Продолжение. Начало тут
Мифы о Чимино и его "Вратах рая" стали складываться ещё на стадии съёмок. Режиссер почти не общался с прессой и поэтому один из корреспондентов местной газеты устроился в массовку фильма, и три месяца был свидетелем съёмок. А потом разразился огромной статьёй, где лихо так прошёлся и по Чимино, и по фильму.
И неразбериха и бардак царят на съёмках. Режиссер снимает непонятно что и как. Один и тот же эпизод повторяют до 60 дублей. И к животным на фильмах относятся жестоко - лошадей калечат, устраивают петушиные бои, где бедных петушков заставляют биться до крови. Куда смотрят защитники природы.
Чимино самодурствует. Орёт и оскорбляет всех кто попадётся на глаза. Сам ничего не может, так ещё и на других орёт. Ему видите ли не понравилась уличная декорация, так он заставил расширить выстроенную декорацию улицы на 180 см, для чего снесли декорации домов по обе стороны и выстроили новые.
И окружающую природу всю загадили. А чтобы трава выглядела зеленее на поле финальной битвы, под почвой проложили трубы с горячей водой, чтобы травка лучше зеленела.
А ещё Чимино может сутками стоять и ждать, когда в небе появится нужное ему облачко, а вся съёмочная группа в это время напряженно ждёт команды.
Огромный перерасход сметы и катастрофическое отставание от графика. И никто ему ничего не может сказать. Он ни в грош не ставит руководство киностудии.
Тут что надо пояснить - действительно отношения между Чимино и генеральными продюсерами киностудии "Юнайтед артистс" были достаточно напряженные. Перед тем, как Чимино пришёл на эту киностудию снимать "Врата рая", там сменилось руководство. Пришли молодые, амбициозные генеральные продюсеры, которые до этого занимали на различных киностудиях второстепенные должности редакторов и продюсированием никогда не занимались. И им очень хотелось сразу громкого успеха. С "Оскарами".
Они сделали ставку на Майкла Чимино, который только что снял на киностудии EMI "Охотника на оленей". Руководство посчитало, что этот новый молодой гений Голливуда даст им нужный результат. А тем более, как только начались съёмки "Врата рая", "Охотник на оленей" получил 5 "Оскаров", в т.ч. два самых главных - за лучший фильм и лучшую режиссуру. И после этого Чимино вообще вышел из-под всякого контроля руководства киностудии.
Продюсером фильма была его самая близкая соратница Джоанна Карелли, работала его ассистенткой ещё на "Охотнике на оленей".
То, что Чимино снял этот фильм так как хотел - на 90 процентов заслуга Карелли. Майкл делал всё, что хотел. А делал он настоящее искусство. Но делать настоящее искусство оказалось очень дорого. Первоначальный бюджет с 7 миллионов долларов к концу съёмок вырос до 44 миллионов.
В конце концов у молодого руководства киностудии не выдержали нервы. Сроки сдачи фильма катастрофически нарушены, затраты также катастрофически растут, Чимино вообще никак не реагирует, снимает так как считает нужным. В конце концов Карелли отстранили от продюсирования. Чимино сделали жесткий график и самоё жесткое финансирование. При этом была попытка продать постановку той самой EMI , в которой Майкл снял "Охотника на оленей". Продюсеры EMI, отсмотрев снятый материал, пришли в восхищение и сразу же согласились, но руководство "Юнайтед артистс" стало торговаться и поставило не устраивающие EMI условия. Продажа не состоялась.
В итоге, Чимино при новом графике съёмок даже закончил съёмки с опережением. Но все эти проблемы просочились в прессу. И вокруг фильма стал создаваться очень нехороший общественный фон.
Сначала Чимино показал руководству студии версию в 325 минут. Конечно, такой фильм не мог выйти в прокат. Чимино тогда сократил фильм до 219 минут. И в этой версии фильм был показан на премьерном показе 18 ноября 1980 г. в Нью-Йорке. Реакция зрителей была для Чимино и всей съёмочной группы, как холодный душ - редкие вежливые хлопки и ледяное молчание кинокритиков.
Создатели фильма и все принимавшие в съёмках участие были уверены, что они сняли новые "Унесенные ветром". Вся атмосфера в съёмочной группе была очень творческой, как потом говорили и актёры, и операторы и монтажеры, и художники, буквально все - это было лучшее время их жизни, они буквально парили в воздухе от удовольствия творческой работы.
А тут такой ледяной приём на премьере, а на следующий день в прессе пошла кампания по самому настоящему уничтожению фильма.
