В 1980-м году тусклый прежде ВИА «Ариэль» вдруг поднатужился, превратился в настоящую рок-группу и выдал на фирме грамзаписи «Мелодия» потрясающий альбом прогрессивного направления под условным названием «На острове Буяне». И, самое что интересное, кроме этого диска в отечественной рок-музыке не имеется более шикарного прог-рокового творения и по сей день, хотя не столько потому, что наши группы не умеют играть подобный рок, а просто потому, что и в нашей стране после 80-х это направление потеряло весь свой коммерческий потенциал.
Я никогда не любил советскую эстраду с ее вокально-инструментальными ансамблями, и никогда не понимал популярности тогдашних «Песняров», о которых даже в Америке с восторгом писали. Как-то в 1979-м нам в училище по разнарядке пришла куча билетов на их концерт в местном Дворце спорта, ну, я пошел, надеясь услышать какой-то интересный рок по типу Deep Purple или Uriah Heep, а услышал какую-то фигеню типа ВИА «Пламя» или «Лейся песня». И даже их главный на тот момент хит «Крик птицы», о котором все меломаны жужжали в подворотнях, оказался обычной советской тягомотиной без внятной музыкальной линии.
На видео: "Ариэль" на концерте в 1985 году
Короче, советская эстрада на тот момент представляла собой ужасное комсомольско-идеологическое болото, и все грамзаписи «советского рока» той поры можно было запускать с высокого небоскреба, пугая прохожих этими «летающими тарелками» - это была самая большая польза с этих всех пластинок.
Но вот наступил 1980 год, и что-то в советской рок-музыке изменилось. Например, появился ВИА «Машина времени», который я впервые увидел по телевизору, но не в СССР, а на Кубе, где в тот момент причалил наш сухогруз, чтобы забрать тростниковый сахар для самогонки. Макаревич тогда по телевизору сыграл песню «За тех, кто в море», и капитан, тоже смотревший эту передачу, всем объявил – «Это новая рок-группа, играют хорошую музыку», а замполит только поморщился, но критиковать побоялся, потому что наш капитан был заядлым рокером, хоть и партийным членом.
Правда, потом оказалось, что группа это далеко (совсем далеко) не новая, и уже к 80-му году «Машина времени» создала и записала свои главные хиты – «Синяя птица», «Свеча», «Кого ты хотел удивить», «Поворот», «Кафе «Лира» и кучу других.
Но то всё было еще не в 80-х, а в 70-х даже Градский, который считается первым рокером СССР, ничем советских рок-меломанов удивить не мог. А вот в 1980-м все наши рокеры вдруг взяли и посыпались как из рога изобилия и в телевизор, и в грамзапись, и даже в газеты. Я к тому времени уже служил в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии где-то в астраханских саваннах, и получил прекрасную возможность весь этот советский рок-музыкальный вал принять на себя. Тогда у нас в СССР существовал сервис «Товары – почтой», и можно было заказать всё, что не шло в розничную сеть, а в розничную сеть, оказывается, не шло очень много из того, что в той сети было дефицитом. А вот на сервисе «Товары – почтой», оказывается, дефицитом было далеко не всё.
Так мне удалось заказать по дешевке и довольно быстро получить по почте синглы «Машины времени», «Интеграла», «Автографа», «Аракса» (с Ю. Антоновым), «Цветов», а также большие диски – «Тбилиси-80» и альбомы группы «Ариэль».
Вообще-то я об «Ариэлях» до армии почти не слыхал, но мне сказали, что группа нормальная, можно слушать, и я сдуру заказал сразу все их альбомы, включая самый последний на тот момент – безымянный, который неофициально назывался «На острове Буяне».
Ну, что сказать? Все, что я позаказывал, к року Deep Purple и Uriah Heep имело мало отношения, даже «Цветы» со своим эпохальным (как для СССР) «Летним вечером» произвели на меня мало впечатления. Наши клубные солдаты-музыканты прекрасно играли на казенной электронной аппаратуре песни «Назаретов», и даже на фоне их исполнения все наши официальные советские «рок-хиты» просто не слушались.
Но вот с «Ариэлем» вышла интересная штука. Первые два диска группы, включая и распиаренные «Русские картинки» оказались просто музыкальным мусором, а вот «На острове Буяне» меня вдруг просто потряс. Во-первых, он был записан совершенно шикарно, на уровне лучших западных образцов, а, во-вторых, он представил такой убойный прогрессивный рок, что у меня создалось впечатление, что этот диск – произведение какой-то западной группы, вдруг запевшей русские народные песни.
Короче, альбом «На острове Буяне» и сегодня находится в моих фаворитах по теме мирового прогрессивного рока, а кто не верит, что пластинка сделана просто гениально – пусть послушает. В те поздние брежневские времена нашим группам почему-то было разрешено начинать подражать музыкальной западной моде («Автограф» и «Интеграл» тому яркие примеры), но все почему-то ринулись в хард-рок, и только один Ярушин решил ударить по прогрессиву. И это вышло у него просто шикарно.
Правда, «Ариэли» оказались классической «группой одного альбома», потому что то, что они сделали после «Острова Буяна», снова оказалось музыкальным мусором, как и то, что они делали до него. Тем не менее «Остров Буян» - это чуть ли не самое главное рок-достижение советской брежневской эпохи, и даже тогдашние хиты «Машины времени» на его фоне смотрятся как-то вяло, но не потому, что они и на самом деле вялые, а потому, что сделаны на хайпе. А хайп и хороший рок – это вещи несовместимые.
Итак, альбом «На острове Буяне» в основном составлен из русских народных песен в обработке лидера группы – вокалиста и бас-гитариста Валерия Ярушина. Только заглавная песня сочинена современными авторами – музыка известного советского композитора Александра Морозова, стихи – такого же известного Леонида Дербенева. Песня №5 – на стихи Сергея Есенина, музыка – Ю. Мелехова.
Но на стихи не советую обращать внимания – тут главное музыка и исполнение, а с этим на диске в сто раз лучше, чем просто полный порядок.
Сторона 1:
1). На острове Буяне (3:50)
2). На горе, на горенке (5:20)
3). Нахлебалася пресного молока (2:30)
4). На улице дождик (6:25). Вступление наверняка сдерто с первой песни Kansas с альбома 1979 года «Monolith», но, думаю, этот плагиат можно простить, потому что с ним песня получилась более шикарной, чем без него.
Сторона 2:
5). Танюша (4:25)
6). Блоха (3:55)
7). Долина-долинушка (4:52)
8). Уж ты, Порушка-Параня (3:41). Главный синтезаторный рифф просто сдерт с хита венгерской рок группы Scorpio с альбома «A Rohanas» 1974 года, но даже несмотря на это, песня Ярушина - просто хитовый зашквар.
Состав музыкантов:
Валерий Ярушин ~ бас-гитара, гармошка, вокал, аранжировка;
Лев Гуров ~ ритм-гитара, вокал (умер в 2011 году);
Сергей Антонов ~ соло-гитара (умер в 2007 году);
Ростислав Гепп ~ рояль, флейта, вокал;
Сергей Шариков ~ клавишные, вокал;
Борис Каплун ~ барабаны, скрипка, вокал.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Первый виниловый диск Машины Времени ~ «Охотники за удачей», 1982 г. Интересные факты
Отечественный «отец рока» Валерий Кипелов – 50 лет в музыке, и почти 40 из них – в хэви-металле
Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»