Продолжение. Начало тут
Если в двух словах описать главные идеи фильма, а этих идей там достаточное количество, то вырисовывается следующая картина. Шериф округа Джонсон Джеймс Эвирелл решает вопрос с кем он - или с законом и порядком, поэтому должен защищать несчастных иммигрантов, которых его братья по правящему классу - богатые скотопромышленники, решили предать в количестве 150 человек суду Линча. А в числе будущих жертв и его возлюбленная Элла Уотсон; или же он должен помочь братьям по классу в уничтожении имммигрантов; ну на крайний случай отойти в сторонку.
Следующая идея - что простой народ может противопоставить правящему классу, который имея поддержку властей, решил этот народ просто уничтожить. Чтобы под ногами не путался, не занимал общественные земли, на которых пасётся крупный рогатый скот местных олигархов, своими мелкими овцами. Этот простой люд решил воспользоваться законом, по которому он может получить общественную землю, и на полученной земле стал разводить овец.
Такой наивный, решил реализовать свои конституционные права. Вот только на эту землю уже имеет свой интерес местная олигархия, которая готова на все самые страшные преступления, чтобы реализовать этот свой интерес. В итоге, простой народ право то имеет. а вот возможности им воспользоваться нет.
Вот такая "американская мечта " и американская демократия", но только для олигархов. А простому народу, тем более иммигрантам - американская пуля, чтобы не питал иллюзий, что приехал в самое свободное в мире общество.
И ещё одна идея - как от осинки не родятся апельсинки, так и любовь между проституткой непонятного происхождения и состоятельным американским аристократом ни к чему хорошему не приведёт. От любовного треугольника, состоящего из наёмного убийцы Нейда Чемпиона, проститутки Эллы Уотсон и шерифа Джеймса Эвирелла в финале фильма остаётся только одна сторона.
Очень подробно Майкл Чимино раскрывает эти свои идеи, показывая их естественную эволюцию. Это вообще главная идея его творчества - человек, который поставлен в невыносимые условия, когда надо сделать решительный выбор.
Вот до этого всё было хорошо, жизнь прекрасна, ты имеешь любимое дело, зарабатываешь себе на хлеб свой насущный, совесть твоя спокойна, на жизненном горизонте ни облачка. И вдруг всё рушится, и не по твоей вине, и надо делать жестокий выбор - что делать, как быть и при этом ты совершенно не виноват. И выбор что один, что другой - хуже некуда.
Вот простой иммигрантский народ живёт, работает, веселится. Веселится в зале для катания на роликах, который называется "Врата рая". После тяжелого трудового дня почему бы не побывать в "раю". Скрипач на роликах - это композитор фильма Дэвид Мэнсфилд. В принципе, он не написал для фильма оригинальной музыки, звучащие в фильме мелодии - это его обработки русских и украинских народных песен, и классических произведений.
До начала съёмок был организован т.н. "лагерь Чимино", где шесть недель всех актеров и статистов, а их было около 1200 человек из местных жителей Монтаны, где производились съёмки, обучали катанию на роликах, скакать на лошадях, стрелять из "кольтов" и "винчестеров", управлять тяжелыми повозками, фургонами и кабриолетами. Поэтому и веселье на этот роллердроме выглядит таким непринужденным.
А когда все разошлись, влюбленные - Элла Уотсон и Джеймс Эвирелл, танцуют свой прощальный вальс.
Эвирелл знает, что скоро почти всех тех, кто только что веселился в "раю", должны убить, он только ещё не знает, что в этом списке и Элла. Но он решил не вмешиваться и просит Эллу уехать с ним. Заканчивается танец, Элла машет на прощание музыкантам и нам - зрителям.
А потом во "Вратах рая" происходит собрание тех же самых жителей округа Джонсон. Эвирелл от командира кавалерийского полка Менарди узнает, что полку дана команда сверху не вмешиваться в предстоящие убийства и получает от него список будущих жертв.
И этот список Эвирелл оглашает на собрании. Это почти все, кто присутствует в зале. Лишние для олигархов людишки, которых можно безнаказанно. уничтожить
Потрясенные цинизмом задуманного, будущие жертвы в растерянности. Каждый думает только о себе. Сбываются слова Менарди, сказанные Эвиреллу - "Джеймс, ведь ты же богатый человек, а прикидываешься бедным. Ты не заставишь этих людей защищать себя".
А дальше- больше. Элла окончательно отказывается уезжать с Джеймсом. Здесь, на Диком Западе, её жизнь, ей нечего делать на аристократическом Востоке. И потом Нейд Чемпион делает ей предложение, которого она так и не дождалась от Джеймса. Беспощадный наёмный убийца Чемпион может быть нежным и заботливым влюбленным.
И Элла это оценила. Она решила остаться с Нейдом. Великолепная лирическая сцена, где ни одного слова, только всё говорящие взгляды.
А Эвирелл в это время лежит у себя в гостиничном номере в стельку пьяный. Народ не собирается защищать себя. Элла ушла к другому. Пора уезжать. И в это время к нему приходит городская "элитка" - лавочники, торговцы во главе с мэром, в основном евреи и немцы. И мэр по фамилии Лазник просит шерифа Эвирелла помочь им выдать олигархам всех, кто значится в списке смерти. Нельзя идти против властей, нельзя сопротивляться.
Всё правильно - немцы они завсегда за соблюдение порядка и законности. А евреи - так они и так всегда во всём виноваты, им тем более нельзя сопротивляться.
Когда же Эвирелл говорит, что убийц всего 50 человек, а их более двухсот, то мэр-еврей Лазник увольняет его. Не мешай нам выживать за чужой счёт.
