Найти в Дзене

Забытый гений Голливуда Майкл Чимино. Как гений стал изгоем. ч.1 - "Врата рая" - "Майкл, а у тебя, оказывается, есть стиль!"

Продолжение. Начало тут

Продолжаем наш рассказ об одном забытом гении Голливуда, кинорежиссере Майкле Чимино. Сразу же после окончания производственного процесса над "Охотником за оленями", Чимино приступил к реализации своего давнего сценария "Война в округе Джонсон". Кинокомпания United Artists заключила с Чимино контракт на постановку этого сценария. Успех фильма "Охотник на оленей" - 5 "Оскаров". в т.ч. за лучший фильм и за лучшую режиссуру, способствовал тому, что кинокомпания дала Чимино карт-бланш - снимать сколько хочет, как хочет, и на сколько хочет.

В процессе съёмок фильм получил название "Heaven's Gate" - "Врата рая". Это был всего третий полнометражный фильм Чимино. Первый - "Громобой и Легконог" был изящным триллером с элементами черного юмора. Второй - "Охотник на оленей" - эпический кинороман на тему "войны и мира", войны, естественно, Вьетнамской, сразу же был признан одним из киношедевров всех времен и народов. И вот третий фильм.

Один из героев "Врата рая"", наемный убийца Нейд Чемпион, которого играет "оскаровский" лауреат за "Охотника на оленей" Кристофер Уокен, обращаясь к своему другу, шерифу округа Джонсон Джеймсу Эвериллу, говорит - "У тебя есть стиль, Джим. Отдаю тебе должное!"

Это относилось к манере поведения Эверилла и его манере одеваться. Так вот к Майклу Чимино можно применить то же выражение - "Майкл у тебя есть стиль!"

Майкл Чимино и исполнитель главной роли шерифа Джеймса Эвирелла  Крис Кристоферсон на съемках фильма "Врата рая".
Майкл Чимино и исполнитель главной роли шерифа Джеймса Эвирелла Крис Кристоферсон на съемках фильма "Врата рая".

Его стиль - это редкое умение снимать выдающиеся эпические кинороманы, где музыка и танцы занимают одно из значимых мест. Где каждая, самая незначительная, деталь отработана от и до. Где каждый кадр является произведением визуального искусства. Где большинство сцен, являсь сами по себе шедеврами, в совокупности делют весь фильм шедевром. Где актерам не позволяют халтурить и добиваются от них всего, что нужно режиссеру. Чимино создал специальный лагерь, где актеров перед съемками несколько недель учили кататься и танцевать на роликах, стрелять и скакать на лошадях.

Во "Вратах рая" много сходных сюжетных коллизий с "Охотником на оленей". В фильм имеется любовный треугольник - два друга любят одну женщину, а она любит их обоих. И этот треугольник, как и в "Охотнике", будет трагически разрушен.

Народные массы во "Вратах рая" представлены только что прибывшими в США, время 1890г., разгар иммиграции из Европы, иммигрантами русского, украинского, венгерского, немецкого, еврейского происхождения. Звучат русские и украинские народные мелодии, народ, приехавший со всего света в Америку, танцует, поёт, веселится, как в "Охотнике". Но впереди многих ждёт война и гибель. Война страшным колесом, в самом прямом смысле, переезжает по судьбам этих сотен иммигрантов, которые приехали в Америку за лучшей долей.

Чимино как бы выстраивает связь между потомками русинских, русских, украинских мигрантов из городка Клэртон в Пенсильвании 1972 г. из "Охотника на оленей", и их возможными предками -иммигрантами 1890 г. из округа Джонсон в штате Вайоминг. Очень много в конце XIX- начале ХХ века было в США иммигрантов из Российской империи. С 1886 по 1913 гг. из России в Америку эмигрировало около 2 млн. 700 тысяч человек.

Основой для сюжета сценария фильма, написанного самим Чимино, послужили события в небольшом округе Джонсон штата Вайоминг в 1889-1892 гг., которые в американской историографии имеют название "война в округе Джонсон". Это была самая настоящая гражданская война между местными богатеями-скотопромышленниками, WASPами ( жаргонное обозначение "белые англосаксонские протестанты", потомки первопереселенцев из Англии), ранее представители этой группы играли доминирующую роль в формировании элиты американской политической и экономической жизни), и мигрантами из стран Восточной Европы.

Чимино взял имена реальных исторических лиц, изменил их биографию, немного упростил хронологию событий. В общем, снял тот самый "художественный фильм", о котором нам постоянно пытаются напомнить сердобольные отечественные "кинозрители", когда оправдывают те или иные вольности в современных отечественных т.н. "биографических" или "исторических" киноподелках.

