агаты Кристи», но и всего советского рок-сообщества того периода

Первый виниловый диск Машины Времени ~ «Охотники за удачей», 1982 г. Интересные факты

Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»