Во многих энциклопедических справочниках пишется, что русский писатель первой половины XIX века Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852 гг.) прославился в начале 1830-х годов как автор первых в России исторических романов, и что он был одним из популярнейших писателей своего времени. Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтера Скотта», которая, впрочем, со временем увяла. Но вот увяла эта слава как-то странно – в СССР, хоть и с опозданием в треть века, его главный роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», издавался огромными тиражами, и найти его можно было только в библиотеках, да и то не всегда, что как раз и говорит о высокой популярности среди советской читательской публики. Однако почему-то даже в СССР мало кто знал, что Загоскин со своими романами когда-то гремел не только по всей России, но и за рубежом.
Когда-то давным-давно, еще в советской школе на уроке литературы при изучении романа Льва Толстого «Война и мир» наша учительница как бы по секрету нам рассказала удивительную вещь. Оказывается, что самый знаменитый русский беллетрист свой самый знаменитый исторический роман написал под влиянием какого-то старинного русского беллетриста Михаила Загоскина, про которого никто из нас, школьников, никогда и не слыхал.
Нам это стало очень интересно, и учительница даже сказала название романа Загоскина, который так впечатлил Великого Толстого – «Рославлев, или Русские в 1812 году». Мало того, Лев Николаевич, будучи уже более-менее известным писателем, завидовал Загоскину, который добился признания читающей публики благодаря каким-то «бульварным» романам, которые он считал «псевдоисторическими», передранными из творческого багажа Вальтера Скотта и Фенимора Купера, а, по сути не представляющими никакого практического интереса, как и вся «жёлтая писанина» современных Загоскину Александра Дюма и Майн Рида.
А Лев Толстой все время пытался писать серьезные вещи о смысле жизни, но так как такие романы ценились только «высокой» публикой, которая не способствовала большим тиражам, то будущий Маэстро и решил написать произведение на тему, которой когда-то очень сильно прославился Загоскин со своим романом «Рославлев, или Русские в 1812 году». Так и появился всемирный шедевр «Война и мир», который мгновенно затмил и «Рославлева», и самого Загоскина со всеми его «псевдоисторическими» романами первой половины XIX века.
Услышав такие неслыханные ранее сведения, все мы бросились в библиотеки искать книги Загоскина. Кое-что нашлось, но только роман «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», а вот ни одного другого произведения этого писателя в библиотеках не отыскалось даже при тщательных поисках.
Потом уже я узнал, что это уже в 80-е Загоскина стали в СССР издавать массовыми тиражами, но дело-то было еще в 70-х, когда массовыми тиражами издавался только «Юрий Милославский», да еще пару раз – «Рославлев», но он быстро стал библиографической редкостью. И я подумал, что почему-то не любили советские власти творчество Михаила Загоскина, хотя при царях он пользовался не меньшей популярностью, чем тот же Лев Толстой.
Ну ладно, зато хоть «Юрия Милославского» удалось мне тогда прочесть, правда, книга была в основном без иллюстраций (первое советское издание 1956 года). Хотя потом оказалось, что во многих других книгах, которых при Хрущеве и Брежневе были выпущены ассортиментом не менее десятка чуть ли не миллионным тиражом, иллюстрации были, немало и довольно интересные.
Гораздо позже, уже в 80-х, мне удалось заполучить и «Рославлева», и «Аскольдову могилу», но все же «Юрий Милославский» оказался гораздо интересней. Было у Загоскина еще несколько исторических романов о ранних и зрелых годах Петра I и про эпоху Екатерины, и про Москву XIX века, и эти романы тоже прекрасные, но все же дебют писателя был просто потрясающим.
Да, роман «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» - это дебютный роман М. Н. Загоскина, то есть произведение, с которого началась его не только всероссийская, но и зарубежная слава. До этого он писал пьесы, которые встречались публикой благосклонно, но не более того. Загоскин тогда служил на разных канцелярских должностях, зарабатывал мало, от отца-помещика денег не получал, и даже когда женился на дочери богатого полковника, ему приходилось ютиться с семьей в маленькой комнатке в доме тестя со всеми из этого вытекающими удобствами.
Короче, до конца 1820-х годов Михаил Загоскин был только подающим надежды, но и только. И военный тесть его терпел только за то, что его зять в 1812 году участвовал в боях против французов как ополченец, был ранен и имел орден Святой Анны IV степени, с надписью «За храбрость». В противном случае его бы никто даже на такую жилплощадь не запустил.
Но тут Загоскину попался на глаза какой-то роман английского писателя приключенческих романов Вальтера Скотта, и он подумал – а почему бы не рискнуть? Ведь приключенческих романов на Руси никто еще не писал – пушкинских «Добровского» и «Капитанской дочки» на подобную тему во второй половине 1820-х еще не существовало и в проектах, а лермонтовский «Вадим» увидел свет только в 1870-х. Поэтому воодушевленный Михаил Загоскин решил в этой теме стать пионером.