Какие же предъявлялись претензии? Самая главная - фильм невозможно длинный, 219 минут. Но вот вышедшие до "Врат рая" "Унесенные ветром" имеют продолжительность в 221 минуту, "Клеопатра" с Тейлор и Бартоном - 244 минуты, "Бен-Гур" - 212 минут. Да и вышедший в 1984 году "Однажды в Америке" с теми же 219 минутами, никто не равнял в асфальт за его продолжительность. Вторая претензия - невнятный и совершенно недостоверный сюжет. Третья претензия - плохая игра актёров.
При этом отрицательные рецензии сыпались, как будто они заранее были заготовлены и печатались на первых полосах газет и журналов. А очень немногочисленные хвалебные рецензии ставились на самые последние полосы.
Авторы этих агрессивно-отрицательных рецензий практически ничем не мотивировали свои доводы - "безоговорочная катастрофа", "самый уродский фильм", "безвкусный", "нелогично выбранные персонажи", "самый худший фильм в истории Голливуда". Одни эпитеты, никак не мотивированные.
И это только после премьерного показа, который видели избранные. Чимино, чтобы как-то спасти фильм перед выходом его в прокат, засел за его перемонтаж. В итоге сделал версию в 145 минут. Но это ничего не спасло. Фильм стал только хуже.
Начитавшись и наслушавшись по ТВ таких рецензий зритель, естественно, при просмотре сразу отмечал и необыкновенную затянутость фильма, и невнятный и недостоверный сюжет, и неудачный подбор актеров. Фильм в прокате провалился, заработал 1,3 миллиона долларов при расходах в 44 миллиона. Вместо "Оскаров" "Врата рая" получил пять номинаций в пародийной церемонии награждения, на которой отмечаются худшие кинематографические работы, "Золотая малина". При этом Чимино получил "Золотую малину" как худший режиссер года.
Правда, в Европе фильм приняли очень благожелательно. Французы отобрали его на Каннский кинофестиваль 1981 г. Это Крис и Изабель на пляже в Каннах.
Но никакого приза фильм там не завоевал. "Золотую пальмовую ветвь" получил вполне конъюнктурный антикоммунистический "Человек из железа"( прототип главного героя - тогдашний лидер польской "Солидарности" Лех Валенса) Анджея Вайды.
Ко всем прочим обвинениям в адрес Чимино добавился и миф о том, что он своим фильмом разорил и обанкротил киностудию "Юнайтед артистс", в результате чего она прекратила своё существование. Вот ведь какой гад!
Ничего подобного. Да, "Юнайтед артист" понесла убытки на производстве этого фильма. Да, молодым и честолюбивым продюсерам, которым хотелось прославиться созданием "оскароносного" шедевра, пришлось уволиться. Но вот, если на этом фильме студия потеряла 40 миллионов, но зато только на прокате фильма о Джеймсе Бонде - "Только для ваших глаз" и третьем фильме франшизы о боксере Рокки - "Рокки 3", заработала около 400 миллионов.
И не прекратила "Юнайтед артистс" своё существование. Эта студия принадлежала одной из крупнейших американских страховых и инвестиционных компаний "Трансамерика" с оборотом в десятки миллиардов долларов. Так что, никакого банкротства, что там для "Трансамерики" какие-то 40 миллионов убытков от одного фильма. На этом убыток, зато на другом гораздо больший прибыток.
И ещё до окончания съёмок "Врат рая" корпорация решила избавиться от непрофильного актива и выставила киностудию на продажу. В принципе, у "Юнайтед артистс" не было собственной производственной базы. Студия инвестировала в производство фильмов, а потом осуществляла их прокат. Банкротить то нечего было.
"Юнайтед артистс" была приобретена другой американской инвестиционной компанией "Трансинда", которая уже владела киностудией "Метро-Голдвин-Майер". Эти две киностудии были объединены и получили лейбл MGM/UA Entertainment Company.
Но ведь надо же было на Чимино всех собак повесить - и фильм уродский снял, и студию обанкротил. И сразу же стали присматриваться к "Охотнику на оленей" - а не перехвалили этот фильм два года назад? Никакой это на самом деле не новоявленный гений, а простой неумеха-неудачник.
И вообще пора кончать эту практику - давать волю кинорежиссерам снимать, что им вздумается без всякого контроля. Народу нужны лихие, развлекательные, коммерческие блокбастеры, а не авторское кино с бюджетом блокбастера. Пора всех этих гениев "Нового Голливуда" прибрать к ногтю. Главным критерием успешности фильма теперь должны служить кассовые сборы.
Майкла Чимино после этого четыре года не подпускали к производству фильмов. Замыслов у него было много. В случае успеха "Врат рая" он собирался снять свою третью киноэпопею подряд - о "Великой войне сиу" 1876-1877 гг., когда американское правительство начала войну против индейских племен сиу и шайенов, чтобы захватить их земли в Дакоте и Вайоминге.