Мол, неча хаять весь тот бред, что сочиняют современные "сценаристы", а потом снимают т.н. "кинорежиссеры". Не цепляйтесь к их косякам и залипухам, это не документальное, а художественное кино, и нам нравится.

И с ними можно было согласиться, если бы это действительно было художественное кино, а не подборка маловразумительных клипов, снятых при помощи компьютерной графики на смартфон.

Такое же художественное, как эпичный кинороман Майкла Чимино "Врата рая".

Наверное, надо немного рассказать об исторической основе сценария и фильма. В 1862 г. ( в России только-только отменили крепостное право) в разгар Гражданской войны в США, американский Конгресс принимает т.н. "Закон о гомстедах", согласно которому "любой человек, являющийся главой семьи, который прибыл в страну в возрасте 21 года и является гражданином Соединенных Штатов или заполнил декларацию-заявление о своем намерении стать таковым согласно законам натурализации США, и не воевавший на стороне Юга против Севера, мог получить из земель общественного фонда участок не более 160 акров (65 гектаров) после уплаты регистрационного сбора в 10 долларов. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет.

Иммигранты, прибывавшие в США, ( а их в XIX веке в США прибыло почти 27 миллионов ,основная масса в 80-90 годах, в то же время число WASPов, к концу 19 века составляло 250 тыс. человек) могли также воспользоваться этим законом, наравне с гражданами США. Тогда процедура приезда в США была максимально облегченной, никаких виз, ограничение на въезд было только одно - состояние здоровья, мигрант не должен был болеть какой-нибудь инфекционной болезнью. И мигрант, который заявил по прибытию, что хочет стать гражданином США, также мог подать в соответствующий орган заявление о приобретении участка земли по "Закону о гомстедах".

Распределялись в основном пустующие земли в штатах Среднего Запада, которые отошли к США по результатам т.н. "Луизианской покупки" в 1803 г. у Франции её североамериканских территорий. Сейчас на этих территориях располагается 15 современных штатов, входящих в состав США.

В числе их был и Вайоминг, где и происходит действие фильма. На территории Вайоминга в его степной части стало развиваться скотоводчество. На огромных естественных пастбищах, где когда-то паслись стада диких буйволов, стали разводить крупный рогатый скот. В связи с огромным притоком иммигрантов общественные пастбища, на которых выпасался скот владельцев крупных скотоводческих ранчо, стали сокращаться. Эти земли стали даваться иммигрантам в соответствии с "Законом о гомстедах".

Кроме того, участились случаи краж скота. Владельцы нескольких крупных скотоводческих ранчо в Вайоминге объединились в Фондовую ассоциацию производителей Вайоминга (WSGA) и обосновались в столице штата Шайене.
Организация, в состав которой вошли самые богатые и влиятельные жители
штата, имела большое политическое влияние в государстве и в самом
Вайоминге. Они организовали отрасль производства крупного рогатого скота, запланировав его сгон и поставки. Организация также наняла детективов для расследования случаев кражи скота из владений своих членов.

Хотя подавляющее большинство мелких владельцев ранчо были трудолюбивыми людьми, некоторые рассматривали незаклейменных ещё чужих телят как способ построить свои стада, похищали их и прятали до больших облав на ранчо. Вскоре бароны крупного рогатого скота начали обвинять всех поселенцев в любом пропавшем скоте.

При этом пойманных похитителей скота невозможно было осудить. Большинство населения штата уже составляли иммигранты и подавляющее число присяжных избирались из их числа. Поэтому похитителей скота почти всегда оправдывали.

Тогда Ассоциация приступила к суду Линча. Подозреваемых в хищении скота отлавливали специальные отряды Ассоциации и тут же на месте казнили. В июле 1889 года владелицу небольшого ранчо Эллу Уотсон и его мужа Джеймса Эверилла схватил один из таких отрядов, возглавляемый их соседом, владельцем крупного ранчо Ботвеллом. Ботвелл давно желал приобрести земли Эллы и Джеймса для рсширения своего ранчо, но те отказывали.

Тогда Ботвелл обвинил супругов в том, что они крадут чужой скот. Собрав отряд в 5 человек, он приехал на ранчо Уотсон и Эверилла, захватил их, вывез в пустынное место и повесил. Потом земли Уотсон и Эвирелла были им куплены.

   Казнь Уотсон и Эвирелла
Казнь Уотсон и Эвирелла

Никакого наказания линчеватели не понесли. Один за другим стали исчезать свидетели преступления.. В итоге суд не состоялся.

