В 1990-м году свердловская рок-группа «Агата Кристи» записала свой самый лучший альбом, выполненный в стиле рок, который тогда хоть и «провалился в чартах», если так можно выразиться, тем не менее, он является одним из самых шикарных образцов тогдашнего советского рока, а, может, и самым шикарным.
Несомненно, советская прежде группа «Агата Кристи» была несомненным рок-шедевром в лучшие свои годы. Правда, недолго музыка играла, и, выпустив за первые три года довольно хорошие рок-альбомы, группа скатилась в попсу, и превратилась в чисто танцевальное творческое трио, культивирующее разные направления синти-попа, правда, с признаками классического рока.
Нет, то, что «Агата Кристи» скатилась в хоть и мощный, но все же синти-поп – в этом нет ничего плохого. Вот выдал же, например, мой любимец Элис Купер в 1980 году синти-поповый альбом «Flush the Fashion», но это же не значит, что я перестал любить Элиса Купера. Более того – этот синти-поповый альбом я считаю одним из наивысших достижений Элиса Купера во всей его более чем полувековой музыкальной карьере.
Вот так же и с «Агатой Кристи» - свои самые шикарные альбомы группа сделала после того, как завязала с чистой рок-музыкой в силу бесперспективности занятий ей – 90-е годы подкосили даже супер-хайповые отечественные металлические группы, не говоря уже о всяком советском андерграунде, который поспешно скончался сразу же с развалом СССР.
Я помню, что познакомился с музыкой этой группы только в 1995-м году, когда услышал в одном из музыкальных киосков мелодию песни «Вечная любовь» с альбома «Агаты Кристи» того же года «Опиум». Я так впечатлился, что вознамерился тут же купить этот альбом, но в киоске его не было в продаже – закончился, а песня лилась с самопальной кассеты. Мне пришлось обегать полгорода в поисках этого злосчастного «Опиума», но в тот вечер я его так и не нашел – все киски уже позакрывались на ночь, и мне удалось прикупить лишь альбом 1993 года «Позорная звезда».
Но «Позорная звезда» мне тогда не понравилась, и пришлось бегать по городу следующий день. Но наконец-то я купил «Опиум» и, прослушав его целиком, поразился тому, насколько шикарным вышел этот альбом. С тех пор «Агата Кристи» стала моей самой любимой отечественной рок-группой, хоть и играла она уже давно тот самый синти-поп, и даже барабаны на всех дисках записывал не штатный барабанщик, а клавишник. Штатный барабанщик – Андрей Котов, играл только на концертах, а в студию его не допускали.
К 1997 году, когда вышел альбом «Ураган», я уже знал наизусть предыдущие два альбома группы, и мог понять, что музыканты группы – парни гениальные, потому что их творчество совершенно не традиционное для отечественной эстрады тех лет. Композиторские данные у этих парней были на высшем уровне, и совершенно непонятно, на каком основании в рейтинге «лучших групп отечественного рока», составленном «Комсомольской правдой» на основе опроса читателей в 2004 году, «Агата Кристи» выведена всего лишь на 4-е место?
Я так думаю, что хоть группа в 90-е и 2000-е и не играла чистый рок, тем не менее, даже в сфере рок-музыки она заслуживает именно 1-е место, а не 4-е. А кто же эти рокеры, которые поделили между собой первые три места рейтинга? Неужели пресная и скучная, за исключением нескольких хитов, «Машина времени»? Или чрезмерно хайповая «Ария»? А, может, слишком древние «Цветы»?
Нет, «Машина времени», «Ария», «Цветы» и в подметки не годятся «Агате Кристи», как минимум по креативности музыкальных находок и смелости музыкальных приемов. Хотя я, конечно же, не умаляю достоинств этих групп, творческие достижения которых на определенных этапах развития советского, а потом российского рока отрицать трудно. Однако такими плодовитыми на шедевры, как «Агата Кристи», ни одна из предыдущих отечественных рок-групп не была, как ни крути.
Ясно, что и на «Агату Кристи» с приходом XXI столетия стали давить творческие обстоятельства, и шедевров музыканты стали генерировать все меньше и меньше, особенно со смертью клавишника Александра Козлова в 2001 году, который был не менее важным краеугольным камнем в творческом монолите группы, чем братья Самойловы. С каждым новым альбомом становилось меньше не только хитов, но и просто хороших песен, группа скатилась в самоплагиат, а к 2010-му году и вовсе затухла, давно уже не в состоянии генерировать новые шедевры.
