Найти в Дзене

Особняк Морозовых, Троицкий храм в Хохлах и многое другое в старинном московском переулке

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Приветствую Вас, друзья мои! Еще не все рассказано мной о наших московских похождениях, состоявшихся в начале лета 2025 года, значит продолжаем. А остановились мы в прошлый раз с Вами на Ивановской горке, осмотрев снаружи Иоанно-Предтеченский монастырь и храм Святого Владимира в Старых Садах, и пройдя потом по Хохловскому переулку до угла с Колпачным переулком (если не читали об этом, но интересно – переходите по этой ссылке).

Фото автора
Фото автора

Особняк и сад Морозовых

Теперь мы на несколько метров углубимся в Подкопаевский переулок, отходящий вправо от Хохловского, чтобы с него зайти в Морозовский сад, за которым, в свою очередь, расположился особняк Морозовых между Хохловским и Большим Трехсвятительским переулками. Несмотря на такое название, этот сад и вся усадьба возникли здесь задолго до знаменитых купцов Морозовых, но до них мы тоже доберемся. Итак, заходим через арочный вход в стене и поднимаемся по лестнице в этот сад, а я тем временем расскажу Вам о его истории.

Когда во второй половине XVIII века это владение стало принадлежать сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира Сергею Дмитриевичу Кантемиру здесь уже стоял каменный дом с садом, построенный ранее. Кто и для кого построил его здесь – история умалчивает. В первой трети XIX века усадьбой владела Дарья Николаевна Лопухина – племянница Григория Александровича Потемкина-Таврического и вдова отставного бригадира, действительного статского советника Федора Адриановича Лопухина. Она здесь открыла пансион для детей из бедных дворянских семей. Обучение приравнивалось к гимназическому курсу, а выпускники, если поступали потом в Московский университет, получали от нее денежное пособие до завершения обучения.

Фото автора
Фото автора

Ближе к середине XIX столетия новым владельцем усадьбы стал известный предприниматель и меценат, крупный коллекционер и почетный член Академии художеств Василий Александрович Кокорев – один из пионеров нефтяной промышленности в нашей стране, устроитель самой первой московской публичной картинной галереи. Тот самый Кокорев, который подарил своему другу Погодинскую избу, про которую я уже рассказывал недавно. Здесь Кокорев и устроил свою галерею в 1862 году, а главный дом до этого приобрел декорации фасадов в русском стиле, сохранившиеся до наших дней. Автором проекта здания был архитектор Иван Денисович Черник.

Фото автора
Фото автора

После того, как финансовые дела Кокорева оказались расстроенными, он вынужден был продать свое владение на Ивановской горке. Вот тогда-то владельцами усадьбы становятся Тимофей Саввич и Мария Федоровна Морозовы. После этого Кокоревский сад, всегда открытый для всех желающих, стал называться Морозовским. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года. Здесь прошли детские годы их знаменитого сына – предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. А сад этот на протяжении всего своего существования был общедоступным, в котором бывали многие знаменитые люди своего времени, от Пушкина до Толстого.

Ну и еще пару штрихов к истории этого места после революции. В июле 1918 года особняк превратился в штаб мятежных левых эсеров. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин, и сюда же приехал Феликс Эдмундович Дзержинский, чтобы арестовать его, однако сам был взят под арест, но чуть позже, как мы знаем, мятеж был подавлен. Здесь и снимали некоторые сцены советского фильма «Шестое июля», рассказывающего о тех событиях. Позже долгое время в стенах особняка располагался детский сад, который тоже прославили киношники, сняв здесь несколько сцен знаменитого фильма «Усатый нянь».

Морозовский сад и сейчас доступен для свободного посещения, а вот ближе к особняку подходить нельзя, о чем свидетельствует соответствующая табличка на ограждающей цепочке. Ну что ж, осмотрели, как смогли, из-за обильной зелени деревьев и кустарников особняк и сад Морозовых, теперь снова выходим в Хохловский переулок и двигаемся дальше вдоль подпорной стены этого сада, осматривая противоположную сторону переулка.

Фото автора
Фото автора

Палаты Украинцева - архив - нотопечатня

Вот тут меня постигло очередное разочарование: очень интересные исторические здания на той стороне переулка полностью укрыты строительными лесами и декоративными баннерами. А ведь этот комплекс зданий, расположенный на повороте переулка, перестроенный и надстроенный из палат XVII века думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева, знаменит, в том числе, и тем, что здесь в XVIII – XIX веках размещался Московский архив коллегии иностранных дел, в котором работали «архивные юноши», названные так А.С. Пушкиным. Он и сам здесь не раз бывал для работы с архивными документами.

Фото автора
Фото автора

А в конце XIX века в бывших палатах расположилось Московское отделение Русского музыкального общества и типография Юргенсона, в которой были впервые опубликованы почти все произведения П.И. Чайковского. Но более подробно рассказывать я могу только о том, что вижу своими глазами. Надеюсь, реставрация (если это реставрация, конечно) не затянется на долгие годы, и тогда, быть может, мы снова сюда придем.

