Найти в Дзене
druzhinin audio

«Пели в капелле — основали Capella Records». История пиратского лейбла из 1990-х

Оглавление

№26/2025. Новые данные о самобытной студии с Урала, которая выпускала тонны разнообразной музыки — от Jean-Michel Jarre до Sepultura.

Всем привет!

Пиратские кассетные лейблы 1990-х гг. в России — настоящее культурное и экономическое явление, изучение которого приносит порой неожиданные открытия.

Capella Records — один из ярких тому примеров. Об этой самобытной студии (с точки зрения репертуара и полиграфического оформления), основанной на Урале, мы уже говорили, и не раз. Однако на тот момент времени доступной информации о ней в интернете было примерно ноль. А те сведения, которые тогда удалось поднять, на поверку оказались неточными.

Спустя два года после предыдущих публикаций появились новые данные, о них — в сегодняшнем материале. Плюс — хороший повод проревизировать коллекцию druzhinin audio и показать новые образцы из каталога Capella Records.

(c) druzhinin audio
(c) druzhinin audio

История

Самую важную информацию о становлении студии дал один из её основателей — Вадим Желонкин, который, как оказалось, является участником комьюнити druzhinin audio:

Я — один из тех, кто стоял у истоков Capella Records. Было нас, если не ошибаюсь, пять человек. Мы все пели в Свердловской государственной детской филармонии в Капелле мальчиков и юношей, отсюда и название — Capella. [На момент начала издательской деятельности,] в начале 1990-х, [мы] были студентами Екатеринбургского театрального института. Студия у нас находилась в его общежитии. Начинали писать на «Вегах», позже закупили японские дубликаторы. Кстати, профессиональные звукари были довольно высокого мнения о качестве нашей записи.

Вторым источником стала база Discogs, в которой появилась карточка студии, а в ней — короткое коммюнике…

This pirate label was found in 1996 or 1997 in Yekaterinburg, Russia. First releases were albums by jean michel jarre: oxygene / equinoxe (with oxygene cover), magnetic fields / zoolook (with magnetic fields cover), chronologie / revolutions (with chronologie cover), an attendant cousteau (full version), rendez-vous / en concert lion-houston. <…> There were also pirated copies of capella with black and white covers, (some pirates pirated others)))

…из которого узнаём, что первые релизы относятся к периоду 1996-97 гг., а первым артистом, которого студия растиражировала, стал Jean-Michel Jarre.

В заметке также указано, что встречались и копии релизов Capella Records, выполненные неизвестными подражателями. Их отличительная особенность — чёрно-белая печать вкладышей, вероятно — ксерокс-копии (примеры того, как пираты пиратов пиратили, нам ранее тоже уже встречались).

Обзор коллекции

На сегодняшний день в фонотеке druzhinin audio представлено десять релизов Capella Records.

Nirvana — «Bleach» (1989) & «Nevermind» (1991)

Без комментариев: артефакты, связанные с жизнью и творчеством Kurt Cobain & Co, являются объектом коллекционирования автора на протяжении вот уже 26-ти лет.

Историю записи и издания этих пластинок мы подробно разбирали ранее: «Bleach» || «Nevermind»

Nirvana «In Utero» (1993) & Red Hot Chili Peppers «The Abbey Road E.P.» (1988)

Любопытный сплит: на «добивку» к альбому почему-то взяли сингл группы Red Hot Chili Peppers.

Кассета здесь, кстати, не оригинальная (=«подкидыш»). В такой комплектации релиз попал ко мне то ли с аукциона, то ли из комиссионки.

Nirvana «In Bloom. The Live Collection» [Bootleg] (1993)

Встречались в каталоге «Капеллы» и бутлеги [FAQ]. В данном случае исходником послужил двухдисковый одноименный CD-бутлег 1993 года [Discogs] с концертными записями 1989 и 1991 гг. А он, в свою очередь, является перепечаткой двух бутлегов 1992 года [Discogs — 1 || 2 ]. Такие вот любопытные хитросплетения.

За этой кассетой я охотился много лет — позицию удалось закрыть только весной этого года (о чём рапортовал в Telegram-канале — подпишитесь, если ещё не).

Примечательно также, что у этого релиза есть карточка на Discogs.

V/A «Rarities GRUNGE BALLADS» (1995)

Кассета предоставлена для обзора Андреем К., за что ему огромный респект!

Не имеющий официального CD-прототипа сборник был скопирован, очевидно, с болгарского пиратского диска (о подобных «болгарках» мы уже тоже говорили). Подборка, мягко говоря, странная — слепленная частично из компиляции «DGC Rarities Vol. 1» (1994) [Discogs], при этом добавлены композиции, не имеющие отношения к стилю гранж.

В трек-листе присутствуют композиции Nirvana: «Love Buzz» с дебютного альбома и неальбомный трек «Pay To Play» с «DGC Rarities Vol. 1».

Sepultura — «Roots» (1996) & «Beneath The Remains» (1989)

Один полноценный альбом («Roots») и «добивка» из четырёх песен с более ранней пластинки («Beneath The Remains»).

***

У студии не было каких-то узких жанровых предпочтений. Широкий музыкальный кругозор не может не вызывать уважения!

Janis Joplin «Anthology» (1980)

Ещё один релиз с карточкой на Discogs.

Продолжительность звучания — 60 минут, на этот раз без «добивок». «Хвост» в конце второй стороны самостоятельно «заполнил» предыдущий владелец кассеты (и даже дополнил трек-лист).

Bjork «Debut» (1993) & «Debut (Single)» (1994)

Дебютный альбом прекрасной исландской певицы, дописанный ремиксами с синглов.

V/A «Women In Rock» (1993)

Ещё одна не имеющая официального CD-прототипа компиляция. Исходником, вероятно, как и у предыдущего сборника, был пиратский диск болгарского розлива.

И снова без «добивки». Предыдущий владелец кассеты оставил свою ремарку на сей счёт: «На «B» стороне в конце чисто».

Bon Jovi «These Days» (1995)

По этой позиции сказать мне нечего: не моя это музыка, от слова «совсем».

UB40 «Baggariddim» (1985) & «Promises And Lies» (1993)

Запись на кассете не соответствует вкладышу. Думаю, это тоже «подкидыш»: Capella Records использовала для записи ленты Raks, Basf и ECP, но не SKC, тем более с таким экзотическим хронометражем.

***

Обратим отдельное внимание на порядковые номера, размещённые на торцах кассет (отсутствует только на UB40). Оцените их разброс среди экземпляров, представленных в обзоре, — от 048 до 408 (!).

(c) druzhinin audio
(c) druzhinin audio

Интересно, на каком порядковом номере остановилась «Капелла» в момент прекращения своей деятельности? И когда эта деятельность, собственно, закончилась? Надеюсь, со временем Вадим Желонкин даст ответы и на эти вопросы тоже…

А в вашей фонотеке были (или, может быть, есть до сих пор) кассеты студии Capella Records? Расскажите о них — в комментариях!

***

Всем хорошего звука!

Медиапроекты druzhinin audio: сайт | Дзен | Telegram | рекорд-лейбл Lost Tapes