Тем не менее, можно констатировать факт, что как минимум три приведенных выше мной альбома «Агаты Кристи» - это приличный багаж, в котором собрано столько всяких музыкальных бриллиантов и изумрудов, сколько не генерировала за свою историю ни одна отечественная группа – хоть рок, хоть поп, хоть диско с хип-хопом. Даже у плодовитой Пугачевой & Co нет столько шикарных песен, сколько создали музыканты «Агаты Кристи», учитывая, что даже на самых слабых их альбомах тоже находилось как минимум по нескольку песен, за которые нисколько не стыдно.
Ну ладно, слишком я разболтался на философские темы, а настоящая цель моей статьи – это рассмотреть не то, что музыканты «Агаты Кристи» сделали на ниве синти-попа и родственных ему стилей, а то, что они сделали на ниве рока. Когда я увлекся синти-попом этой группы в 90-х, я совершенно упустил из виду три предыдущих ее альбома, которые долго всячески игнорировал, потому что при первом прослушивании (и даже неполном) мне совершенно не понравились. Это были пластинки «Второй фронт», «Коварство и любовь» и «Декаданс», записанные группой еще в советские времена с 1988 по 1990 годы и сделанные по всем канонам не только отечественной, но и всемирной рок-музыки, правда, с очень заметными особенностями, которые характеризовали творчество «Агаты Кристи» во все ее времена.
Так, в 1997 году мне жена подарила виниловую пластинку «Агаты Кристи» «Декаданс», выпущенную еще в 1991-м фирмой Sintez Records/RiTonis. Я уже тогда собирал виниловую коллекцию, и она знала, что в этой коллекции должно быть все, что выпустила любимая группа, пусть даже не любимое. Ну, я кинул этот диск на иглу, потому что по традиции, перед тем, как поставить новую пластинку на полку, я обязательно должен был ее прослушать целиком, чтобы как минимум определить состояние пластмассы. И вот тут я вдруг открыл для себя совсем другую «Агату Кристи», еще самых «доисторических» ее, так сказать, времен. И очень сильно удивился.
А удивился тому, что обнаружил на этом диске целую кучу таких шикарных рок-хитов, которые в музыкальном плане были не менее крутыми, чем то, что группа записала позже, хоть и в другом стиле.
Но не все так просто. При первом прослушивании я выделил только 5 несомненных шедевров, остальное мне зашло как-то не очень. Но когда я эти шедевры освоил, мне и остальные песни показались если не шедеврами, то очень шикарными. Короче, в итоге я оценил весь альбом по высшему баллу, хотя, конечно же, не все шедевры на нем оказались равноценными. Какие-то были супер-хитами, какие-то – просто хитами, а несколько песен вошли в разряд «не портящих альбом».
Но в целом «Декаданс» оказался самой настоящей находкой. Чуть позже у меня появился виниловый диск «Коварство и любовь», выпущенный той же фирмой Sintez Records/RiTonis в том же 1991 году, и тогда же я, наконец, хорошо послушал и самый первый альбом группы – «Второй фронт», записанный в 1989-м, но вышедший на CD только в 1997-м. В целом они были довольно неплохи, хотя настоящих хитов в них я не обнаружил.
А вот «Декаданс» - это самый настоящий хитовый рок-альбом, и после его выпуска музыканты «Агаты Кристи» решили «переквалифицироваться в управдомы», если они не хотели остаться на задворках отечественной музыкальной кормушки.
Дело в том, что «Коварство и любовь», вышедший на кассетах еще в 1989-м, и песни с которого группа активно исполняла на многочисленных своих концертах еще до развала СССР, привлек внимание публики. Но более поздний «Декаданс» в свете изменившихся предпочтений публики, оказался «не у дел» - если и котировалась на просторах бывшего СССР рок-музыка, то только хайповая (хэви-метал или «русский народный рок» шансонного типа), а вот такую сложную и серьезную, которую играли «Агата Кристи», с самого начала 90-х уже мало кто воспринимал.
Ясно, что впоследствии группа до самого конца исполняла на своих концертах и старые свои хиты, и сборники с ними, когда «Агата Кристи» была в зените славы, распродавались на ура. Но вот конкретно альбом «Декаданс» в начале 90-х был очень не популярен среди бывшей советской публики, получившей прекрасную альтернативу в виде отечественного хэви-металла и такого же отечественного рэпа, который тоже тогда причислялся к року, но был музыкой совершенно нового поколения.