Как гласит легенда, которую я вычитал на каком-то сайте, Загоскин сразу хотел написать роман на тему Отечественной войны 1812 года, тем более он сам был ее участником, и много материала собирать не пришлось бы. Однако он опасался, что его «театральный» опыт только испортят такую хорошую задумку, и решил начать с времен более отдаленных. В то время он был принят на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе, и имел доступ к многим архивам.
Короче, осенью 1829 года Михаил Загоскин издает свой первый роман «Юрий Милославский», который, как он на то надеялся, сразу же стал очень популярен, причем настолько популярен, что это заметили все, даже самые высшие власть предержащие. Почти мгновенно Загоскин получает место управляющего конторой Императорских Московских театров, потом становится действительным членом Российской академии, а после присоединения её к академии наук – еще и почётным академиком последней по отделению русского языка и словесности.
Каков взлет карьеры!
В следующем, 1830 году роман «Юрий Милославский» переиздается, снова быстро распродается, в 1833-м опять переиздается, и параллельно переводится сразу на несколько европейских языков. Загоскин становится богатым и узнаваемым даже самим царем, который, как известно, был покровителем одаренных российских литераторов, и особенно таких патриотичных, как Загоскин. За писателем быстро закрепляется слава «русского Вальтера Скотта», и, пользуясь моментом, новоиспеченная литературная знаменитость пишет свой второй историческо-приключенческий роман – «Рославлев, или Русские в 1812 году».
И этот роман стал бестселлером, возможно, коммерчески даже более значительным, чем «Юрий Милославский». Переиздания обоих романов следовали один за другим, и издатель требовал новых шедевров.
Кстати, роман «Рославлев» вдохновил самого А. С. Пушкина на написание своеобразной беллетристической рецензии на это произведение, которое он назвал так же – «Рославлев». После этого и начали появляться первые приключенческие романы Пушкина – «Дубровский» и «Капитанская дочка». Это очень показательный момент, по которому мы видим, что романами Загоскина вдохновлялся не только Толстой, но и сам Пушкин!
В 1833 году Загоскин написал третий свой исторический роман - «Аскольдова могила» о далёких временах Владимира Красно Солнышко, однако тут вышла осечка. Роман не стал популярным, и мало что российская публика вообще не хотела воспринимать древнюю, языческую историю своего Отечества, так еще к роману прицепилась церковь, требуя его то ли переделать, то ли вообще запретить.
Короче, с этим романом Загоскин «попал», и хотя переделанный в оперу в 1835 году, он хоть как-то отбил репутационные издержки, тем не менее, автор временно перестал заниматься историей, и надолго перешел в тему «бульварных романов».
Потом, правда, М. Загоскин создал еще три исторических романа – «Кузьма Петрович Мирошев» (1842 г., о временах Екатерины II), «Брынский лес» (1846 г., о первых годах царствования Петра I) и «Русские в начале восемнадцатого столетия» (1848 г., тоже о Петре Первом). Кстати, все три последних романа были такими же популярными, как и первые, да и «Аскольдова могила» со временем была правильно оценена и до Первой Мировой войны переиздавалась неоднократно, как отдельно, так и в составе собраний сочинений писателя.
А вот Советская власть оценила творчество Михаила Загоскина неоднозначно. До Хрущева его романы в СССР вообще не издавались, и только после смерти Сталина сначала появился «Рославлев», причем издание 1955 года вышло гигантским по тем временам тиражом – 150 тысяч, а в 1956-м – «Юрий Милославский» - сразу 300 тысяч!
Но в то время как «Рославлев» до середины 80-х был издан только еще один раз, «Юрий Милославский» переиздавался очень часто – и в центральных издательствах, и в областных, причем громадными, часто 100- и 200-тысячными тиражами!
«Аскольдова могила» в СССР впервые была издана только в 1989 году, примерно тогда же, когда начали издаваться и другие произведения Михаила Загоскина, каких он написал немало, но все же сегодня известны только два его первых крупных исторических произведения. «Юрий Милославский» и «Рославлев» - это по-настоящему захватывающие приключенческие романы, и их значимость хоть как-то, но была оценена советскими издателями. По крайней мере «Милославский» был издан за 30 лет в хрущевско-брежневском СССР почти миллионным тиражом, а за 10 андроповско-горабачевских лет – более чем 1,5 миллионным.
Такими тиражами не издавались многие романы даже самых главных советских литературных корифеев, а это о чем-то говорит.
Тем не менее, даже сегодня мало кто знает фамилию Загоскин, а его самые главные романы, бывшие бестселлерами не только в XIX веке, но и в СССР, и которыми вдохновлялись многие поколения русских и советских авторов приключенческих и исторических романов, мало известны даже любителям приключений.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Константин Бадигин ~ один из лучших советских приключенческих писателей на морские исторические темы
«Москва купеческая» П. А. Бурышкина – прекрасный труд по истории России
«Поход викингов» Жана Оливье – прекрасный исторический роман об открытии Америки 1000 лет назад