А в роллердроме вновь собрался народ, и когда председатель торговой палаты города Эглестон выкрикнул в адрес олигархов - "Они нас не считают за людей", народ, наконец-то, проснулся. Вдова венгра Ковача, которого в прологе фильма убил Чемпион, похожая на ведьму, из винтовки стреляет в лицо мэра-оппортуниста.
Народ начинает реветь - "Мы этих гадов всех порвём!". Толпа покидает " Врата рая". Пора устроить олигархам ад. Почти весь городок - и мужчины, и женщины вскакивают на лошадей, в повозки, фургоны и предводительствуемые рыжей фурией Эллой Уотсон, Изабель Юппер с развевающимся хвостом рыжих волос очень впечатляюще смотрится во время скачки на лошади, и хозяином "Врат рая" Бриджесом, несутся навстречу врагу, который уже на подходе к городку.
Восставший народ настигает бандитствующих олигархов и начинается двухдневный бой. Одна из лучших в мировом кинематографе батальных сцен. Разве что изображение Бородинской битва и Ватерлоо в фильмах Сергея Бондарчука может встать в один ряд с этим сражением на Паудер-Ривер.
В первоначальном варианте эпизод сражения составил 90 минут, как полнометражный фильм. Но потом Чимино пришлось его сократить до 30 минут.
Народное ополчение окружает бандитов и начинается бой в стиле американских вестернов, когда массы индейцев окружают небольшой отряд американской легкой кавалерии и начинают кружить вокруг него, стреляя на скаку по вставшим в круг кавалеристам. Опытные техасские наёмники успешно отражают атаки ополченцев, те несут потери.
К восставшим присоединяется Эверрил, который начинает ими руководить. Ночью восставшие изготавливают бревенчатые щиты,ставят их на телеги и под их прикрытием начинают штурм позиции олигархов-бандитов, забрасывая их к тому же динамитными шашками, используемыми в качестве гранат.
У восставших воюют все - и мужчины, и женщины. Погибает муж, на смену ему приходит жена. Это самый трагический кадр фильм - жена одного из восставших стреляет в своего умирающего мужа, ему огромные колеса тяжелой телеги раздавили в бою ноги, и жена, чтобы прекратить его мучения, убивает мужа.
Битва должна закончиться победой народного восстания, то есть уничтожением олигархов местного уровня. Кольцо восставших вокруг них сжимается, их взрывают гранатами, убивают из кольтов и винчестеров. Но тут им на помощь прибывает легкая кавалерия. Президент США дал команду спасти олигархов. Военные забирают оставшихся в живых бандитов.
Горечь разочарования у оставшегося в живых Эвирелла. Он понимает, что оставшиеся в живых убийцы уйдут от ответственности. Он осматривает поле боя, где полегли почти все восставшие.
А женщина, которая только что убила своего смертельно раненого мужа и вместо него потом ведшая огонь по врагам, стреляется. Всё напрасно. Вот такая она в действительности "американская мечта".
Не менее трагичны судьбы Эллы и Нейда Чемпиона.
В фильме есть и эпилог. Прошло 13 лет и Джеймс Эвирелл на свое шикарной паровой яхте плывет в районе фешенебельного курорта Ньюпорта.
В роскошной каюте, там даже горящий камин имеется, отдыхает та самая "прекрасная девушка" с рыжими волосами из пролога фильма, только постаревшая. Все-таки прошло 33 года. Очень похожая внешне на Эллу.
Постарел и Эвирелл.
То есть всё понятно. Вернулся он из с Дикого Запада куда-нибудь в Бостон или Нью-Йорк к той самой "прекрасной девушке". А что может сделать шериф маленького провинциального округа на Диком Западе с местной олигархией, которую поддерживает государственная власть? Хорошо хоть в живых остался. И теперь, так как средства позволяют, путешествуют они в своё удовольствие. Вот только смотрит он на неё и вспоминает про прежние времена и Эллу. Не ощущается в нём особых чувств к этой бывшей своей любви. Да и она спокойно так, без особого энтузиазма, смотрит на Джеймса. Будут потихоньку доживать вместе свой век.
Вот такой финал этой эпической картины. О любви, дружбе и попытках каждого найти на этой земле свои "врата рая". Вот только почти никому из героев фильма это не удалось. Максимум - остаться в живых. Социальная драма, мелодрама, героический эпос - и всё в одном фильме. Кому как, а по нашему мнению - шедевр режиссуры, шедевр операторского искусства, шедевр актерского исполнения. Можно сравнить разве что с киноэпосами "Унесенные ветром", "Крестный отец 1 и 2", "Охотник на оленей". Фильмы одного уровня.
Съёмки фильма продолжались шесть с половиной месяцев с апреля по октябрь 1979 г. Чимино снял около 220 часов материала и теперь предстояло из них сделать полнометражный фильм максимум в десять раз короче. И Майкл Чимино вместе с монтажером, верной соратницей Пенни Шоу, на восемь месяцев заперся в монтажной.
На окна были поставлены решетки, двери укреплены, чтобы никто не помешал этой адской работе, когда режиссер с монтажером по трое суток подряд без сна и отдыха не выходят из монтажной. Но вот, 26 июня 1980г. ,Чимино, наконец-то, свёл первую черновую версию фильма. Продолжительностью 5 часов 25 минут.
И начались события, достойные самого интригующего фильма, о том, как один из шедевров мирового кинематографа всех времен и народов был практически уничтожен в творческом смысле, а судьба его режиссера, одного из молодых гениев тогдашнего Голливуда, сломана навсегда. И был создан один из самых скандальных мифов Голливуда. Но об этом в следующей части.
Продолжение следует.