А альбом «Декаданс» так и остался в памяти почитателей «Агаты Кристи» как последнее, зато самое лучшее, самое убойное и самое шикарное произведение группы на ниве классической рок-музыки, правда, сильно сдобренной особенностями музыкальных талантов ее участников. Ну, это я уже повторяюсь.
Теперь давайте рассмотрим, что же нам «Агата Кристи» наваяла на этом альбоме в стиле рок самых разных направлений, определенных многими спецами как арт-рок, постпанк и психоделия. Ну, насчет последних двух направлений я могу согласиться, но вот арт-рока я тут хоть убейте не вижу, кроме одной песни, речь о которой ниже.
В скобках указаны авторы музыки, а стихи ко всем песням написал Глеб Самойлов, за исключением номера «Эпидемия» - тут тексты производства клавишника Александра Козлова.
Сторона 1:
1). Щекотно (3:22) Глеб Самойлов. Достойная «открывашка» альбома, не шедевр, конечно, но сделана на довольно высоком уровне, несмотря на не очень богатую музыкальную палитру. В этой песне наиболее четко определен стиль, в котором группа заиграет, начиная с конца 90-х, после выпуска своих самых популярных альбомов.
2). Мотоциклетка (3:11) Глеб Самойлов. А вот это полный шедевр, причем самый что ни на есть рок-забойный, а то и вообще убойный. Я когда эту песню впервые услышал, то сразу понял, что в отечественной рок-музыке наступает совершенно иная эпоха – раньше до такого изощренного, но одновременно бескомпромиссного «футуристического авангарда» как в музыке, так и в смыслах песен никто из наших рок-музыкантов не додумывался.
3). Его там не было (4:52) А. Козлов. Эта песня – тоже из будущего «Агаты Кристи», только исполненная более скупыми музыкальными мазками. Очень хорошо.
4). Эпидемия (3:28) А. Козлов. А это вообще атас, просто шок. Нет, я и раньше подобные песни слышал, но только в русском народном творчестве под гармошку. А тут самый настоящий русский рок-шедевр с классической музыкальной вставкой. Что комментировать? Надо слушать!
5). Беглец (3:30) В. Самойлов. Очередной шедевр, прекрасно подошел бы в качестве озвучки к какому-нибудь старому остросюжетному советскому фильму про партизан на конях в бескрайней сибирской тайге.
6). Шпала (3:13) Г. и. В. Самойловы, А. Козлов. Шутливая песенка с детского праздника, что-то в стиле раннего Вилли Токарева, только в разы шикарнее.
Сторона 2:
7). Декаданс (4:09) В. Самойлов. А в этом шедевре смешалось сразу три главных музыкальных направления – классика, прог-рок и арт-рок. Я когда впервые слушал этот диск, по ошибке начал его слушать со второй стороны, и первой мне попалась именно эта песня. Она мне тогда не понравилась, но я очень быстро понял, как сильно ошибался.
8). Эксперимент (3:26) А. Козлов. Это одна из тех песен группы, которые мне за все время знакомства с творчеством группы так и не понравились, несмотря на то, что принципиально ничего отвратного в этом сочинении нет, а некоторые моменты даже по-своему шикарны.
9). Кошка (2:34) В. Самойлов. А эта песня мне не нравится из-за ее грустного содержания. Не хочу комментировать.
10). Красный петух (3:57) В. Самойлов. Песня шикарна сама по себе, но не как самодостаточное рок-произведение, а как какой-то чересчур авангардный эксперимент. На фоне лучших хитов альбома проигрывает, но на фоне остальных не хитов слушается прекрасно
10). Пулемет Максим (3:52) Глеб Самойлов. Один из конкретных изюмов альбома, хоть тоже с признаками эксперимента, тем не менее, никто не скажет, что это не прекрасное рок-произведение, хоть и снова с некоторой ностальгией по старым советским фильмам комсомольско-приключенческого направления.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Отечественный «отец рока» Валерий Кипелов – 50 лет в музыке, и почти 40 из них – в хэви-металле
Первый виниловый диск Машины Времени ~ «Охотники за удачей», 1982 г. Интересные факты
Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»