Материал для вестерна просто шикарный - одни только культовые личности американской истории - Сидящий Бык, Бешеный Конь, генерал Кастер чего стоят. И ведь опять Чимино мог трактором пройтись по американским мифам о злобных индейцах и благородных белых. Но не вышло.
Только в 1985г. Чимино снял на MGM/UA полицейский боевик "Год дракона". Сценарий был им написан совместно с Оливером Стоуном. Фильм рассказывает о поляке Стенли Уайте, о начальнике одного из полицейских участков в Чайна-тауне Нью-Йорка, который решил победить китайскую мафию. Снят, как всегда у Чимино, очень красиво, с дотошным вниманием к деталям. Но уже не то. Нет чистоты жанра.
Зачем-то добавлена, и не вполне внятно, "вьетнамская" тема. Стенли Уай, его играет Мики Рурк, ветеран вьетнамской войны с вполне оформленным ПТСРом. Всё переживает за поражение во Вьетнаме и не хочет проиграть и на этот раз китайским бандитам.
В США Чимино обвинили в расизме в связи с тем, как он изобразил китайцев. Как вы помните, его уже обвиняли в правом фашизме в связи с изображением вьетнамцев в "Охотнике на оленей". И "Год дракона" опять номинировали на "Золотую малину" в пяти номинациях. А вот в Европе фильм имел успех, номинировался на "Сезара", как лучший иностранный фильм 1985 г.
Потом он снял ещё три боевика. Но особого успеха они не имели и опять принесли убытки студии. Последний фильм он снял в 1996 г.
Семьи у Чимино никогда не было. Постепенно с ним стали происходить изменения личности. В своё время он был стандартным итальянско-американским мачо, таким как Сталлоне или Аль-Пачино. Теперь он постепенно начал приобретать андрогинный вид. В начале девяностых Чимино начал представляться как женщина, называть себя Никки, в чем ему помогала стилист и косметолог Валери Дрисколл. Он сделал несколько косметических операций. И вот каким стал в конце жизни. Умер он в 2016 г. в возрасте 77 лет.
Единственным близким человеком всю жизнь была для него Джоанна Карелли, которая в 1982 г. вышла замуж за композитора фильмов Чимино Дэвида Мэнсфилда. Именно она выступила инициатором и главным мотором масштабнейшей реставрации в 2012 г. "Врат рая". Полгода Чимино занимался этой реставрацией. Сделал фильм более ярким, и насыщенным цветом. Вернул фильму версию в 219 минут, которую сейчас и можно посмотреть.
В первоначальном варианте Чимино применил сепию, она осталась в сценах танцев на роллердроме, для придания фильму некой документальности. Но теперь он очистил изображение от сепии и фильм от этого только выиграл. Его постепенно стали признавать шедевром всех времен и народов. Вносить во все перечни величайших фильмов.
Почему же критика так сразу и беспощадно уничтожила в 1981 г. этот шедевр? А через 30 лет фильм признали шедевром.
Очень похоже на заранее составленный заговор. Такое единодушное уничтожение фильма критиками, как вполне сформировавшимся заговором объяснить нельзя.
Это один из самых антиамериканских фильмов, разрушающий в ноль миф об "американской мечте", о США, как самой свободной стране, как "сияющем Граде на холме".
Белые американские аристократы, васпы, элита американского общества, зверски уничтожает не индейцев. Индейцы они плохие, недоразвитые дикари, неподдающиеся цивилизации, потому не имеющие права на существование, и поэтому их проблемы белого шерифа не интересуют. Американкская элита уничтожает белых - иммигрантов из Европы, которые и сделают эту самую Америку потом великой. Десятки миллионов этих иммигрантов.
А, так сказать, прирожденная американская белая элита, которой всего-то в стране тысяч 200-300, она этим иммигрантам показывает их место. Или на кладбище, или в батраки. Знайте своё место и никакой "американской мечты".
И вдобавок, кто же снял этот антиамериканский фильм - потомок итальянских иммгрантов в третьем поколении. Как раз иммигрировали во время действия "Врат рая". И этот итальяшка будет нам разрушать миф об "американской мечте"? Ну, это вряд ли. Объявим фильм "уродским". самым худшим за историю Голливуда и похороним навсегда. Ничем другим этот заговор объяснить нельзя.
Да, после "Врата рая" Чимино не смог подняться в последующих фильмах до их уровня и уровня "Охотника на оленей". Как сказал Крис Кристофферсон - "наша с Майклом кинокарьера была погребена под обломками "Врат рая", но зато какие это были обломки!". Но вот этих двух шедевров - "Охотник на оленей" и "Врата рая" - этого с лихвой хватает на своё собственное место гения Голливуда, хотя сейчас и забытого.