В ответ мелкие землевладельцы объединились в свою Ассоциацию, чтобы противостоять WSGA. Во главе этой Ассоциации встал популярный в народе мелкий землевладелец Нейд Чемпион.

Тогда крупные скотовладельцы из WSGA решили расправиться и с Чемпионом, и с другими членами конкурирующей Аоссоциции. Бывшим шерифом округа Джонсон Фрэнком Кэнтоном было нанято в Техасе 23 наемныых убийцы. каждому из них платили 5 долларов в день и по 50 долларов за каждого убитого члена конкурирующей организации. Кэнтоном был составлен список на 70 жителей округа, которых надо было застрелить или повесить. При этом никаких доказательств их вины в кражх скота не имелось. Суд Линча одним словом.

Всего отряд убйиц вместе с нанятыми в Техасе составил около 50 человек. Первым было решено убить Нейда Чемпиона. 8 апреля 1892 г. убийцы нагрянули на его ранчо. Несколько часов Нейд отсреливался из своей избушки, убил несколько бандитов. Тогда его избушку подожгли. Нейд успел написать прощальную записку. которую потом нашли при осмотре его трупа.

Ребята, мне очень одиноко здесь. Я бы очень хотел, чтобы кто-то был
здесь вместе со мной, тогда мы могли бы вести наблюдение со всех
сторон. Они только что обстреляли хижину, как будто на неё обрушился
град. Я слышал, как они кололи дрова. Думаю, сегодня вечером они собираются сжечь дом. Думаю, я сделаю перерыв, когда наступит ночь, если останусь жив. Снова стрельба. Ещё не ночь. Весь дом в огне. Прощайте, ребята, если я вас больше никогда не увижу.

Когда домик загорелся, Нейд выскочил из него и тут же был убит. К его телу бандиты прикрепили записку - "Берегитесь, угонщики скота."

Узнав о том , что в округ Джонсон вторглась банда убийц, шериф округа Ред Агнус собрал отряд в 200 человек и выступил на поиски бандитов. Возле одного из ранчо бандиты были окружены. Наемники спрятались в деревянном сарае и три дня отбивались. 20 человек из них было убито, когда попытались с боем вырваться. Одному из скотопромышленников, участников банды, удалось сбежать и он бросился в Шайенн к губернатору штата.

Губернатор, который был на стороне скотопромышленнкиов, отправил телеграмму Президенту США. , где сообщал. что отряд крупных скотопромышленников округа, который боролся с угонщиками скота, в настоящее время окружен превосходящими силами угонщиков и может погибнуть в полном составе, если не принять меры, так как угонщики никого из пленных не пощадят.

Президент США Гаррисон тут же отдал приказ командованию Шестого кавалерийского полка выступить и спасти наемников Ассоциации WSGA. Прибывшие на место военные уговорили шерифа Агнуса снять осаду. Наемники были арестованы военными и увезены в Шайенн.

Наемники WSGA сдаются американской армии
Наемники WSGA сдаются американской армии

Техасские стрелки сразу же исчезли после того, как был внесен залог, и они были освобождены. Судебное разбирательство началось для местных жителей, и было назначено на январь 1893 года. Но по мере того, как время шло, материальные свидетели исчезали, и поиск беспристрастных присяжных заседателей оказался почти невозможным. В конечном счете, высокая стоимость судебного разбирательства привела к тому, что суд прекратил все дело.

Такая, понимаш, американская мечта. которая в итоге может завершится судом Линча, если твоя земля потребуется белым местным богатеям. Это некие полуду...ки, а может просто аферисты, типа, пухлолицего Егорки и рыжего Толика втирали простому советскому алкашу ЕБНу о чудесах рыночной конкуренции, о рынке, который сам за всех всё решит и отрегулирует, надо только госсобственность раздать нужным людям.

Вот только не сказали они ЕБНу, а может и сами не знали, что на Западе давно уже считают свободную конкуренцию прежитком 19 века и двигателем прогресса являются монополии, а не мелкие производители, конкурирующие одними и теми же товарами между собой.Монопольные прибыли позволяют строить долгосрочные планы и финансировать амбициозные исследовательские проекты, о которых компании,
бьющиеся в тисках конкуренции, не могут и мечтать.

Так что "война в округе Джонсон" яркое свидетельство зверинного оскала капитализма. Приехали за "американской мечтой" о собственном "деле", а получили пулю от зарождающегося монополизма.

Вот эти события и послужили Майклу Чимино фактической основой для сценария фильма. Кстати, по мотивам этих событий было написано несколько романов и снято кинофильмов. Фильм "Врата рая" не первый, что освещает эту тему.

Продолжение следует.