Фото автора
Фото автора

Усадьба – Межевая канцелярия

Не получилось разглядеть с левой стороны переулка, попробуем что-нибудь разглядеть с правой. Здесь, после усадьбы Морозовых, переулок поворачивает налево почти под прямым углом, и по той же стороне с усадьбой, только уже за поворотом, расположилось несколько старинных зданий, принадлежавших когда-то другой усадьбе. Она известна с середины XVIII века, хотя основное здание, находящееся в глубине участка, было построено на основе палат XVII века.

Эта усадьба чаще всего ассоциируется с ее владелицей конца XVIII века – княгиней Екатериной Александровной Лобановой-Ростовской (урожденной Куракиной) – племянницей графов Никиты и Петра Паниных. После смерти княгини в 1802 году усадьба была выкуплена казной с целью размещения в ней Московской Межевой канцелярии. А три дома под одним номером 10, выходящие своими фасадами в переулок, видимо, были флигелями этой усадьбы, но, когда и кем они были построены я так и не выяснил.

Я уже позже на своих фотографиях обнаружил лестницу между двумя домами, по всей видимости, ведущую во внутренний двор усадьбы, наверное, нужно было туда заглянуть, но я этого не сделал. Ну что ж, будет еще один повод сюда вернуться, чтобы посмотреть на главный дом усадьбы, насколько я теперь знаю, интересно отреставрированный не так давно. Говорят, что реставраторы постарались сохранить и показать слои здания в разные периоды его существования.

Храм Святой Живоначальной Троицы в Хохлах

Теперь все мое внимание переключается дальше, на следующий поворот переулка (здесь он поворачивает направо), на котором расположился еще один интересный храм. Это храм Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, первое упоминание о котором датируется 1610 годом, но тогда, по всей видимости, он был деревянным, каменным же храм впервые упоминается в 1657 году. Здание, дошедшее до наших дней с небольшими поздними перестройками, было воздвигнуто в 1696 году.

Фото автора
Фото автора

Перестроили тогда этот храм на средства Евдокии Авраамовны Чириковой (урожденной Лопухиной), дочери думного дворянина Авраама Никитича Лопухина. Она дала обет на постройку храма в память о своей умершей дочери Неониле. Храм сильно пострадал в пожаре 1737 года, но сохранился во время наполеоновского нашествия в 1812 году благодаря его настоятелю Петру Иванову, который выправил у администрации наполеоновской армии, разрешение совершать богослужения в Троицком храме на Хохловке.

Однако, к 20-м годам XIX века здание церкви все равно обветшало, и его снова пришлось перестраивать. Интересна колокольня с проходной аркой под ней, прямо над тротуаром, судя по надписи на мемориальной доске, она была построена во второй половине XVIII века. А еще привлекла мое внимание икона Святой Троицы, написанная, как будто, в оконном проеме на фасаде храма рядом с колокольней.

Фото автора
Фото автора

В 1935 году ее закрыли, но не снесли, а ограничились сносом куполов, В 1970-е годы здание церкви внесли в реестр московских памятников, подлежавших государственной охране, и ее начали реставрировать. С 90-х годов это снова действующий храм.

Фото автора
Фото автора

В конце Хохловского переулка

Идем дальше и впереди справа видим то ли остатки мощной каменной ограды, то ли такой узкий дом, судя по наличию окон на фасаде этого сооружения. Возможно, это остатки построек усадьбы князей Кантемиров, середины XVIII века. Эта ограда-здание, расширяясь, плавно переходит в небольшой двухэтажный дом, построенный в XIX веке.

Фото автора
Фото автора

Бывшие владения Кантемиров во второй половине XIX века стали принадлежать купцам Медынцевым, они и перестроили старые здания в доходные дома на углу с Покровским бульваром. Следующий двухэтажный дом также был построен для них в 1878 году по проекту архитектора Дмитрия Ивановича Пивницкого.

Ну и еще один дом в самом конце Хохловского переулка, на который я обратил внимание, он расположился слева на самом углу с Покровским бульваром. Он был построен в 1913 году, как доходный, по проекту уже известного нам архитектора Сергея Флегонтовича Воскресенского для семьи Оловянишниковых, известных в то время производителей колоколов и церковной утвари. Правда, в 1990 годы после сильного пожара дом надстроили еще двумя этажами, но получилось, вроде бы, аккуратно, в тему.

Дойдя до Покровского бульвара, по которому мы уже ходили в 2023 году, и я об этом рассказывал, здесь мы пока и остановимся, но и это еще не все. В этом районе мы прогуляемся с Вами еще по парочке переулков.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!

Напоминаю, что более наглядно все это вы сможете увидеть в видео-обзоре на моем канале в разделе «Премиум».