Ключевая особенность драматургии Чехова — отсутствие прямолинейных решений и однозначных положительных героев. В пьесе «Вишнёвый сад» нет персонажа, который мог бы считаться воплощением авторского идеала, и отрицательные черты каждого из них наиболее ярко проявляются в их отношении к центральному символу — вишнёвому саду.
Раневская и Гаев — единственные герои, способные по-настоящему ощутить вневременную красоту сада. Восхищение Любови Андреевны исполнено лиризма и глубокого чувства:
«Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...» Использование олицетворений свидетельствует не только о её эмоциональности и образованности, но и о восприятии сада как живого существа. Однако возвышенные чувства не подкрепляются практической волей. Непрактичность, инфантилизм и финансовая безответственность (жизнь в Париже не по средствам, забытые долги по имению) приводят к катастрофе. Гаев ограничивается пу