"Прачки у реки". 1896 год.
В этом фильме Люмьеров прекрасно всё.
Существует выражение: место для камеры есть только одно. И в этом фильме оно найдено идеально, чем всегда славились Люмьеры. Этот фильм парафраз одной из картин Дега (и не только его) "Прачки". То есть, здесь есть культурный референс, но важно даже не это. На этой картине видно три плана, каждый из которых отличается в своей динамике.
Первый и самый активный, это собственно прачки.
Самое ценное в нём, (помимо того, что это девушки), то, что каждая прачка очень комфортно для глаза располагается в кадре: по две на каждую створку. Чуть-чуть не влезает самая крайняя справа, но у Люмьеров не было видоискателя и съёмка велась "наугад". Тем ценнее профессионализм братьев.
Но даже так эта девушка, наоборот придаёт кадру естественности. У Кубрика скорее всего, она бы точно влезала в его лапидарный кадр, но у Люмьеров, она придаёт эффект того, что эта линия прачек не заканчивается на ней одной. Будь девушка статична, то она бы просто была обрезана без всякой на то причины, но при её активности, мы сразу домысливаем, что этот ряд девушек довольно сильно растянут.
Второй план по середине сохраняет статику, но при этом мужчины идеально заполняют пустоту в кадре. Если бы их не было или даже будь там только один человек, это пространство бросалось бы в глаза в плохом смысле этого слова. Подобно пятну от "сигаретного ожога" на протяжении всего фильма. А если бы они стояли левее, то затерялись бы на фоне растительности. Если бы правее, то помимо той же пустоты, создавали бы у зрителя чувство неудобства из-за своей неподвижности. Точно также было бы, будь мужчины на своих местах, одеты только в белые рубашки. Пиджаки идеально дополняют палитру, казалось бы, черно-белого фильма.
Третий план в самой верхней части кадра тоже выдающийся, потому что он не так активен, как первый, но при этом динамика у него потрясающая за счёт горизонтального вектора движения. Если представить, что суета, подобная скоплению прачек, была бы и в верхней части кадра, то это создавала бы ощущение давления и нехватки пространства. Зрителю хотелось бы безуспешно заглянуть и узнать, что же там чуть выше и неизбежно портило бы его настроение, ведь он никогда этого не узнает. Тогда как повозки то, приходят, то уходят из кадра, рассекая пространство, а не нагромождая его.
У Люмьеров девушки внизу — основа, на которой держится все последующие планы. И здесь уже прослеживается высказывание Люмьеров, а не только их эстетика. Эта картина была из серии "Франция за работой" и режиссёры подчёркивают вклад женщин не только тем, что решили снять свой фильм о них, но и тем как они это делают. Франция за работой — это женщины за работой.
Это один из первых полиэкранных фильмов, которые Люмьеры снимали и раньше, но здесь фильм доходит до трёх в одном одновременно, а при должном восприятии, даже четырёх, потому что вода в нижней части экрана тоже прекрасна в своей динамике. Она придаёт фильму природную естественность, при всей сложнейшей режиссёрской конструкции. Это именно то, что Риччото Канудо назовёт "пластикой в движении", когда знаменует кинематограф "седьмым искусством" в 1910-х.
И глядя, на работу Люмьеров, думаешь не только о том, что они идеальные именно игровые режиссёры-постановщики, а не документалисты но также становится ясно, почему кинематограф — это искусство.
Первый и самый активный, это собственно прачки. Самое ценное в нём, (помимо того, что это девушки), то, что каждая прачка очень комфортно для глаза располагается в кадре: по две на каждую створку. Чуть-чуть не влезает самая крайняя справа, но у Люмьеров не было видоискателя и съёмка велась "наугад". Тем ценнее профессионализм братьев. Но эта девушка даже наоборот придаёт кадру естественности. У Кубрика скорее всего, она бы точно влезала в его лапидарный кадр, но у Люмьеров, она придаёт эффект того, что эта линия прачек не заканчивается на ней одной. Будь девушка статична, то она бы просто была обрезана без всякой на то причины, но при её активности, мы сразу домысливаем, что этот ряд девушек довольно сильно растянут.
Второй план по середине сохраняет статику, но при этом мужчины идеально заполняют пустоту в кадре. Если бы их не было или даже будь там только один человек, это пространство бросалось бы в глаза в плохом смысле этого слова. Подобно пятну от "сигаретного ожога" на протяжении всего фильма. А если бы они стояли левее, то затерялись бы на фоне растительности. Если бы правее, то помимо той же пустоты, создавали бы у зрителя чувство неудобства из-за своей неподвижности. Точно также было бы, будь мужчины на своих местах, одеты только в белые рубашки. Пиджаки идеально дополняют палитру, казалось бы, черно-белого фильма.
Третий план в самой верхней части кадра тоже выдающийся, потому что он не так активен, как первый, но при этом динамика у него потрясающая за счёт горизонтального вектора движения. Если представить, что суета, подобная скоплению прачек, была бы и в верхней части кадра, то это создавала бы ощущение давления и нехватки пространства. Зрителю хотелось бы безуспешно заглянуть и узнать, что же там чуть выше и неизбежно портило бы его настроение, ведь он никогда этого не узнает. Тогда как повозки то, приходят, то уходят из кадра, рассекая пространство, а не нагромождая его.
У Люмьеров девушки внизу — основа, на которой держится все последующие планы. И здесь уже прослеживается высказывание Люмьеров, а не только их эстетика. Эта картина была из серии "Франция за работой" и режиссёры подчёркивают вклад женщин не только тем, что решили снять свой фильм о них, но и тем как они это делают. Франция за работой — это женщины за работой.
А какой у Вас любимый фильм Люмьеров?
Пишите в комментариях и устройте статье "прибытие лайков". Всем добра и здоровья!
Не забудьте подписаться.